ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Шариат расходится с Уголовным кодексом России в оценке некоторых деяний и наказания за них, но не так сильно противоречит ему, как адаты, констатировали опрошенные "Кавказским узлом" исследователи исламского права.
Юрист Правозащитного центра "Мемориал" Денис Шедов, ассистент кафедры теории и истории права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", на практике исследует правовую культуру прихожан московских мечетей. Об итогах своих исследований он рассказал 20 апреля в лекции "Фикх и исламское право в фокусе различных подходов к правопониманию", организованной Центром исламоведения Фонда Марджани и культурным центром "Дар" Духовного управления мусульман России в библиотеке "Дара".
Денис Шедов придерживается определения "шариата" и "фикха", сформулированных исламоведом и юристом Леонидом Сюкияйненом. "Шариат — это юридические постулаты, непосредственно сформулированные в Коране и Сунне, основных его источниках. Фикх — это нормы, выводимые из шариатских текстов на практике, и знание об этих нормах", - пояснил он слушателям.
Шариат (от арабского "аш-шариа" - прямой, правильный путь, предписания, установленные в качестве обязательных) - комплекс обязательных для мусульман предписаний, религиозно-этическая основа мусульманского права и нравственности. Его можно определить как учение об исламском образе жизни. Основные проблемы шариата разрабатываются мусульманской юриспруденцией (фикхом), регламентирующей степень дозволенности тех или иных действий, говорится в справочном материале "Кавказского узла".
Шариат расходится с Уголовным кодексом России в сфере суда и наказаний
Корреспондент "Кавказского узла" спросил исследователей исламского права, какие нормы шариата вступают в противоречие с нормами российского уголовного кодекса. Противоречия, по словам ученых, есть в сфере суда и наказания по шариату.
"Фактически есть только одна сфера, которая может вступить в конфликт с действующими законами. Это сфера суда и наказания по шариату. При этом я не наблюдаю стремления большинства мусульман к обязательному претворению этих норм, к тому же их исполнение требует наличия определенных условий", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" коллега Шедова, молодой ученый из Дагестана Камиль Магомедов, который на факультете права "Высшей школы экономики" в Москве занимается исследованиями на тему концепций государства в исламе.
Любая правовая норма содержит гипотезу, диспозицию и санкцию, и основные противоречия российского уголовного законодательства и норм шариата - именно в части санкций, пояснил он.
"С точки зрения двух первых пунктов нормы шариата и российского уголовного кодекса по большинству преступлений близки друг другу: убийство считается убийством, кража - кражей, разбой - разбоем. Но есть разница в санкциях. Так, за кражу по шариату полагается отсечение руки, но при этом не всякое тайное хищение чужого имущества будет кражей. Например, тот кто взял, будучи голодным, без cпроса еду, вором не считается. В УК России иное понимание кражи и видов наказания за нее", - привел пример Магомедов.
Другим примером, по его словам, можно считать наказание за убийство. "В случае умышленного убийства шариат предполагает три варианта решения - либо смертная казнь, либо компенсация потерпевшим, либо прощение. Уголовный кодекс России не такие санкции предусматривает. Тем не менее, если государство наказывает преступника, то этим мусульманин может быть и удовлетворен", - рассказал Камиль Магомедов.
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, по статье 158 УК России может наказываться денежным штрафом, обязательными либо исправительными работами, ограничением свободы либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При наличии отягчающих обстоятельств статья предполагает до шести лет лишения свободы. Умышленное убийство, согласно статье 105 УК России, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. При наличии отягчающих обстоятельств, одним из которых является мотив кровной мести, убийство может наказываться лишением свободы на срок до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Соблюдение адатов иногда вступает в конфликт с нормами шариата
Нарушение мусульманами норм Уголовного кодекса России в силу иного понимания права чаще бывает обусловлено следованием адатам, а не нормам шариата, подчеркнул Магомедов.
"Адат" - "обычай" (араб. 'ада, мн. ч. "адат") - у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шариате. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай, говорится в справке "Кавказского узла".
"Например, умыкание невесты по УК России расценивает как похищение человека. Но этот проступок совершается по обычаю, а шариатом - осуждается. Многие религиозные деятели указывают на неприемлемость этого проступка. Или кровная месть: по шариату возмездие убийце возможно только по приговору суда, а не является неким долгом семьи", - подчеркнул Камиль Магомедов.
Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. На Северном Кавказе принцип кровной мести продолжает действовать, говорится в справке "Кавказского узла" "Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе".
Древний обычай похищения невест также до настоящего времени практикуется на Кавказе, например в Чечне, Дагестане и Ингушетии, говорится в справке "Кавказского узла" "Похищение невест – преступление или традиция?".
С другой стороны, некоторые деяния оцениваются шариатом как преступные, но в российском уголовном праве таковыми не являются. Например, измена религии, за которую по шариату полагается смертная казнь, отметил Камиль Магомедов.
"Публичное прелюбодеяние также отсутствует в УК России как преступление, а по шариату оно карается, причем за супружескую неверность положена смертная казнь. Помимо этого, шариат считает преступлением пьянство и гомосексуализм, однако наказание за все эти преступления возможно лишь по приговору суда, уполномоченного государством к претворению в жизнь законов. Любой другой путь является недопустимым", - подчеркнул ученый.
Шедов: мусульмане могут соблюдать шариат в России, но ограниченно
Согласно выводам Дениса Шедова, мусульмане в России могут исполнять нормы шариата без конфликта с уголовным законодательством, так как основные противоречия шариата государственным законам лежат за пределами уголовного права. Как, например, предписание носить хиджаб в общественных местах, чего не допускает руководство некоторых учебных заведений, или молитвы в общественных местах, на которые могут налагаться ограничения властями. Дополнение "Кавказского узла" от 12:15 мск 18.05.2018: по мнению Дениса Шедова, мусульмане в России могут исполнять нормы шариата во многих случаях без конфликта с официальным законодательством. При этом он отмечает, что существуют отдельные противоречия.
Таким образом, соблюдать нормы шариата на практике мусульмане в России могут по мере возможности ввиду наличия иной юридической системы, констатировал Шедов.
"Например, ипотека расценивается как риба (ростовщическая сделка) и запрещена шариатом, однако в России в условиях вынужденности (это шариатская категория) может быть дозволено ее использование. Или, например, раздел наследства по шариату: никто не мешает, особенно в Москве, обратиться к нотариусу, который оформит завещание таким образом, чтобы были соблюдены шариатские условия распределения имущества. Даже вопрос многоженства решаем: детей от других браков можно усыновить, а имущество поделить на договорной основе", - сказал Шедов корреспонденту "Кавказского узла". Дополнение "Кавказского узла" от 12:16 мск 18.05.2018: как заметил Денис Шедов, в настоящее время “отсутствует какая-либо ответственность за многоженство, и представляется практически возможным мусульманину состоять в фактических семейных отношениях с несколькими женщинами”
При этом, по мнению Шедова, государство не должно называть правом только те нормы, которые оно издаёт. "Вполне возможно использовать опыт, к примеру, Дании, где ряд обычаев введен в местное законодательство, в том числе уголовное. Например, до наказания преступника там ведутся переговоры между общинами. Или Израиля, где продолжают действовать шариатский, раввинатский, патриарший суды, - они действуют как третейские в разрешении ряда проблем. Какие-то соответствующие изменения можно ввести и по отношению к Чечне или Дагестану", - предложил Денис Шедов.