04:42 / 05.03.2018Правозащитник призвал не давить на детей в конфликте властей Ингушетии с муфтиятом

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ученики школы чтецов Корана в ингушском селе Долаково, куда с проверкой нагрянули силовики, стали заложниками в конфликте между муфтиятом и властями республики, заявил лидер организации "Машр" Магомед Муцольгов. Сам конфликт раскалывает общество, и вина за него лежит на обеих сторонах, считает правозащитник, обратившийся к Путину с призывом защитить детей от давления.

Как сообщал "Кавказский узел", 1 марта силовики окружили школу хафизов (чтецов Корана наизусть) в селе Долаково Назрановского района. Сотрудники правоохранительных органов проверяли всю документацию и литературу на арабском языке, сообщил источник в силовых структурах.

Проверке школы предшествовала публичная полемика между главой республики и муфтиятом. 15 февраля глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что принял решение при помощи камер видеонаблюдения, установленных в мечетях, контролировать проповеди. Он объяснил это желанием не допустить "политизации проповеднической деятельности в мечетях".  Муфтият республики счел это решение попыткой не допустить критики в адрес чиновников и пригрозил Евкурову шариатским судом.

Проверка школы в Долаково прошла на фоне затяжного конфликта между муфтиятом и властями республики, обратил внимание руководитель правозащитной организации "Машр", блогер "Кавказского узла" Магомед Муцольгов.

"На протяжении уже почти трех лет продолжается конфликт между главой региона Юнус-Беком Евкуровым и муфтием Иссой Хамхоевым. Это личный конфликт двух фигур республиканского масштаба, однако проблема заключается в том, что это отражается на простом населении", - написал Магомед Муцольгов в обращении, адресованном президенту России Владимиру Путину, которое правозащитник опубликовал 4 марта в своем блоге на "Кавказском узле".

24 марта 2016 года Евкуров объявил о роспуске муфтията Ингушетии и его ликвидации как общественной организации. Совет тейпов Ингушетии в тот же день призвал Хамхоева уйти в отставку. 1 марта 2017 года Верховный суд республики приступил к рассмотрению иска Минюста о ликвидации общественной организации "Духовный центр мусульман Ингушетии" в связи с нарушением законодательства о некоммерческих организациях. 15 сентября 2017 года стало известно, что Минюст заключил мировое соглашение с муфтиятом . Однако полностью конфликт улажен не был. 

Проводившие обыски в Долаково силовики напугали детей, указывает правозащитник.

"Представители силовых структур, скрывая лица под масками, в полной боевой готовности на бронированной технике окружили школу хафизов (медресе). Во время проведения обыска в медресе никого не впускали и не выпускали. Никаких документов никому не предъявляли. Родители детей, находившихся в оцеплении, пытались поговорить с представителями силовых структур, которые не позволяли им зайти к детям. Ученикам, обучающимся священному писанию, не больше 12 лет. На протяжении двух часов запуганные и не понимавшие всей ситуации дети находились в стрессовой ситуации", - указал Муцольгов.

Подобное отношение к детям недопустимо, считает правозащитник, обращая внимание, что никакой реакции в связи с действиями силовиков от властей Ингушетии не последовало. "Мы так и не услышали возмущения власти, слов о недопустимости такого отношения к детям", - пишет блогер.

Он призвал президента наказать людей, допустивших подобное отношение к детям из Долаковской школы хафизов, а также освободить главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова от занимаемой должности.

Силовики провели в школе акцию устрашения

Муфтият столкнулся с теми проблемами, с которыми сталкивались оппозиция и правозащитники Ингушетии, прокомментировал произошедшее Муцольгов корреспонденту "Кавказского узла". 

"Муфтият молчал, когда было давление на оппозицию, правозащитников, несогласных граждан. А сейчас власть оказывает давление на муфтият. Причина, скорее всего, в том, что муфтият намеревался 3 марта провести большое собрание по поводу строительства мечети в столице, и силовики ходили к представителям духовенства и "просили" не ходить на это собрание. В результате власти решили показать силу", - сказал правозащитник.

Власть называет каждое собрание "провокацией", отметил Муцольгов.

"Они угрожают и не позволяют провести какие-либо акции. Они боятся скопления людей. Это показывает, насколько сложная общественно-политическая ситуация в Ингушетии и в целом в регионе", - сказал Магомед Муцольгов.

Противостояние властей и муфтията раскалывает общество, отметил он, добавив, что в конфликте есть вина обеих сторон. 

"В этом виноваты две стороны. Муфтий делит верующих мусульман на своих и чужих. Евкуров преследует представителей духовенства и правозащитников. У одного - весь административный ресурс, а у другого – поддержка духовенства. Единственное решение этой проблемы – отставка Евкурова и Хамхоева одновременно. Это может спасти ситуацию. Накал уже очень большой", - добавил Муцольгов.

В школе силовики не нашли ничего незаконного

Визит силовиков напугал детей, подтвердил представитель Духовного центра мусульман, директор школы хафизов в селе Долаково Адам Малороев.

"Две недели назад к нам пришли с проверкой. Проверили документы преподавателей, которые являются таджиками по национальности, но гражданами России. Все было нормально. Уехали, не обнаружив никаких проблем. А уже 1 марта приехали силовики на "Уралах" и с пулеметами, оцепили дом, напугали детей. Не задали никаких вопросов, не объяснили цель их действий... Я так и не понял, что они хотели. Надеюсь больше не придут к нам", - сказал корреспонденту Адам Малороев.

По его словам, местный участковый часто посещает школу и знает, что ничего противозаконного в учебном заведении не происходит.

"Раньше никаких претензий к школе не было. Это первый такой случай. У нас открытая школа. Любой желающий может посетить нас, пообщаться", - отметил директор школы.

"Кавказский узел" не располагает комментариями от представителей властей республики в связи с заявлением правозащитника, а также обстоятельствами проверки школы в селе Долаково.

Автор:
05.03.2018 в 19:19kolln
Действительно, трясти надо чинуш зажравшихся, которые не видят разницы между государственной и частной шерстью, а не образовательные учреждения, пусть даже религиозного характера. И, Магомед, перестань дружить с рестораторами, дело может до гипертонии дойти-;-))))). Не дай Всевышний, конечно )))). 
05.03.2018 в 17:01суровый
Преступное упущение властей Ингушетии,что они альтернативы предложить не могут.,а пустоту всегда займет религия,тем более на Кавказе.
05.03.2018 в 18:02суровый
Дети не представляют опасности пока они дети,и в эту школу пошли не по своей воле,а по настоянию родителей,не имея права выбора.А там, как чему учителя научат,а их родители,это жертвы девяностых,когда пошла мода на религиозные ценности,и возвращение к истокам,когда чтение Корана было приоритетней чтению Пушкина и Толстого.А так вы правы,БТР это слишком.Кошмарить нужно других.
05.03.2018 в 16:29Игорь Сажин
Тут как-то Патриарх Кирилл ляпнул, что атеистическое образование кончилось. Я же думаю, что атеистическая культура недоверия ко всем религиозному просто цветет во всех наших управленческих культурах. Неужели же не понятно, что вопрос недоверия к Исламу, это вопрос так же и недоверия к РПЦ, к Буддизму и ко всем остальным. Так что те, кто не верит Исламу, не верит вообще религозному мышлению, как созидательной конструкции. 
05.03.2018 в 12:48Игорь Сажин
Так и не понял, а как проповеди муфтиев и школа чтецов Корана взаимосвязаны? Конфликт между властями и муфтиями, как я понял, которые иногда говорят не то, что бы хотелось слышать власти от муфтиев. А чтецы Корана, которые с моей точки зрения, всего навсего вид искусства, каким боком к говорению муфтиев? 
05.03.2018 в 17:40karachaev
В смысле расплодили? В КБР мусульмане уже сотни лет, но почему-то радикализировались они именно после притеснений вот таких вот. Какую опасность могут представлять дети читающие Коран, что туда нужно приезжать на БТР в полной боевой аммуниции? Это идиотизм в чистом виде.
05.03.2018 в 19:11kolln
Я солидарен с вами, детей нельзя насилу заставлять изучать Ислам, либо другую религию, это должно делаться по желанию ребенка. Я помню как сыновья нашего соседа муллы учили Коран, когда мы ходили купаться на пруд. Из них вышли ленивцы и пьяницы, сидящие на шеях своих жен. Я помню  наш ровесник из тех братьев, он признавался нам как он ненавидит арабский алфавит.....Если у ребенка есть какие-то задатки, тяга к Исламу, он сам попросит отдать его куда-нибудь учиться, если интерес здоровый, надо дать ему такю возможность. Но ни в коем случае нельзя принуждать-можно вызвать протест, или затаенную обиду и нелюбовь к религии.
05.03.2018 в 16:08суровый
А не проще,во избежании проблем,не слишком увлекаться религиозными заморочками?В КБР кстати,сначала расплодили этих"муслимов",а потом начали бороться.
05.03.2018 в 16:53суровый
Чем быстрее это недоверие проникнет во все слои общества во всех регионах,тем будет лучше для государства.Может тогда родители будут отдавать своих детей в студии изучения иностранных языков например,или в кружки "Умелые руки".Все полезней для детей.В Афганистане наверное каждый второй хафиз,только ли есть толк от этого?
05.03.2018 в 15:48karachaev
Вы знаете в ситуации когда власть относится ко всем мусульманам как к потенциальным террористам, я ничего удивительного в этой новости например для себя не увидел. Сначала они с самого детства травят муслимов и относятся к ним как к преступникам, а после удивляются почему это эти дети вырастая начинают в них стрелять. Всё тоже самое было в КБР, когда излишне подозрительный Кяров душил всех муслимов, а после удивился как это так получилось что вчерашние пацаны взяли автоматы, и пошли убивать тех кто их ущемлял всё это время. Силовики сами играют с огнем.
05.03.2018 в 18:11суровый
А в Кабарде ислам был скорее традицией,нежели верованием,во всяком случае не таким,как в Ингушетии,Чечне,Дагестане,по большей части потому,что у нас всегда были сильны народные верования.
05.03.2018 в 17:42karachaev
Дети у нас брошены. никому до них дела нет. Кружки либо отсутствуют либо платные. В Нарткале каких только кружков не было раньше. Ничего нет. Дети и молодёжь слоняется по улицам. Построили спорткомплекс, отчитались, но так и не открыли, зато в сети гуляет ролик как там бухают и купаются исключительные граждане. 
05.03.2018 в 21:11Игорь Сажин
В том-то все и дело, что религия должна иметь альтернативу, а не запрет. Запрет наоборот притягивает и заставляет саму религию принимать очень опасные формы. Я в шоке от того, что делают наши власти с религиозными общинами разного, не только мусульманского толка. Выводить за пределы права религию очень опасно, она возвращается, но возвращается в таком состоянии, что справиться с этим практически не возможно. Вспомните, что с этого начинало и христианство как таковое. Христиан преследовали, христиан убивали, но через 2000 лет именно христианские течения стали определяющими во всех концах мира. Если религия не подавляется, а культивируется, то она быстро жиреет и люди в этой религии разочаровываются, она сама уходит от ржавчины разъедающей ее изнутри. Если религию давить, она ведет себя как растение, которое если вырвать с корнем, то ее семена рассыпаются очень широко и завтра в месте гибели растения дают всходы тысячи новых ростков. Хотите победить религиозное мышление - дайте альтернативу и не запрещайте религиозное решение. 
12.03.2018 в 16:34Салеховна
Авторам текста нужно было дать некоторые разъяснения читателям. Не каждый знает, сколько в Коране сур и аятов и что запомнить такой текст на арабском языке наизусть - это очень тяжелое занятие для ребенка. Сколько учеников в этой школе? Каким образом они учат Коран - механически запоминая текст или все же знают в нем все слова? Сколько лет занимает такое обучение и как оно соотносится с общеобразовательной школой? Если эта школа считается престижной, то что случилось в обществе, если знание Корана стало таким же значимым для детей ( вернее, их родителей), чем знание иностранного языка, математики, программирования или любого другого светского предмета? Кто преподает в школе ? Насколько компетентны приезжие преподаватели? Вопросов очень много. Ясно, что дело не в школе. Конфликт идет между Ю.Евкуровым и муфтиатом. Первый выступает за равенство салафитов с другими мусульманами (кстати, Ингушетия - единственная из республик, в которой власти терпимо к ним относятся), а муфтиат - всячески против. И это - неслыханная смелость для муфтиата не соглашаться и конфликтовать с действующей региональной властью. Почему вдруг муфтиат стал таким смелым, ведь на такое противостояние не осмеливается ни один муфтиат на  Северном Кавказе? Какие у него ресурсы за пределами Ингушетии, если они есть, конечно. Надо копать глубже. В преддверии выборов оппоненты меряются силами. И дети стали заложниками их противоречий. Насколько я знаю, есть еще земля, отведенная под исламский центр, вокруг которой тоже есть противоречия.