ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Масштабные совместные учения НАТО и Грузии призваны продемонстрировать сплоченность стран – участниц альянса перед лицом потенциальной угрозы со стороны России. При этом стоит ожидать ответных шагов Москвы, считают опрошенные "Кавказским узлом" грузинские политологи.
Учения Грузинские политологи сочли, что Грузию не принимают в альянс из-за нежелания ухудшать отношения с РФ и не исключают, что в ответ на призыв генсека НАТО официальная Москва отреагирует как обычно – "конкретными и весьма неприятными действиями".
Как информировал "Кавказский узел", Грузия неоднократно заявляла о своем намерении вступить в НАТО. Решение о предоставлении Грузии Плана действий по членству в НАТО ожидалось еще в 2008 году, но не было принято. 23 января генсек НАТО Йенс Столтенберг на встрече с грузинским президентом Саломе Зурабишвили заявил об усилении сотрудничества Североатлантического альянса с Грузией в Черном море. Столтенберг анонсировал на март ближайшие совместные учения, в которых примут участие военные из 17 стран. По его словам, НАТО разделяет озабоченность Грузии относительно российского военного усиления в Черноморском регионе.
11 июля 2018 года страны-участницы НАТО по итогам саммита в Брюсселе подтвердили принятое в 2008 году решение о том, что Грузия станет членом альянса. 17 июля президент России Владимир Путин анонсировал "ответную реакцию" на вступление Грузии в НАТО, так как продвижение альянса к границам России, по его мнению, будет представлять угрозу для страны. Премьер-министр России Дмитрий Медведев отметил, что вступление Грузии в НАТО может спровоцировать "страшный конфликт".
Генсек НАТО озвучил неоднократные заявления представителей альянса о неприемлемости давления России на Грузию по вопросу внешней политики, заявил учредитель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия. "Россия – не член НАТО, но она претендует, чтобы ее спрашивали при принятии Грузии в НАТО. У нее есть неформальное вето", – сказал Нодия корреспонденту "Кавказского узла".
Отказ от принятия Грузии в НАТО основывается на неофициальной позиции ряда стран, в том числе Германии, Голландии, не желающих ухудшать отношения с РФ, тогда как по официальной версии Грузия не готова к вступлению в альянс, поскольку у страны остаются нерешенные территориальные конфликты и недостаточно развита демократия, отметил он.
По его словам, проведение военных учений НАТО в Грузии косвенно говорит о том, что страны – члены альянса, особенно восточные, считают Россию источником потенциальной опасности и противником в "геополитических соревнованиях".
Учения НАТО в Грузии являются жестом в сторону России, а число стран – участников этого мероприятия должно показать, что в альянсе есть союзники и друзья, с которыми он активно сотрудничает, считает Нодия.
Россия воспринимает военные учения в НАТО не как желание Грузии интегрироваться в североатлантический альянс, считает эксперт "Центра стратегических исследований" Ираклий Менагаришвили. "Официальная Москва не раз заявляла, что претендует фактически на решающее слово на постсоветском пространстве, включая Грузию. В Москве не очень заботятся, что у них просто нет таких международно-правовых полномочий", – сказал он "Кавказскому узлу".
За последние 10 лет в Грузии было проведено не менее 45 различных военных учений. Грузинские власти акцентировали внимание на укреплении вооруженных сил по натовским стандартам и вступлении страны в организацию, говорится в справке "Грузия: 45 военных учений за десять послевоенных лет", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". За годы участия Грузии в операциях под эгидой НАТО погибли более 30 грузинских военных, сказано в справке "Убитые солдаты и потраченные миллионы: сколько стоит интеграция Грузии в НАТО?".
По его словам, Россия реагировала на все заявления по вопросу интеграции Грузии во все европейские сообщества – экономические и структуры безопасности. Реакции не ограничиваются выражением недовольства, а за ними следуют, как отметил Менагаришвили, "конкретные и весьма неприятные действия", в основном касающиеся Абхазии и Южной Осетии и разграничительной линии, установление колючей проволоки и превращение ее в границу, продвижение линии вглубь Грузии.
"Несмотря на критический настрой международных организаций, эта практика продолжается, и нельзя исключить нечто подобное и после этого заявления генсека НАТО. Одно из таких проявлений весьма грубого и бесцеремонного вмешательства во внутренние дела Грузии, связь по времени очень четко прослеживается", – сказал Менагаришвили.
8 августа 2008 года начались военные действия между Грузией и Южной Осетией. 26 августа президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. 28 августа 2008 года парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией. Официальный Тбилиси считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями. Подробная информация о "Пятидневной войне" 2008 года опубликована в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". Российские пограничники в Южной Осетии ведут работы по обустройству границы с Грузией и установке на границе инженерных заграждений. По утверждению местных жителей, колючая проволока, которую прокладывают пограничники, проходит прямо по территории населенных пунктов. 31 августа 2016 года Грузия отказалась обсуждать проблему демаркации.
Абхазия усмотрела угрозу в учениях НАТО
Наращивание сотрудничества НАТО и Военно-морских сил Грузии представляет угрозу как для Абхазии, так и для сопредельных государств, считает секретарь Совета Безопасности Абхазии Мухамед Килба. "На сегодняшний день, к сожалению, многие геополитические и экономические вопросы решаются с позиции силы, а не в рамках здоровой конкуренции, развития технологий или же выхода на свободные рынки", – цитирует Килбу "Sputnik-Абхазия".
Усиление сотрудничества НАТО и Военно-морских сил Грузии похоже на очередной этап военной подготовки, считает он. "Можно предполагать, что очередь дошла до Военно-морского флота", – отметил Килба.