12:25 / 12.10.2018Памятник жертвам репрессий установлен на деньги жителей Кабардино-Балкарии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители села Псыгансу собрали около 200 тысяч рублей на памятник родственникам, ставшим жертвами сталинских репрессий. 10 октября на открытие памятника пришли около 250 человек, рассказал глава Ассоциации жертв политических репрессий Маркс Шахмурзов.

Памятник жертвам политических репрессий в селении Псыгансу Урванского района установлен на деньги около 30 жителей села и выходцев из него, живущих в Нальчике и в Москве, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Ассоциации жертв политических репрессий Маркс Шахмурзов.

По его словам, на памятник было собрано около 200 тысяч рублей, из них на сам монумент потрачено 160 тысяч рублей, а на оставшиеся деньги были устроены поминки.

При этом многие жители села активно участвовали как в сборе средств, так и в организационных мероприятиях и непосредственно в установке памятника, подчеркнул Маркс Шахмурзов.

На открытие памятника в центре селения 10 октября собралось около 250 человек, уточнил он.

Памятник представляет собой гранитный камень высотой 2,7 метра, установленный на железобетонном основании, обложенном плиткой. На камне высечены имена 78 репрессированных жителей селения Псыгансу. Среди них Тлостановы и Безировы - по 11 человек из каждой фамилии, Шахмурзовы – четыре человека из одной семьи, а также десятки других фамилий.

"Все они были расстреляны в 1937 году. Вся их вина была в том, что они были зажиточнее, чем остальные жители села, и не хотели отдавать нажитое в создаваемый колхоз. Их всех расстреляли практически в один год. Неизвестно, где они похоронены. Мы решили, что этот памятник будет для них общим надгробием", - рассказал Маркс Шахмурзов. Он уточнил, что его дед был расстрелян, а отец репрессирован. Сам Маркс Шахмурзов родился в Казахстане, куда была сослана его семья.

8 марта 1944 года советская власть провела операцию по выселению балкарцев. Всего за два часа из Кабардино-Балкарской АССР были отправлены в Казахстан и Среднюю Азию инвалиды войны, семьи фронтовиков, руководители партийных и советских органов. К местам поселения были отправлены 37 713 балкарцев, из них 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины. За 18 дней дороги в необорудованных вагонах умерли 562 человека. Лишь в 1957 году балкарцам было разрешено вернуться на родину, говорится в справке "Кавказского узла" "Депортация балкарцев".

Житель села Мухарби Безиров рассказал, что его отец также был репрессирован, а дед расстрелян. "Людей обвиняли в троцкизме, а они даже не знали, кто такой Троцкий. Этого никогда не должно больше произойти в нашей стране", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мухарби Безиров.

Напомним, что при Сталине проводились массовые аресты, депортации и расстрелы по национальному признаку, и целые народы объявлялись "враждебными". "У нас есть множество документов об острых конфликтах на национальной почве. Сталин оставил очень сложное наследство в этом вопросе", - считает автор биографии "Сталин. Жизнь одного вождя" Олег Хлевнюк. О других популярных заблуждениях, основанных на действиях Сталина до и во время войны, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "10 мифов о роли Сталина в Великой Отечественной войне".

Автор:Людмила Маратова
12.10.2018 в 17:27301
Что ты кукарекаешь.
12.10.2018 в 15:28Игорь Сажин
В одном городе России ставят памятникам жертвам, а в других городах палачам. Похоже гражданская война в России продолжается?
12.10.2018 в 17:31301
Слышишь разве по верунам все что происходит не по воле аллаха?)и почему ты аллах пишешь по латински клоун
12.10.2018 в 17:23301
Эти собравшииеся дегенераты не хотят поставить памятник жеотвпм исламского террора?от террора погибло 1000 людей и до стх пор гибнут вот соасем недавно такого парня бородатые твари убили.получается это толпа поддерживпет террор.цинисные лицемеры.
12.10.2018 в 12:48Bek1575
Да преувеличит Аллаh ваше вознаграждение, сделает хорошим ваше терпение и утешение и да простить Аллаh ваших покойных!
12.10.2018 в 17:30301
Кого Сталин сажал.кпзнокрадов воров изменников тех кто против сов власти воевал тез кто рел бредни толкал и тех кто с немцами сотрудничал никакие вы не жертвы а лжецы лицемерные.
12.10.2018 в 16:55Че
надо памятник маразму поставить в лице маркса
12.10.2018 в 19:02297
маркс был умнейшим человеком.
12.10.2018 в 17:20301
Игорь вы кого имеете в виду палачам романовым петру 1 грозному бегемоту 3 екатерине 2 женщине имеющей 1000 любовников при которой народ умирал кае мухи кто или владимир святой который брата замочил и берем жену его изнасиловал.кто палач.николашка кровавый "святой"
12.10.2018 в 20:41297
народ не страдал ну да, ну да.
13.10.2018 в 01:13Dgulat1

30 тыс не расстреляно, а репрессировано.

демагог. памятник тем чьи могилы не известно где, ты меня [...] зеленый еще защитником бандитов пытаешься выставить?

иди ка куда подальше со своими примитивными провокациями поисками врагов, [...]. 

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности.]

12.10.2018 в 21:11Игорь Сажин
Я читал про дело Королева, там не было про растраты, откуда вы это взяли? Королев не имело дело с деньгами. Его обвинили в том, что Королев вредил, что он изготавливал то, что летать не может. Он был посажен за вредительство. Так что извините, тут вы не правы. За растрату был посажен его начальник имевший отношение к деньгам Клейменов. Дело Вавилова тоже не связано с растратами, его посадили за связь с иностранными разведками, он слишком много общался с иностранными учеными-агрономами. Обвинительного заключение, по которому его приговорили касалась того, что он умышленно уничтожал наиболее всхожие сорта зерновых, умышленно вредительствовал в сельском хозяйстве. К растрате там отношение имела только тема якобы уничтоженных им семян, которые были закуплены за границей на валюту. Умышленное уничтожение так доказать не смогли. Дело не том, что Сталин хотел кого-то там уничтожать умышленно. НКВД работало по доносам и на Королева и на Вавилова был донос, а потом пошло расследование, где людей просто били заставляя признаться в том, что они не делали, дать показания на других. В результате появлялись дела. Так было с очень многими учеными. А что касается не тронутых священников, то уж извините, не соглашусь с вами полностью. Священство высшего ранга, даже полностью согласное с советской властью было репрессировано 100%. Среднее священство и низшее (сельские священники) почти под 100%. У нас тут один человек собирает информацию о репрессированных священниках в регионе и он мне сказал, что пока из списка всех священников, он не нашел ни одного, который хотя бы раз не отсидел, хотя бы месяц в тюрьме или колонии. Под раздачу попали все, мало того, я тут недавно разбирал документы по одному селу в Воронеже и обнаружил интересный факт, что крестьянскую семью выселяли как кулаков из деревни на Север России только за то, что их дочь была монашкой. Т.е. само наличие родственника связанного с религией признавалось преступлением. Я сейчас пытаются найти куда выслали эту семьи и какова их судьба в ссылке была. Но посмотрим что там дальше. И еще один интересный факт. Мне показали документы на одного репрессированного священника, которого посадили в лагерь. А его дети пошли в колхоз, но поддерживали связь с отцом. Когда его выпускали из тюрьмы, он жил у сыновей. Потом война, они оба ушли на фронт. А их отца в лагерь забрали и расстреляли. Оба сына вернулись с фронта живыми в орденах и медалях, а от отца даже могилы не осталось. 

12.10.2018 в 20:47Игорь Сажин
Я не говорил, что он не страдал, сказал меньше. Дело в том, что одна из особенностей 20 века - это тотальные действия. Хотя, наверно я заберу свои слова обратно, страданий было не меньше... Да, да! Вы правы.

12.10.2018 в 20:20Игорь Сажин
Ну там битвы были между боярскими родами, народ в меньшей мере страдал. А 20 веке была битва народ против народа. 
12.10.2018 в 22:56297
воспринимать руководителя нужно по след критериям.какую он страну лапотную принял на сохе пахали и какую оставил мега державу с яо и второй экономикой в мире.сравните вклад СССР в мировой ВВП и вклад РФ 2% или 3%
12.10.2018 в 22:54297
игорь,послушайте мои истории.Помните таких актеров как вельяминов и жженов?Они были как бы репрессированы, болтали что не нужно, а жженов был в организации антисов.после освобождения оба стали знаменитыми актерами и никто им в этом не мешал.дети многих т.н репресс поступали в вузы куда желали и делали карьеру никто не препятствовал.даже дете классовых врагов бывших дворян.так что все ваши россказни высосаны из пальца.читайте историка земскова, он не замечен в особой любви к большевикам, зато его утверждения и его исследования в архивах и его работу никто не смог оспорить.
12.10.2018 в 22:57Игорь Сажин
Я вам про документы, вы мне про высосано из пальца - отлично поговорили!!! 
13.10.2018 в 00:27297
ге памятник погибшим от исламского терроризма?Или за такие памятники денег не дают разные НКО?
13.10.2018 в 00:19297
вы плохо знаете историю земскова, господин правозащитник.земсков писал о 2 млн.репрессир из них полицаи, бандеровцы, лесные братья , власовцы, казнкрады, уголовники, убийцы и прочая публика, попадали и невинные, а теперь нет невинных?Всего за сталинское правление было расстреляно около 290 тысяч.и не надо фантазировать, об этом уже написано и сломано куча перьев.никаких миллионов репресс и расстрелянных не было.
13.10.2018 в 00:23297
игорь , еще один вопрос.Сколько жертв было во время т.н. дерьмократич реформ , сколько народа погубило в 90 годах?сколько нерожденных детей и сколько погибших в локальных конфликтах, от терр актов и прочих прелестей новой жизни?
13.10.2018 в 12:20Игорь Сажин
Подождите, т.е. для страны, не ведущей войну в 1937 году нормально расстрелять за один год 350 тыс. сограждан не на поле боя, а тюрьмах? И похоже, вы сами плохо читали Земскова, откройте текст, посмотрите статистические выборы, которые он приводит, опираясь на архивы. Зачем вы в свою дискуссию со мной затаскивайте тезис, который я не предъявлял, о миллионах, я вам привел только одну цифру из текста Земскова. 
13.10.2018 в 00:14297
я вам конкретно ответил, никого не трогали кто не призывал против сов власти.это факт. а вы либерастические фантазии развиваете.
12.10.2018 в 22:47297
вавилов был посажен за нецелевое использование семян, которые он просто сгноил часть, часть использовал не по назначению.
12.10.2018 в 23:27Игорь Сажин
Хорошо, что вы упомянули Земскова, он сам приводит в своих работах довольно интересную цифру, что в СССР в 1937 года было расстреляно за одни год 357 тыс человек. В многовековой истории России такой цифры умерщвлённых в тюремных застенках за один год не было никогда!!! При этом Земсков документами подтверждает, что Сталин был одним из основных вдохновителей этого умервшления. Нет, люде не сажали и не штрафовали, людей просто массово казнили. Я полностью согласен с критикой Земскова многих историков, которые переборщили с всякими цифрами и заявлениями. Но сам Земсков очень явственно указывает, что такого пренебрежения к жизням собственных сограждан не было в истории России ни до, ни после. Люди помещались в закрытые учреждения для массового лишения жизни. 
12.10.2018 в 22:45297
священники были помехой в главной цели коммунистов-просвещение и образование народа, тем не менее повторяю, что т.н.репресии против священников сильно преувеличены.Большевики никогда не трогали тех, кто не делал зла первому в мире социалистич государству.
13.10.2018 в 12:22Игорь Сажин
Уточните вопрос, а то про нерожденых и про погубленных - это разговор об эмоциях, а не о научных данных. Сколько человек было расстреляно в тюрьмах России и СССР с 1990 по 1999 год? Так поставлен вопрос? 
12.10.2018 в 22:04Dgulat1
Это кабардинское село, памятник жертвам периода коллективизации. К депортации балкарцев не имеет отношение. 

Готовьте свои материалы профессионально.

13.10.2018 в 00:27297
этим памятники, а те значится не люди.это лицемерие чистейшей воды.
13.10.2018 в 00:25297
Всего было 2млн это данные историка Земскова. расстреляно было 290 тысяч.30 тысяч кабард это грубо говоря. преувеличение, къуэш, я не верю в это, сейчас конъюктура вопить о репрессиях и жертвах и кто то сие оплачивает и организовыаетю
12.10.2018 в 22:50297
про монашку и попа которого расстреляли несмотря на то, что его сыновт=ья были на фронте не верю, теперь сфабриковать любую ложь не сложно.если вы повторяете гнусную ложь солги ницына о 150 милл жертв Сталина, то  о чем здесь спорить?
12.10.2018 в 23:04Игорь Сажин
Если человек помеха политике государства, то можно человека убить? 
12.10.2018 в 22:56Игорь Сажин
А в какой антисоветской деятельности был обвинен Лихачев, не напомните. К стати сколько ему тогда лет было? Ему было 17 лет и он состоял в филологическом кружке, который осудил реформу русского языка. Вот ведь антисоветская деятельность. Но это не важно, потому что все что не встраивается в систему - есть ложь и фабрикация. А зачем читать архивы! Зачем читать документы! Надо просто кричать почаще: "ложь и фабрикация"!

12.10.2018 в 23:00297
теперь колхозы развалили.народ без работы, появились новые латифундисты которые скупили все земли , а остальные их ненавидят и придет время, не дай бог возьмут вилы или пустят петуха.раньше давали колхозникам пшеницу, семечки, масло раст, луга для покосов-участки каждому колхознику, помогали при строит дома, многодетным давали машины.а теперь нищета и безденежье в селе и никакой работы.дома культуры закрыты, библиотеки закрыты, фапы еле отстояли, зато мечети в каждом нищем селе.а еще магазины больше чем самих селян.вот чтобы у всех в селе была работа и была организована коллективизация, а не для того, чтобы вред принести.
12.10.2018 в 23:54Dgulat1
Если ставят памятники - это не значит, что люди против библиотек. Речь идет о примирении и общей памяти.  Многие попали под замес, как по социальному происхождению, или как тот же Калмыков, по очередной волне внутренних разборок в партии. Я слышал цифру о 30 тыс. репрессированных кабардинцах - немало для небольшого народа. 

А то что социальная политика при Союзе была по сравнению с нашим временем, и так понятно. И заводы работали в 2-3 смены, а теперь только склады, в лучшем случае, на месте бывших промзон. 

13.10.2018 в 00:21297
расскажите мне подробно о плате за петровской эпохи.сколько народу погибло во время этих проывов и проубаний окон в европу?Или вас интересует исключительно только сталин , тоже обиженный и измученный нарзаном?
13.10.2018 в 13:36Корней
 297-й , для САЖИНА, ГрЫши Явлинского, ПЦ "Мемора" – это хлеб насущный. – Снова дубасить по сталинским репрессиям, депортациям. Фишка в том, чтобы препарировать «своими словами» клише-установку Запада: «Пусть Кремль выскажет свое отношение к 37г. «Большого Террора!». Будто «Огонёк» Коротича сотоварищи всё это в конце 80-х, не выложили, не обсосали… Наконец таки Онотоле Вассерман в *13г. точные цифры привел, поймав Солженицына на диких преувеличениях "вольнЫЯ/невольнЫЯ" http://alternathistory.com/content/ya-stalinist-intervyu-anatoliya-vassermana 
13.10.2018 в 15:46297
скоро в какой нить тундре возле чумов организуют митинг и памятник чукчам репрессированным Сталиным.
12.10.2018 в 22:43297
зачем большевикам нужны были священники?Если они не против власти?Это все равно, что бить комаров.По большому счету, священники муллы и прочие служители культа и продавцы мифов были лишним звеном в советском государстве.Эта власть делала ставку на просвещение и образование, на развитие и совершенствование личности , а не на зомбирование религ мифами.
13.10.2018 в 15:39297
не стройте из себя наивного, я говорю о потерях среди населения вообще, 15 млн.было озвучено.это намного больше, чем при Сталине.Насчет тюрем, в сша в тюрьмах сидело больше, поинтересуйтесь темой.Да и у нас в 90 годах в тюрьмах сидело больше.
13.10.2018 в 15:45297
вы не юлите.нужно разобраться кого расстреливали и за что.
13.10.2018 в 15:33297
про СОЛГИницына я даже не говорю этот не знаю как назвать лживый лицемер трещал о 150 млн сталинских жертв.таким как солженицын нужно было лечить голову и не озвучивать нелепости.
13.10.2018 в 21:04297
СССР.
13.10.2018 в 15:54297
памятнике.
13.10.2018 в 15:36297
единственная цель властей-отвлечь плебс от ужасного положения в стране во всех сферах, в экономике, наке, образ, медицине, вот уже ракеты падают, несмотря на то, что попы их омыли водой, наверно вода была просроченная.Причем жертвы увеличиваются в геометр прогрессии , цифры уже дошли до 150 млн.в то время, как население СССР было 200 с лишним.лживые клоуны , а властям на руку.
13.10.2018 в 15:44297
игорь , какая разница?во время войны что кровь другого цвета?сколько было угроблено народу петром но ему везде памятники и его чуть ли не до небес поднимают, вообще романовы много горя принесли народу, ежегодные эпидемии и голод каждый год уносили миллионы жизней, умирали дети первых лет жизни от отсутствия мед помощи и ужасных условий жизни, мужики не доживали до 40 лет.однако, романовых чуть ли не елеем поливают в гос думе висят портреты романовской шайки , хотя они не романовы а готторпы и русской крови в них не было даже 1%, зато Сталина костерят на всех углах и даже в пятнах на солнце обвиняют.как и СССР во всех грехах.надо же буржуям оправдать переворот и свой не легитимный приход к власти в 90 годах.
13.10.2018 в 18:58Игорь Сажин
Не бывает потерь вообще! А на счет США, я с вами согласен, там всегда было самое большое тюремное население. Только какое отношение это имеет к нашей теме? 
13.10.2018 в 20:57297
задайте сейчас вопрос жителям псыгансу кто такой Сталин?Они ответят это вождь который Гитлера победил и мир спас от коричневой чумы.
13.10.2018 в 15:31297
а где я написал о расстрелянных?))по внимательней читаем, [...], ты назвал маркса памятником маразму, а демагог не ты, а кто то другой.Ты скажи мне сколько погибло населения с 90 годов при  переходе с социализма на капитализм, с 90 до 18 года 10 миллионов сокращение населения.потеря 1 миллиона в год.Где вопли о памятнику жертвам либер реформ?Я сомневаюсь в что селяне псыгансу озабочены сталинскими репрессиями, они выживают от либер геноцида, который идет 26 лет.вот ты и иди туда.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дискуссии ведутся на русском языке.]

12.10.2018 в 17:27301
Сталин великий человек и гений.Сталин победитель фашизма он принял страну с сохой а оставил с яо.Из отсталой аграрной лапотной страны создал мега державу имеющую вес во всем мире и контрол пол мира.Провел модернизацию индустриализ всеобуч соц лифты цены снижал ежегодно кто может из гоаа похвпстаться?эти только два раза в год на все повышают.Почему эта толпа не вышла против пенс возр протестовпать.лицемеры.
12.10.2018 в 17:17301
Либерастье поганое кто вы такие чтобы сталина судить строят из себя жертв было за что вот и репрессировпли
13.10.2018 в 20:56297
а высокая смертность чем была вызвана?А сколько погибло в локальных межнац конфликтах?В 90 годах угробили 15 млн.эту цифру озвучил Виталий Третьяков, а он один из самых честных людей в РФ, я ему верю.
13.10.2018 в 21:33Игорь Сажин
Виталий Третьяков даже не историк, он интересный журналист, интересный аналитик. Я вам привожу цифры Госкомстата. Обычно убыль связана с высокой смертностью и низкой рождаемость. На 90-е годы приходится много факторов снижающих рождаемость и повышающих смертность. Можно конечно это связывать с плохой политикой управления, я даже поддержку вас, хотя бы по тем факторам, как рост бандитизма, рост алкоголизма, рост наркомании, рост техногенных катастроф, военные конфликты на окраинах России. Аналитики сегодняшней власти склоняются прежде всего к фактору сниженной рождаемости и связывают это с уходом из СССР тех регионов, в которых была повышенная рождаемость и они были локомотивами по рождаемости всего СССР. Если посмотреть на статистику за 90-е годы ведь в 1991-1993 население России продолжает расти, а спад начинается с 1994 года и останавливается только в 2009 году. В 1994 году 148 млн жителей России, а в 2009 142 млн жителей России. При этом самый резкий скачек падения выпадает на 2002 год. С 2010 года идет непрерывный рост числа жителей России и в 2018 мы почти достигаем цифры 1994 года, у нас сейчас почти 147 млн человек. 
13.10.2018 в 20:58297
я верю в сыновей героев отца священника, но не верю что сталин ходил по ночам и лично стрелял всех попов.есть в этом примитивщина .
13.10.2018 в 21:03297
игорь, вы можете вешать на Сталина все , что угодно, репрессии , голодомор т.н, говорить, что Сталин обедал исключительно младенцами и запивал их кровью вместо вина. но одного вы изменить не можете Сталин победитель, и пока 9 мая гос.праздник и власть пиарится на теме победы к которая она эта власть не имеет отношения, Сталин будет символом победы.что хотите делайте.с этим вы ничего не сможете сделать.И эта победа перевешивает все, в чем его эта либерально власовкая власть обвиняет, власть которая только разрушает 25 лет то , что строил Сталин и ССР и жрет наследие Сталина и никак не дожрет.а дожрет вот тогда начнутся большие проблемы.
12.10.2018 в 20:48297
королева взяли за то, что он тратил гос деньги и ничего не делал, вавилова за тоже самое за растрату госденег.по остальным тоже были антисов.высказывания, не думаю что вы так примитивно мыслите игорь, что думаете как сталин сидит и от нечего делать говорит "ну ка я этих чуваков ученых репрессирую")), вот за священников особоый разговор-они призывали не подчиняться новой власти, были настроены против сов.власти так как конкуренция за души и они поняли, что их конторе по продаже мифов конец.кто вел себя правильно их не трогали.хватит фантазировать .Сталин вам не ВВ, который держит Васильеву за кражу миллиардов и присвоение казенных денег, под домашним арестом, а потом и вовсе отпускает и даже возвращают украденное.вот с союзом авария произошла, а Рогозин даже не наказан.что было бы с ним при Сталине?Догадываетесь.сталина нет и везде бардак, анархия, беззаконие, терроризм.мракобесие и средневековье.
13.10.2018 в 19:18Игорь Сажин
Сколько погибло в 90-х людей от чего? Если все считать вообще, то боюсь это уже будет не наука, а эмоции. Есть статистическая убыль населения. В 1991 году в России было 148,2 млн, в 1999 - 147,5 Убыль в 700 тыс человек. Но там проблема. Там убыль от низкой рождаемости и высокой естественной смертности. А вот что касается гибели людей от смертной казни, то за 9 лет с 1991 по 1999 год в России было казнено 163 человека. А вот с 1930 по 1939 го в СССР было казнено в тюрьмах по статистике приведенной Земсковым 724381 человек.  Эти цифры можно сравнивать, а цифры прибыли и убыли населения как такового сравнивать сложно. 
14.10.2018 в 20:01297
такого количества заключенных не было никогда?вы это серьезно сейчас говорите?если серьезно, то я потерял с вами время, къуэш.
13.10.2018 в 12:24Игорь Сажин
Прошу уточнения сколько человек погибло где? Во время строительства Питера? Во время Северной войны? Если мы говорим о цифрах потерь, то нужны точны вопросы. Если нет точных вопросов, то это не разговор, а разогревание эмоций. 
15.10.2018 в 12:45Игорь Сажин
Я говорит о казненных заключенных за один год. Этого в истории России не было никогда. 
15.10.2018 в 13:22Игорь Сажин
Даже по цифрам самых предвзятых исследователей истории России в 19 веке были казнены около 6000. заключенных, за 100 лет. В 18 веке, с включением массовых казней при Петре 1 цифра казненных едва достигает 1000 человек. В 17 веке количество казненных при всех переменах власти так же едва выбивается за 1000 человек. В 16 веке, с учетом массовых казней при Иване 4 называется цифра в 4000 человек. 
16.10.2018 в 12:27297
СТАЛИН величайший человек за всю историю государства.Он победил гитлера, который нагнул практически весь мир , он один это смог сделать, если бы не СТАЛИН многие кто его ненавидит не родились бы.А так вся эта движуха не что иное, как шакалье, тявкающее на мертвого льва.
16.10.2018 в 15:43Че

щахмурзов маркс?

внимательней читай статью нартей .

12.10.2018 в 22:41297
Лихачев был членом масонской ложи и занимался антисов деятельностью.Вам напомню, что сей "академик" в 91 году призывал "раздави гадину" требуя от ебна расстрелять ВС, и его в России называют символом интеллигенции.Да он просто был озлобленный и обиженный буржуа с мещанской душонкой.все антисов смотрят на советскую эпоху сквозь призму своих собственных обид.как внук обижен на деда за то, что он его сек за воровство и поведение.тоже самое и в некотором роде можно рассказать о всех вами перечисленных лицах.Сталин вам не Путин.Чубайсы у него в дружках не ходили и сечины с роттенбергами и прочими ворами всеросс масштаба.
12.10.2018 в 23:03Игорь Сажин
При этом мы с вами не обсуждаем часть касающуюся успехов СССР при Сталине, а именно вопрос платы за эти успехи. Вы упорно говорите, что документы в архивах врут, что люди, которые эти документы публикуют высасывают их из пальца. Значит вас больше интересует не успехи СССР, которые ни кто не оспаривает, вас самого больше интересует плата за эти успехи. Вам очень хочется, что бы плата была не столь страшной. Картинка тогда не складывается. Успехи были и плата была слишком дорогой, то как-то дискомфортно от этих успехов. Вы потому и ругаетесь что этот дискомфорт холодком веет. Королев - вор, Вавилов - вор, Лихаче - массон. Оглянулся, а и вот уже плата полегче, по проще плата за успехи. Успехи были, но дело, вы и сами это чувствуете, не в успехах, а в цене. 
12.10.2018 в 20:32Игорь Сажин
Вавилов В - генетик, Лихачев - филолог, Флоренский - философ, Афанасьев - почвовед, Баженов - радиотехник, Бутов - гидролог,  Вальтер - физик, Королев - строитель космических кораблей, Горбунов - химик, Глушков - гидротехник, Григорьев - физик, металург, Дружинин - историк, Дурново - филолог, Егоров - историк, Игнатовский - математик, Тулайков - почвовед, Этот ряд репрессированных ученых можно продолжать и продолжать. Тысячи русских ученых, литераторов, актеров, военных были репрессированны. А если еще священников сюда добавить. Дело в том, что я не признаю заслуг Сталина. Да, были и заслуги, но воспринимать руководителя страны надо всегда с точки зрения того, что он сделал и во зле и в добре. Не надо делать из него бога, не был он богом, как никогда не был сатаной. 
13.10.2018 в 21:07Игорь Сажин
Это точно примитившина!!! Сталин не ходил и не стрелял Попов и дело даже не в Сталине. Не было бы Сталина был бы кто-то другой, выполняющий заказ населения на расправы. Меня в этом во всем интересует только одно, как так получилось, что в истории России, за все время ее существования за одни года удалось уничтожить 350 тыс человек, при этом эти люди не ходили по улица, они сидели в тюрьмах, они были изолированы от общества и уже не представляли угрозы, но их надо было расстрелять, физически уничтожить. В истории России такого массового уничтожения заключенных не было никогда. Мы перестали верить в Бога и стали убивать себе подобных? Не в Сталине дело, а в нас самих. 
12.10.2018 в 23:15Игорь Сажин
Да, я вас не заставляю верить в сыновей-героев отца священника. У меня на руках эти документы. Мы его фото вынесем 29 октября на чтение имен. Ваша вера - это ваше дело. Только я все время повторяю всем, кто хочет забыть плату за успехи СССР. Помните, что все руководители репрессивного аппарата СССР были расстреляны как шпионы и враги народа. Ягода, Ежов, Берия, Абакумов, Меркулов. Даже Сталин удивлялся насколько они были жестоки и как часто обманывали его. Он осуждал и Ягоду, и Ежова, и Абакумова, очень часто ругался с Берией, но судя по документам не успел наказать его, хотя все было на грани. 
13.10.2018 в 21:20Игорь Сажин

Я не оспариваю успехов СССР, хотя бы потому что я родился в этой стране и прожил 1/3 своей жизни в ней, в ней я поднялся как человек, получил образование. Хотя бы за это я будут благодарен своей родной стране СССР и помнить своего деда погибшего на фронте в 1943 году. Но я повторяю только одно. Машина массового убийства собственных сограждан не должна повторить такого захода, не должна. Хотя бы ради наших детей, не должна. Мы не должны убивать друг друга, только потому что кто-то не похож на нас, говорит не то, что нам нравится, думает не так. Можно наказывать, можно даже в крайнем случае лишать свободы, но не уничтожать. Осторожнее с массовой машиной уничтожения, она сжирает прежде всего тех, кто ее создает. Ягода, Ежов, Меркулов, Абакумов, Берия, все были раздавлены той машиной, которую создавали.