06:57 / 27.10.2018Чеченцы-аккинцы сочли неактуальной тему присоединения Ауховского района к Чечне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Проблема восстановления Ауховского района требует решения без выхода из состава Дагестана, но чеченцы-аккинцы должны быть восстановлены в политическом статусе и иметь право на культурное возрождение, заявили опрошенные "Кавказским узлом" чеченские активисты и историк.

Как информировал "Кавказский узел", 7 сентября стало известно, что Рамзан Кадыров подписал указ о создании комиссии для уточнения границ Чечни. Новые границы Чечни и Ингушетии обострили вопрос спорных чеченских сел в Дагестане.

Восстановление Ауховского района без двух сел противоречит самой идее его воссоздания

Первыми чеченцами, проживающими на территории нынешнего Дагестана, были чеченцы, переселившиеся из горного района Аккхи на границе с современной Ингушетией, за территории которого идет спор между двумя регионами, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" чеченский историк на условиях анонимности.

26 сентября главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между двумя республиками. C 4 октября в Магасе проходила акция протеста, организованная противниками установления административной границы с Чечней. "Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". На "Кавказском узле" опубликован полный текст Соглашения о закреплении границы между Чечней и Ингушетией с приложениями к нему (карта и геодезическое описание границы). Анализ новой линии чечено-ингушской границы картографами приведен в справке "Неравноценный обмен Ингушетии с Чечней: анализ картографов".

"Аккинцы спустились на эти территории в XVI-XVII веках. И в истории аккинцев этот период истории ассоциируется с Ших-Мурзой Окоцким (ококи-аккинцы). Они занимаются тем, что сопровождают русские посольства, направлявшиеся в Тифлис, в Грузию через Шатили. Дорога проходила вдоль реки Аргун и поднималась вплоть до Грузии. Произошло это заселение, когда на равнинной части современного Хасавюртовского района жили лишь кумыки и ногайцы. После Кавказской войны в 60-х годах XIX века русские проводят административную реформу на завоеванных землях. Появляется Терская область (Владикавказ) и Дагестанская область (Темир-хан-шура). Чуть позднее в составе Терской области появляется Хасавюртовский округ, преобразованный из Кумыкского округа", - рассказал он.

В то время Хасавюрт становится слободой, где была построена самая крупная церковь на тот период на всем Северном Кавказе, вокруг Хасавюрта было образовано несколько казачьих станиц. Здесь также были населенные пункты, где проживали немцы, эстонцы и другие национальности, отметил историк.

Сам Хасавюртовский округ был присоединен к Дагестану по инициативе дагестанского функционера от большевиков Джамалутдина Коркмасова, кумыка по национальности, после распада Горской Республики, сказал он. По его словам, в "хозяйственном отношении этот округ был привязан именно к Терской области и, в первую очередь, к Грозному".

"Чеченцы в Хасавюртовском округе составляли в разное время то треть, то четверть общего количества населения. Естественной границей чеченских сел на востоке была река Акташ. В Ауховский район входили все села, которые сейчас находятся на территории Новолакского района, и плюс два населенных пункта Казбековского района - это села Ленинаул (чеченцы называют это село Акташ-Аух, основанное чеченским тейпом Пхарчхой) и Калининаул (на чеченском Юрт-Аух, основанное чеченским тейпом Аккхи)", - рассказал историк.

Желание властей Дагестана восстановить Ауховский район без этих сел делает невозможной реализацию самой инициативы, как и реализацию закона "О реабилитации репрессированных народов", заявил он.

Вопрос о восстановлении Ауховского района в Дагестане чеченцы ставили с 1990 года, после этого возник вопрос отселения лакского населения, которое так же, как и аварцы, были переселены на земли депортированных в годы Великой Отечественной войны чеченцев. В июле 1991 года III съездом народных депутатов Дагестана было принято решение о восстановлении Ауховского района. Однако оно оказалось невыполненным из-за несвоевременного и недостаточного финансирования переселения из этих мест лакцев, говорится в материале "Конфликт в Карамане, опубликованном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

"Села Ленинаул и Калининаул составляют значительную часть всего Ауховского района. Эти населенные пункты вместе с Кишень-Аухом и дали историческое название этой местности – Аух. Дагестанские власти говорят (Официального решения о поэтапном восстановлении района озвучено не было. Эти данные озвучил один из депутатов Госдумы на встрече с жителями района, пояснил историк), что на первом этапе необходимо обойтись без этих двух сел. Это и есть причина, по которой решение о восстановлении Ауховского района не продвигается вперед. В этом случае получается, что часть населения восстановит свои права, а другая часть останется без их реализации. Потому конфликт продолжается до сих пор", - считает историк.

Две трети территорий, исторически составлявших Ауховский район, сегодня представлены Новолакским районом Дагестана. Населенные пункты района идут по границе с современной Чечней. В Казбековский район Дагестана входит треть территорий Ауховского района, два самых крупных населенных пункта в котором - села Ленинаул и Калининаул.

Процесс заселения чеченских территорий коснулся и самой Чечни, отметил он. "Было много аварцев, которые заселили Чечню. Например, в Шалинском районе, Веденском, Ножай-Юртовском, Чеберлоевском районах все населенные пункты были практически заселены аварцами, андийцами. Но с приходом чеченцев они покинули территорию Чечни и переселились обратно в Дагестан, но не в те селения, откуда были изгнаны советами, а в равнинные села", - рассказал он.

Речи о присоединении дагестанских территорий к Чечне не идет

По словам историка, в 1929 году руководство Дагестана поменяло границы районов, называя это укрупнением, вследствие чего в Хасавюртовский округ было включено значительное количество аварцев.

"С 30-х годов в районе уже есть постоянный контингент аварского населения. Дальше район несколько раз переформатируют, создаются округа и отделы. Но в 1943 году, за несколько месяцев до выселения, вдруг неожиданно дагестанское правительство, не имея понятия о планах советского командования и Москвы, объявляет о создании Ауховского района на тех территориях, где проживают чеченцы. Это было самым неожиданным, но понятным действием, тем, чего чеченцы добивались практически постоянно с момента включения в состав Дагестана. В 1944 году весь Ауховский район без исключения был выселен вместе со всеми чеченцами из Чечни. После реабилитации они возвращаются, но в их домах уже жили аварцы и лакцы", - рассказал он.

Называя "понятными" мотивы, по которым в прежде чеченских селах проживали представители других национальностей, обстоятельство запрета на проживание на этих землях чеченцам историк называет "необъяснимым". "Чеченцам было запрещено вернуться и проживать в прежних селах. Они селятся в Хасавюрте, вокруг в некоторых селах, где на тот момент проживали кумыки, появляются совместные чеченско-кумыкские пункты вблизи Хасавюрта", - рассказал он.

Историк отрицает и называет не имеющими исторических оснований инициативы выделить чеченцев Дагестана в субэтнос под названием "ауховцы" или все время подчеркивать: "чеченцы-аккинцы".

"В самой Чечне не называют их ауховцами, мы их называем чеченцами или аккинцами - нет разницы, что они проживают на территории Дагестана или в другом месте. В переписи 2010 года официально было разрешено всем желающим употребить самоназвание чеченцы-аккинцы. Из почти 100 тысяч чеченцев (93658), проживающих на территории Дагестана, лишь 76 человек указали себя в переписных листах чеченцами-аккинцами, практически 99,99% записали себя чеченцами. Это скорее попытка деструктивных сил отделить их от другой части Чечни. Попытки создания некоего ауховского этноса - это антинаучный бред, и сами чеченцы, проживающие в Аухе, это прекрасно давным-давно осознали", - считает он.

Он также отметил, что чеченцы не заявляли и никогда не претендовали на присоединение этих территорий к Чеченской Республике. "Ни один человек ни в Чечне, ни в Аухе не говорит о том, чтобы присоединиться к Чечне. Речь идет о восстановлении района в составе Дагестана", - заключил историк.

Вопрос присоединения к Чечне никогда не возникал в чеченской общине Дагестана, заявил "Кавказскому узлу" на условиях анонимности чеченский активист.

"Некоторые общественники с целью провокаций всегда это навязывают. Нашим требованием было восстановление Ауховского района в границах 1944 года, как нас упразднили. Мы не считаем, что обсуждение этого вопроса приведет к межнациональным конфликтам. Люди аварской национальности прекрасно понимают, с чем связаны наши усилия, и должны с пониманием отнестись к этому", - сказал он.

Численность чеченцев Дагестана он оценил от 180 до 200 тысяч человек, отметив, что официальная статистика намеренно занижает реальное число чеченцев в республике. "Официально нас пишут не более 100 тысяч человек. Это неправда. Искажается для того, чтобы мы не были представлены во властных структурах и т.д.", - считает активист.

Вопрос принадлежности территорий Ауховского района очень остро ощущается местными жителями чеченской национальности, рассказал один из них, чеченец по имени Хамзат.

"Когда ауховцы хоронят своих близких, каждый раз возникают проблемы. Они не могут хоронить их на родовых кладбищах, и это всегда обострение ситуации, потому что глава села не хочет, чтобы на кладбище якобы его села хоронили чеченца, который живет в Хасавюрте. Но в Хасавюрте нет чеченского кладбища, а чеченцы хоронят своих покойников только на своих кладбищах", - сказал "Кавказскому узлу" Хамзат.

Чеченцы не согласятся на частичное восстановление Ауховского района в связи с крайне болезненным восприятием вопроса "земли предков", считает он. "Для чеченцев вопрос стоит остро из-за исторической памяти. До сих пор живы люди, которые жили в домах, занятых сегодня другими, и они помнят и рассказывают своим детям, что их дома находятся здесь. Это память твоей семьи, это дедушка, который родился, вырос в этом доме, и вдруг узнаешь, что тебе нельзя жить в этом населенном пункте", - рассказал он.

По его словам, местные жители сомневаются, что при руководстве республикой Владимиром Васильевым вопрос восстановления Ауховского района в прежних границах будет решен. "Новый руководитель Дагестана вряд ли возьмет на себя какую-то инициативу. [Бывшему главе Дагестана Рамазану] Абдулатипову, будучи аварцем, было бы проще. Любые притязания Васильева наткнутся на сопротивление аварцев, а они не против восстановления Ауха, но без крупных чеченских населенных пунктов Ленинаула и Калининаула", - отметил Хамзат.

Летом 2017 года в селе Ленинаул Казбековского района Дагестана обострились отношения между общинами аварцев и чеченцев-аккинцев, которые с 1957 года ведут земельные споры. Для урегулирования конфликта в ситуацию вмешались главы регионов Рамзан Кадыров и Рамазан Абдулатипов. Подробнее об этом конфликте рассказывается в справке "Кавказского узла" "Как Кадыров мирил дагестанцев и чеченцев в Ленинауле".

Затянувшаяся реабилитация аккинцев может спровоцировать спор о приграничных территориях

Вопрос о присоединении к Чечне может актуализироваться, если не будет решен вопрос с восстановлением Ауховского района в Дагестане, где проживают около 150 тысяч чеченцев, считает руководитель Комитета по национальным вопросам дагестанского отделения международного общественного правозащитного движения "Единство" Хамид Гамзатов.

"Ауховский район не восстанавливается. Никакие другие права на другие районы нам не нужны. Мы просим восстановить Ауховский район. Если не решают, тогда возникает вопрос, почему 150-тысячному населению не дают права образования района - тогда присоединяйте к Чечне. Если бы район восстановили, этот вопрос бы вообще не возник", - считает активист.

Территориальные вопросы приводят к обострению межнациональных отношений, однако их решение для властей неизбежно, полагает он.

"Я считаю, что этот вопрос можно было не поднимать. Во веки веков между нами не было никакой границы. Условно карандашом проводили и говорили, что это ваши земли, а это наши. Это практически один народ. Но нерешенность территориального вопроса на Северном Кавказе налицо. Рано или поздно все эти вопросы придется решать на высоком уровне, если откладывать - мы видим взрывоопасную обстановку", - сказал Гамзатов.

Потеря Ауховского района привела к потере политического статуса чеченцев в Дагестане, отметил он.

"Мы потеряли свой политический статус, культурное возрождение. 150-тысячное население чеченцев в Дагестане не имеет районного дома культуры. О каком культурном возрождении может идти речь? Нет национального театра. В Махачкале построили театры для всех коренных народов, но для чеченцев Дагестана этого нет. Сегодня по Дагестану 48 чеченцев работают в сельской администрации, районной, в республике три депутата, один депутат от чеченцев - Сайтиев - в Госдуме. А какой-нибудь дагестанский населенный пункт с 15 тысячами жителей имеет тысячу чиновников в разных структурах власти", - пояснил активист.

Ситуацию со спорными территориями необходимо возвращать в конституционное русло, полагает он. "7 июня 1944 года упразднен район, переименован в Новолакский. Есть закон "О реабилитации...", где статья 6 говорит о территориальной реабилитации, а статья 12 того же закона говорит, что все акты госорганов, должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, признаны неконституционными и утратившими силу. Никаких земельных вопросов быть не должно. Необходимо вернуть этот вопрос в конституционное поле", - заключил Гамзатов.

Провоцирование конфликтов на Северном Кавказе выгодно федеральному центру, который стремится укреплять свою власть, считает орстхоевец, руководитель Human Rights Analysis Center Ахмед Гисаев. "До прихода Российской империи на Кавказ такого рода административных границ не существовало. Каждый из народов — орстхоевцы, чеченцы, ингуши, осетины, дагестанские этносы, кабардинцы и другие — все жили там, где они хотели. Не было проблем с передвижением людей, никто нас на погранпостах не останавливал и не спрашивал, куда и зачем мы едем, - сказал Гисаев "Кавказскому узлу". Позиция Гисаева относительно территориальных споров на Северном Кавказе приведена в материале "Ахмед Гисаев: российская политика - источник конфликтов на Кавказе".

Автор:Магомед Туаев