ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Новые политические и идеологические тенденции в российском мусульманском сообществе стали темой дискуссии востоковедов на семинаре "Кавказ в прошлом и настоящем" в Москве. Неспособность государства решить болезненные проблемы заставляет мусульман Северного Кавказа, в частности Дагестана и Ингушетии, апеллировать к нормам шариата в разрешении земельных и правовых споров, заявил востоковед Ахмет Ярлыкапов в докладе об исламе в современной России.
Новое заседание научно-практического семинара "Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)" состоялось в здании Московского университета международных отношений 17 октября. Мероприятие было организовано Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, сообщил присутствовавший на семинаре корреспондент "Кавказского узла".
Замдиректора Института международных исследований МГИМО Александр Чечевишников представил участникам заседания недавно изданный биобиблиографический словарь-справочник "Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017)". Составителями словаря-справочника, наряду с Чечевишниковым, стали старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов и профессор кафедры востоковедения МГИМО Марина Сапронова.
По словам Чечевишникова, это издание стало первой попыткой коллектива ученых МГИМО обобщить информацию о российских исследователях, занимающихся проблематикой современного ислама и мусульманского сообщества, и их работах. В списке справочника корреспондент насчитал 48 имен исследователей - среди них как широко известные общественности ученые, так и сравнительно малоизвестные представители региональных научных школ. Исследователи представляют как академические, так и религиозные круги. Справочник содержит сведения об их образовании, ученых степенях и званиях, основном месте работы и публикациях, посвященных исламской тематике. Цель составления сборника - улучшить коммуникацию исследователей-исламоведов.
В справочнике значатся только те исследователи, которые согласились на предложение заполнить анкету и внести в справочник их имена и данные. "Например, наш уважаемый профессор Владимир Дегоев отказался войти в число исламоведов. Он сказал: "Я знаю историю мусульманских народов Кавказа, но не могу назвать себя исламоведом, засмеют". Вот такая рефлексия", - отметил Чечевишников.
Ахмет Ярлыкапов выступил на семинаре с докладом "Ислам в современной России", основанным на его исследованиях мусульманских общин Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири. Ученый отметил, что сознательно "заострил некоторые моменты, чтобы вызвать дискуссию и понять, соответствуют они реальности или нет".
В своем докладе Ярлыкапов подверг сомнению утверждение о том, что с конца 1980-х годов в России произошло возрождение ислама. Происходящие тогда процессы в большей степени были реисламизацией, уверен востоковед.
"Возрождать на значительной части территории страны было нечего. Чтобы возрождать, нужно иметь те традиции, которые подлежат восстановлению. В России, за исключением, может быть, отдельных районов, прежняя исламская традиция, суфийская или какая-нибудь иная, которая была в начале двадцатого века, не сохранилась. В 1980-1990 годах люди, которые позиционировали себя мусульманами, принадлежали «к «этническим мусульманам", но еще даже не молились. Но на определенном этапе часть из них стали действующими мусульманами - заново стали, не опираясь иногда на прежнюю традицию", - пояснил Ярлыкапов.
В качестве примеров реисламизации Ярлыкапов привел северные районы Дагестана и Кабардино-Балкарию.
"В северных районах Дагестана в реальности были, может быть, один-два человека, которые могли читать Коран по-арабски и знали какие-то обряды ислама. В Кабардино-Балкарии ситуация была такова, что те молодые кабардинцы, которые стали соблюдать нормы ислама, были отчуждены своим же обществом, что в итоге и привело к трагическим событиям 13 октября 2005 года", - указал Ярлыкапов.
13 октября 2005 года было совершено нападение на Нальчик. Во время боев погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 23 декабря 2014 года суд приговорил пятерых подсудимых к пожизненному лишению свободы. Большинство осужденных утверждают, что были втянуты в события обманным путем. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Нападение на Нальчик 13-14 октября 2005 года".
Северный Кавказ в борьбе за лидерство в российской умме
Говоря о современных тенденциях, Ахмет Ярлыкапов указал на постепенное изменение традиционной картины распространения богословско-правовых толков ислама за счет миграции людей и идей. Он также отметил, что исламское сообщество в России становится все более мозаичным за счет появления новых религиозных групп, в том числе внутри тех или иных течений, в частности салафитского. "Это течение в целом никогда не было единым и разделялось на множество групп, в том числе оппонирующих друг с другом", - отметил он.
Ярлыкапов также указал на возрастающую роль ислама в правовой, экономической, образовательной и других сферах жизни на Северо-Восточном Кавказе. Мусульмане в этом регионе часто обращаются к исламскому праву по причине неспособности государства решить те или иные болезненные проблемы, констатировал он.
"Нерешенность некоторых застарелых проблем иногда толкает мусульман к применению шариата. В Дагестане все чаще обращаются к шариатским понятиям. Например, жители равнин Дагестана говорят, что по шариату на равнине земли принадлежат им, а горцам, которые поселились там, нужно договариваться с ними. До 100 тысяч человек живут на равнине в поселениях, которые нигде зарегистрированы, на карте их не существует. Хотя земли формально собственность государства, оно не решает вопрос их статуса. Зафиксированы случаи, когда земельные конфликты общины местных жителей и переселенцев решали в мечети, по шариату, в рамках тех знаний, которые есть у духовных лидеров, фиксируя решение на арабском языке. Хотя настоящих знатоков шариата все еще крайне мало", - заявил ученый.
Еще одной важной современной тенденцией востоковед назвал конкуренцию, возникшую между официальными духовными управлениями мусульман и неформальными исламским центрами. "У нас на виду соперничество между муфтиятами, но их организационные противоречия далеки от реальности, в которой живут верующие в общинах и мечетях", - отметил Ярлыкапов.
Самыми крупными игроками в борьбе за лидерство в российском мусульманском сообществе он назвал Духовное управление мусульман Дагестана и главу Чечни Рамзана Кадыров. В этом смысле Северный Кавказ стремится занять в мусульманской общине на всероссийском уровне лидерские позиции, которые до сих пор были заняты татарскими религиозными деятелями, сделал вывод Ярлыкапов.
"ДУМ Дагестана сейчас активно включилось в борьбу за лидерство в российской умме, его газета "Ас-салам" в настоящее время распространяется по всей России. Во всех регионах дагестанский муфтият проводит какие-нибудь мероприятия. Их деятельность заметна в Новом Уренгое, в Томске, активное сотрудничество с ДУМ Дагестана идет в Татарстане. Таким образом, у них реальная и результативная работа", - пояснил ученый.
Рамзана Кадырова Ахмет Ярлыкапов называет второй силой в борьбе за лидерство среди российских мусульман, отмечая, что публично глава Чечни не заявляет о таких амбициях.
"Но реальность такова, что он участвует в этой борьбе. Он и его сторонники активно используют сетевые технологии, налаживают контакты с местными мусульманскими лидерами по всей стране, оказывают целевую помощь местным мусульманским общинам. Определенными своим действиями и высказываниями зарабатывают симпатии всех мусульман и в России, и за рубежом", - указал Ярлыкапов.
Ученый отметил, что действия Кадырова вызывают симпатии даже у части салафитов, которые находятся в конфронтации с ДУМ Дагестана.
"ДУМ Дагестана ограничен тем, что его имамы в основном суфии, чем вызывают противостояние с салафитами. Кадыров же сохраняет широкие контакты, не ограничиваясь суфиями и официальными муфтиятами. Сейчас и среди некоторых групп салафитов распространено мнение, что то, что он делает, полезно для уммы и достойно поддержки", - отметил востоковед.
У российских властей нет исламской политической программы
Доклад Ярлыкапова о борьбе за лидерство в российской умме заинтересовал участников семинара, которые задали ученому свои вопросы. Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев поинтересовался, не связана ли активность дагестанского муфтията и Кадырова с эволюцией взглядов российских властей и их отношения к исламу.
"Шесть-семь лет назад в Россию приезжали иностранные мусульманские ученые, теперь их визиты прекратились. Может быть, власти сделали ставку на активность дагестанского ДУМ и чеченцев, потому что они хорошо известны, и их деятельность [подконтрольна властям]?" - поинтересовался Силаев. Ярлыкапов, отвечая на вопрос, отметил непоследовательность политического руководства России в отношении к исламу и мусульманам.
"Была очень нечеткая ставка на традиционный ислам, хотя непонятно даже было, что это такое. В Дагестане — это суфизм, а в Кабардино-Балкарии - что это? Сейчас [есть] ставка на собственное исламское образование, важно, кто его контролирует. То, что предлагается не всегда может быть привлекательным, например, Болгарская исламская академия в Татарстане - кто поедет из Москвы, Петербурга или с Кавказа учиться в далекое от городов село? Есть ощущение, что российских властей отсутствует стратегическое видение", - сказал он.
Ахмет Ярлыкапов предположил, что "дагестанский проект" вполне может быть инициирован из Москвы, но Рамзан Кадыров действует неформально. Его неформальные действия создают конкуренцию ДУМ Дагестана и "подстегивают" их к более активному расширению собственного влияния. "Ведь кто-то должен говорить от имени всех мусульман России", - заключил Ярлыкапов.
В ночь на 9 сентября лейбл Black Star отменил концерты Егора Крида и рэпера Doni в Дагестане, после того, как Крид получил в Instagram большое количество комментариев с угрозами и рекомендациями не приезжать в Махачкалу. Дагестанский боец Хабиб Нурмагомедов назвал отмену концерта "невеликой потерей". Исполнитель и продюсер Тимати призвал его быть толерантным, на что спортсмен отреагировал очередным резким постом в Instagram. Глава Чечни призвал участников конфликта "не заниматься ерундой". При этом он уровнял террористов с "гастролерами", заявив, что Кавказу они одинаково не нужны. 12 октября Кадыров отчитался о примирении Тимати и Нурмагомедова. Однако сам конфликт вызвал споры о радикализме в Дагестане. Клерикальные настроения захватывают все большую часть населения как в республике, так и на Северном Кавказе в целом, указал Ахмет Ярлыкапов. "Светское государство не должно допускать подобных перегибов. Это свидетельство того, что власть не может обеспечить светскость в регионах. Ходить на концерты - право гражданина, и когда его ограничивают, в том числе с религиозной точки зрения, должна последовать реакция, но ее нет", - сказал он.
Протесты религиозной части населения против тех или иных культурных явлений в республиках Северного Кавказа, подобных недавнему скандалу вокруг концерта Егора Крида в Дагестане, обусловлены недостаточной зрелостью как мусульманского, так и светского сообщества республики, считает востоковед.
"Это вопрос зрелости и светских сил, и мусульман. Если бы мусульмане понимали, что Крид не проблема и наоборот, его свободное выступление могло быть доводом о том, что и к мусульманам нужно быть терпимее", - полагает Ярлыкапов.
Историк из Дагестана Сергей Манышев, присутствовавший на семинаре, поспорил с мнением о сужении светского пространства в Дагестане. Ситуация вокруг концерта Крида, по его мнению, является скорее исключением из общих правил, - по оценке Манышева, столкновение светских и религиозных взглядов в Дагестане происходит сравнительно редко.
"В Дагестане и раньше не очень жаловали некоторых исполнителей, например, были протесты против приезда Бориса Моисеева. В последние пять лет такого не было, сужения светского пространства в Дагестане нет. Оно просто разделилось с пространством религиозных людей", - указал Манышев.
Отвечая на вопрос о протестах в Ингушетии, Ярлыкапов отметил преимущественно политический характер акций. Участие в акциях протеста религиозных деятелей и массовые намазы не говорят о значительном влиянии исламского фактора на происходящее, считает он. "Просто все участники акций - мусульмане и поэтому, когда приходит время, все вместе молятся", – сказал ученый.
С 4 октября в столице Ингушетии круглосуточно проходила массовая акция протеста против изменения границы с Чечней, участники которой требовали проведения референдума по вопросу о границе и отставки главы республики. 12 октября в центре Магаса, где проходил митинг, жители Ингушетии провели пятничную молитву. 16 октября власти отказались продлить разрешение на митинг после 17 октября, но согласовали его проведение с 31 октября по 2 ноября. Оргкомитет митинга решил прервать акцию для подготовки Всемирного конгресса ингушского народа 30 октября.
Вместе с тем он указал на выделенную им в докладе тенденции к исламскому праву при разрешению противоречий, в том числе земельных вопросов.
"Присутствует апелляция к шариату в том, что о принадлежности земли говорить нужно с теми, кто имеет на нее право по исламу. Но в целом политическая акция ингушей против власти не оформляется как исламское действие", - резюмировал Ярлыкапов.
Его выводы отчасти подтвердил, участвовавший в семинаре профессор НИУ-ВШЭ, директор Института социального маркетинга (Инсомар) Сергей Хайкин.
"Муфтий Ингушетии Хамхоев на акциях не присутствует, его ребята бывают и выступают. Но сам муфтий Ингушетии дистанцировался, он соблюдает полный нейтралитет", - подчеркнул профессор. Дополнение “Кавказского узла” от 15:20 мск 19.10.2018: муфтий Ингушетии Иса Хамхоев вечером 4 октября приезжал к митингующим с призывом провести пятничную молитву рядом с площадью. После этого митингующие объявили бессрочный протест и остались ночевать на площади перед парламентом, а 5 октября провели пятничный намаз.
ПОТОМ КОГДА ПРИДЁТ ВРЕМЯ ОТГРЕСТИ! ЛЕГЧЕ БУДЕТ ОТ СВОИХ ПОЛУЧАТЬ, ЧЕМ ОТ ЧУЖИХ!!!
Весь мир обсуждает новость о том, как в саудовском консульстве в Турции обезглавили журналиста из Саудии..Тот, не будь дураком, транслировал свою казнь через часы "apple" на свой планшет у, что был у невесты -турчанки...Короче облажались...Но суть в том, что такие казни и внесудебыне казни вообще не имеют общего с первоначальным Исламом! Какого рожна эти, указанные в статье" Джалилова "исламоведы" лезут в обсасывание тем, сваязанных с которыми реальность не стоит и ломаного гроша...Жизнь совсем другая сегодня! Что в Дагестане, что в Чечне! Религия , в основном, - свадьба, похороны и по большому счёту-всё!!! Вот эти все муфтиянты, "исламоведы", иже с ними попы и митрополисты только чугунная гиря на ногах россиийского народа в пути к благам ЦИВИЛИЗАЦИИ и ПРОГРЕССА! Чему учит любая религия? НЕ ВОРУЙ! НЕ [...] самки "ближнего своего"! Не сотвори себе кумира! Живи честно! Так давайте соблюдать эти несложные установки и вместе идти к прогрессу, не обсасывая отсталые, замшелые, и протухшие догмы там, где даже их "основатели" уже давно не соблюдают! Пример с казнью-я выше отметил...
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]
А в США? В Англии, Франции, Италии, Германии?.. это христиане
Или вы хотите сказать что это светские гос-ва, и потому не в счёт?
Маразм ваш зашкаливает! Я не призываю установить Шариат или Библейские кононические законы в России, вместо Конституции. Но искать причину своей не состоятельности, в том что люди богобоязнены... Это БРЕД )))
Это Мудищев настоящий Иблис!
Разве не безбожники правят в России? Вы считаете узурпаторов власти, олигархов, богобоязненными людьми?
Научный потенциал России, вынужден идти за грантами либо на Запад, либо к олигархам РФ.
На западе наших ученных воспринимают как потенциальную опасность, проникновения в научные круги "русского мира", а в России наши ученные обречены на нищинские подачки олигархов!
Изобретая, что либо выдающиеся на западе, учённый автоматически становится богатым человеком (если его интеллектуальную собственность не обкрадут), он пользуется благами если не высшего класса, то среднего класса точно!
В России же, полная чехарда! Ни интеллектуальная собственность не защищена, а если ты не под спецслужбами, то тебе вообще ничего не светит, а может вообще закроют и будешь работать как раб!
Отсюда вывод : При чём здесь Религия? Разве религия борется с становлением гражданского общества в России? Разве религия мешает нам построить правовое государство?