ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по делу Юлдуз Алиевой и Анастасии Шилихиной осужденный за финансирование терроризма уроженец Чечни заявил, что никого из подсудимых он не знает. Никакого отношения к делу допрошенный сегодня свидетель не имеет, заявила защита.
"Кавказский узел" сообщал, что 24 октября окружной военный суд в Ростове-на-Дону приступил к рассмотрению дела в отношении жительницы Волгоградской области Анастасии Шилихиной и уроженки Дагестана Юлдуз Алиевой. Девушки обвинены в финансировании воюющих в Сирии боевиков (ч.1 ст.205.1 УК РФ). Подсудимые вину отрицают. 12 декабря свидетель обвинения Алима Мурзагалиева призналась, что давала ложные показания на стадии следствия.
По версии следствия, Юлдуз Алиева со своими знакомыми Анастасией Шилихиной и Мадиной Досумовой (уехавшей, по данным следствия, в Сирию), зарегистрировала в 2013 году закрытую группу в соцсети "ВКонтакте" "VLG-город, приютивший странников…". Целью данной группы, как считают следователи, был сбор денег в пользу боевиков в Сирии. В результате участники группы в соцсети на телефонный номер Досумовой перечислили 23 050 рублей, которые та отправила, согласно материалам дела, на поддержку террористической деятельности. Подсудимые утверждают, что группа "VLG-город, приютивший странников…" была создана для координации благотворительной деятельности. Жительница Волжского Мадина Досумова с 31 марта 2014 года находится в розыске.
Свидетель Мусаев заявил, что не финансировал боевиков
Сегодня в Северо-Кавказском суде продолжилось рассмотрение уголовного дела по обвинению Юлдуз Алиевой и Анастасии Шилихиной в финансировании терроризма, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Сегодня в зале суда присутствовали: коллегия судей, двое подсудимых, гособвинитель, двое адвокатов подсудимых, родители Юлдуз Алиевой - Шамшитдин и Нурьян Алиевы.
Процесс находится на стадии предъявления доказательств стороной обвинения. В ходе заседания был допрошен свидетель обвинения, 40-летний уроженец Чечни Исса Мусаев, постоянно проживавший в Волгоградской области.
Мусаева в наручниках в зал суда ввел конвой из шести полицейских, так как он является осужденным за финансирование терроризма. Из допроса Мусаева выяснилось, что "в суде он увидел Юлдуз Алиеву и Анастасию Шилихину в первый раз". Его допрос никак не затрагивал предъявленных им обвинений о сборе средств для боевиков в Сирии через закрытую группу в соцсети "ВКонтакте" в 2013 году.
При этом Мусаев стал не первым свидетелем на процессе, давшим косвенные показания. Выступавшие на заседании 8 декабря свидетели также заявляли, что не знакомы с Алиевой и Шилихиной, отмечает корреспондент "Кавказского узла".
Прокурор Надолинский спросил у свидетеля, финансировал ли он исламских боевиков, и, в частности своего двоюродного брата Беслана Таймасханова. По утверждению силовиков, Таймасханов воюет на стороне боевиков в Сирии.
Мусаев отверг обвинение. Он рассказал, что "из родственных чувств продал имущество, принадлежащее его двоюродному брату, и отправил через Western Union деньги на реквизиты, которые тот ему указал". Мусаев не согласился с утверждениями прокурора, что он переводил деньги скрытно.
Также свидетель пояснил, что его брат проживает за границей вместе с женой и пятерыми детьми, и эти деньги предназначались ему для жизни с семьей. В связи с существенными противоречиями, прокурор попросил суд огласить показания свидетеля, которые тот дал в ходе следствия.
В частности, ранее в своих письменных показаниях свидетель утверждал, что финансировал боевиков ИГ*, заявил прокурор. Защита выступила против ходатайства прокурора, возмутившись тем, что ведется допрос свидетеля, не имеющего отношения к делу.
Так, адвокат Юлдуз Алиевой Ольга Забелова указала на то, что свидетель не знаком с подсудимыми и ничего не может показать по делу. "В связи с чем допрашивается свидетель — непонятно! Что он может пояснить — непонятно!", - сказала Забелова.
Со своим коллегой согласилась защитник Анастасии Шилихиной Людмила Рагулина, которая заявила, что доказательства, рассматриваемые судом, должны относиться к делу. "Абсолютно неясно, какое отношение к делу имеют показания данного свидетеля", - заявила Рагулина.
С февраля 2017 года под арестом находится уроженец Дагестана Шамиль Нурмагомедов, обвиненный в спонсировании "Исламского государства"* после отправки денег родному брату, Марату Нурмагомедову. "Кавказский узел" опубликовал полный текст интервью с отцом братьев Казимом Нурмагомедовым "Вернуть живым: за сыном из Дагестана в ИГИЛ"*. "Однозначно, все наши действия были направлены на то, чтобы помочь Марату оттуда выйти. Я следствию объяснял, что туда [в Сирию] не ходит трамвай: заплатил и вышел оттуда. Там нужно платить. Это бизнес. Подвернется канал выйти оттуда, а ты скажешь — извините, у меня денег нет. Деньги нужно иметь все время под рукой, чтобы, как только появится шанс, выскочить оттуда", - рассказал Казим Нурмагомедов.
Свидетель рассказал суду об угрозах силовиков
Однако суд удовлетворил ходатайство прокурора и тот огласил протокол допроса свидетеля от 11 августа 2017 года. Гособвинитель Надолинский с выражением зачитал длинный, написанный сложным языком документ, вызвав улыбки у присутствующих.
Прокурор заявил, что осужденный Мусаев "отзывался о своем двоюродном брате Беслане Таймасханове как об одном из сторонников ИГ*". Летом 2014 года он уехал в Сирию воевать на стороне этой запрещенной в России организации, заявил прокурор.
Как следует из письменных показаний Мусаева, его брат в ходе переписок в мессенджерах рассказывал, "что воюющим на стороне ИГ* братьям-мусульманам необходимы оружие, боеприпасы, продовольствие, а в особенности, финансы".
"Учитывая родственные связи с Бесланом, этническую общность, а также систематические уговоры и убеждения Беслана, я проникся идеями "Исламского государства"* и захотел сделать свой своеобразный вклад для поддержки своих братьев, воюющих на стороне ИГ*… и стал перечислять им денежные средства", - зачитал первоначальные показания свидетеля прокурор.
По его словам, судя по показаниям осужденного, Таймасханов давал Мусаеву указание при перечислении денежных средств "соблюдать принципы конспирации". В случае задержания "отрицать свою причастность к осуществлению переводов", следует из показаний, полученных в ходе следствия.
После завершения оглашения свидетель Мусаев заявил, что он "не давал зачитанных прокурором показаний". "Я не давал таких показаний. Чтобы так излагать, нужно 2-3 высших образования, а у меня девять классов всего", - заметил свидетель.
Мусаев пояснил, что после предъявления ему обвинения в финансировании терроризма он, по просьбе адвоката, пошел на досудебное соглашение и "подписывал протоколы, своих допросов не читая". Мусаев сказал, что подписал протокол допроса по делу, где он проходит свидетелем.
Также, по словам свидетеля, к нему в СИЗО приходили с угрозами сотрудники правоохранительных органов. Допросив Мусаева, суд объявил перерыв до 20 декабря.
Сегодня обе стороны процесса отказались комментировать ход сегодняшнего заседания. "Сегодня сами все видели", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Людмила Рагулина. "Комментариев не даем", - заявил гособвинитель Надолинский.
"Кавказский узел" публикует новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также размещен материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*" .
* организация признана террористической и запрещена в России судом.