ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Решение Страсбургского суда по делу азербайджанского оппозиционера Ильгара Мамедова не содержит прямого требования освободить его, говорится в ответе правительства Азербайджана Комитету министров Совета Европы. Сторонники Мамедова и его адвокат назвали доводы правительства несостоятельными.
Как писал "Кавказский узел", 16 ноября ЕСПЧ признал нарушение права лидера азербайджанского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгара Мамедова и на справедливое судебное разбирательство постановил выплатить ему 10 тысяч евро компенсации. В мае 2014 года ЕСПЧ обязал Азербайджан выплатить оппозиционеру по его жалобе на незаконный арест в качестве компенсации 22 тысячи евро. 21 сентября Комитет министров Совета Европы анонсировал запуск механизма санкций против Азербайджана за неисполнение решения Страсбургского суда по первому делу Мамедова.
В январе 2016 года генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд на примере дела Мамедова заявил о невыполнении Баку решений ЕСПЧ, назвав это недопустимым. В октябре 2017 года Совет Европы потребовал от Азербайджана объяснений в связи с неисполнением решения ЕСПЧ по первому делу Мамедова - СЕ дал азербайджанским властям возможность решить вопрос об освобождении оппозиционера до 26 ноября и избежать санкций, а до 29 ноября "представить свое мнение в письменной форме". Комитет намерен вернуться к рассмотрению вопроса 5 декабря.
Правительство Азербайджана ответило Комитету министров Совета Европы, указав на отсутствие прямого требования освобождения Ильгара Мамедова из заключения в решении Страсбургского суда, рассказал член правления движения ReAl, эксперт в области права Эркин Гадирли корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Гадирли, в ответе правительства Азербайджана Комитету министров Совета Европы сказано, что у правительства "был выбор путей исполнения решения суда", так как в этом решении не было прямой формулировки о том, что "Ильгар Мамедов должен быть немедленно освобожден". Кроме того, правительство Азербайджана пообещало предпринять "необходимые шаги по делу Ильгара Мамедова в соответствии с решением суда".
"Я не располагаю полным текстом документа, мой источник в Совете Европы прислал мне только резолютивную часть, но этого, я думаю, достаточно для того, чтобы понять позицию властей по данному вопросу", - сказал Гадирли корреспонденту "Кавказского узла".
По информации юриста, официальное сообщение будет опубликовано на сайте Совета Европы в ближайшие дни. Резолютивную часть документа на английском языке Гадирли процитировал на своей странице в Facebook.
"В целом, принимая во внимание отсутствие какого-либо решения суда о том, чтобы обеспечить немедленное освобождение заявителя, и дискреционное право Высокой договаривающейся стороны (широкие полномочия, дающие государству возможность действовать по своему усмотрению. - Прим. "Кавказского узла") на выбор средств для выполнения решения суда, правительство считает необходимым принять необходимые меры для соблюдения решения суда по данному делу", - говорится в цитате, которую привел юрист.
Лидер демократического оппозиционного движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов в марте 2014 года получил семь лет заключения по обвинению в организации беспорядков в городе Исмаиллы. Протесты жителей Исмаиллы 23 января 2013 года были вызваны ДТП с участием владельца местного элитного отеля. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы материалы о беспорядках в Исмаиллы.
Гадирли раскритиковал доводы властей
Доводы властей Эркин Гадирли считает несостоятельными. "Формально правительство написало правду в том смысле, что в решении ЕСПЧ нет прямого предписания о немедленном освобождении Мамедова. Однако в решении ЕСПЧ по первому делу Мамедова признано нарушение его прав по статьям 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Европейской конвенции прав человека. Это означает, что Европейский суд признал неправомерным заключение Мамедова под стражу и политический характер его дела. Согласно практике суда, признание совместного нарушения прав по статьям 5 и 18 априори предусматривает освобождение заключенного", - сказал Гадирли.
Довод о том, что у властей был выбор путей для исполнения решения Страсбургского суда юрист назвал необоснованным. "Свобода выбора есть, когда речь идет о мерах общего характера, то есть о совершенствовании законодательства в соответствии с рекомендациями, установленными в вердикте ЕСПЧ. В данном же случае речь идет о мерах индивидуального характера и об однозначном признании нарушения прав заявителя, тут ни о каком выборе речь не может идти. Тут указан один путь исполнения решения ЕСПЧ", - подчеркнул Эркин Гадирли.
Ответ правительства не вносит ясности в вопрос, будет ли Ильгар Мамедов освобожден, отметил юрист. "В письме говорится, что правительство примет "необходимые шаги по делу Ильгара Мамедова в соответствии с решением суда". Это очень дипломатичный ответ, из него не ясно, намерены ли власти в ближайшее время освободить Мамедова или нет", - сказал Гадирли корреспонденту "Кавказского узла".
Адвокат Мамедова Ильгара Фуад Агаев подтвердил по существу слова Гадирли об ответе азербайджанских властей. По словам адвоката, об этом ответе правительства ему в устной форме сообщил представитель Совета Европы. "Ответ более чем неубедительный. Какое еще иное решение должно следовать из вердикта ЕСПЧ, как не освобождение Ильгара Мамедова, если суд признал незаконность заключения под стражу и политические мотивы ареста? Это просто отписка", - сказал Агаев корреспонденту "Кавказского узла".
Джафаров: Мамедов единственный, кого не освободили по аналогичным решениям ЕСПЧ
Глава Клуба прав человека Расул Джафаров подтвердил информацию об ответе правительства Азербайджана Комитету министров Совета Европы. "Признание нарушения прав по статье 18 однозначно предполагает освобождение заявителя, а признание политических мотивов в деле Ильгара Мамедова предполагает его безоговорочное освобождение. В истории ЕСПЧ было всего пять случаев признания нарушения прав по статье 18, и в четырех случаях - по делам Владимира Гусинского (Россия), Юрия Луценко и Юлии Тимошенко (Украина), Михаила Чеботари (Молдавия) - решения были исполнены. Только в случае с Мамедовым решение суда не исполняется уже более трех лет", - сказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Он предположил, что ответ Баку не устроит Комитет министров Совета Европы. "Думаю, что Комитет министров сочтет неудовлетворительным ответ Баку, но власти на всякий случай застраховались, заявив, что примут "необходимые шаги". Если Совет Европы займет жесткую позицию, и санкции в форме приостановления голоса страны в организации станут неизбежными, то Мамедова могут освободить, включив его в традиционное предновогоднее помилование", - считает Расул Джафаров.
Официальные властные структуры Азербайджана дело Мамедова не комментируют, а полномочный представитель Азербайджана в ЕСПЧ Чингиз Аскеров оказался недоступным для комментариев. В Бакинском офисе Совета Европы корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что не располагают информацией об ответе правительства Азербайджана Комитету министров.
Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" содержится статья о преследовании правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане, а в разделе "Персоналии" можно ознакомиться с биографией Ильгара Мамедова.