01:09 / 12.02.2019Криминалист рассказал об осмотре вещдока по делу пятерых жителей Ингушетии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Эксперт-криминалист ингушского ФСБ рассказал в суде по делу Саламхана Сампиева, Руслана Эсмурзиева, Хусена Китиева, Магомеда Аматханова и Эльберта Харсиева, обвиняемых в подготовке терактов в Ингушетии и Москве, что ограничился визуальным осмотром изъятого боеприпаса, расшифровав его заводскую метку. Адвокат Харсиева назвал экспертизу некорректной, но суд отказал защите в проведении повторной экспертизы и объявил о переходе к прениям.

Как писал "Кавказский узел", 15 ноября 2016 года ФСБ объявила о задержании пяти человек, планировавших, по версии силовиков, устроить теракты в Ингушетии и Москве. Источник "Кавказского узла" в правоохранительных органах озвучил имена обвиняемых: это Саламхан Сампиев, Руслан Эсмурзиев, Хусен Китиев, Магомед Аматханов и Эльберт Харсиев. Все пятеро заключены под стражу, следствие считает, что они связаны с запрещенным в России судом "Исламским государством"*. На заседании 4 февраля стало известно, что обвиняемым отказано в расследовании заявлений о пытках. 6 февраля эксперт-дактилоскопист отверг в суде заявление о "признаках фальсификации", сделанное ранее приглашенным защитой экспертом, а адвокат Сампиева Марат Утюшев заявил об обвинительном уклоне суда.

11 февраля Северо-Кавказский окружной военный суд завершил судебное следствие по делу жителей Ингушетии, обвиненных в подготовке терактов. Родственники подсудимых на заседании не присутствовали, единственным журналистом в зале суда был корреспондент «Кавказского узла».

В начале заседания по видеосвязи с Ивановским гарнизонным судом был допрошен бывший эксперт-криминалист отделения ФСБ по Ингушетии, ныне пенсионер Вячеслав Мурычев. Отвечая на вопросы обвинения, 49-летний Мурычев подтвердил, что в декабре 2016 года проводил ряд взрывотехнических и дактилоскопических экспертиз. По словам Мурычева, он выявил на левой стороне затвора пистолета ПМ отпечаток пальца руки Аматханова, а на лицевой части боеприпаса ВОГ-17м - след от правой руки Харсиева. «Методика стандартная, выводы соответствуют, все подтверждаю», - заявил эксперт.

Адвокаты подвергли критике выводы Мурычева и указали на ряд несоответствий в его экспертизах. В постановлении следователя о проведении экспертизы стоит восемь вопросов, из которых Мурычев ответил только на три, указал адвокат Эльберта Харсиева Андрей Бондарев.

По словам адвоката, остались без ответа вопросы о типе взрывчатого вещества и его мощности в тротиловом эквиваленте. «По каким признакам вы квалифицировали, что в ВОГе взрывчатое вещество?», - спросил Бондарев.

Мурычев в ответ сообщил, что ему вполне достаточно оказалось визуального осмотра, чтобы узнать в ВОГе «стандартный боеприпас», так как на нем стояла заводская метка А.9.1. Правила техники безопасности запрещают эксперту разбирать заряд, отметил он.

Бондарев заявил ходатайство о признании результатов экспертизы недопустимым доказательством, указывая, что экспертиза была проведена не в полном объеме. Адвокат потребовал провести новую экспертизу, но его ходатайство суд отклонил, не удаляясь в совещательную комнату. «Оценка результатов экспертизы будет дана при вынесении итогового решения по делу в совокупности с другими доказательствами», - сказал судья.

Затем суд объявил о прекращении судебного следствия по делу и о начале прений сторон. Следующее заседание состоится в 11.00 мск 19 февраля, на нем свои доводы представит сторона обвинения.

Защита раскритиковала отказ от повторной экспертизы

Эльберту Харсиеву вменяют хранение взрывного устройства «голословно», заявил после заседания адвокат Андрей Бондарев.

«Исследования на предмет того, содержит ли [боеприпас] взрывчатое вещество, не проводилось. Нужно было провести подрыв и исследовать его внутреннее содержание. Иначе то, что вменяется Харсиеву, ничем не будет отличаться от простой болванки. Померив болванку эксперт пришел к выводу, что это СВУ. В судебном заседании он [заявил], что там есть буква "А", но в экспертном заключении этого не привел. Вывод о том, что это СВУ ничем не подтверждается, но доказательства принимаются без всякой доказательной базы. Самое печальное, что суд отклонил мое сегодняшнее ходатайство о проведении повторной экспертизы, и даже не удалился в совещательную комнату. Чувствуется обвинительный уклон», - заявил адвокат корреспонденту «Кавказского узла».

Руслан Эсмурзиев продолжает жаловаться на проблемы со зрением, рассказал его адвокат Илья Лихачев. По словам защитника, Эсмурзиев совершенно не видит одним глазом, а другим видит очень плохо.

На заседании 6 февраля защитник Эсмурзиева попросил обследовать своего подзащитного в связи с жалобами на ухудшение зрения. "Известно, что Эсмурзиев был задержан в московской клинике во время лечения, где ему в глаза был введён жидкий раствор, который не был удалён. Он уже ослеп на один глаз. Слепота на оба глаза приведёт к невозможности содержания его под стражей", - подчеркнул Лихачев. Суд отказал в удовлетворении ходатайства.

«Несмотря на отказ в удовлетворении нашего ходатайства, суд на него отреагировал. Суд объявил, что по своей инициативе направит запрос в СИЗО по вопросам нашего ходатайства - о наличии или отсутствии заболеваний у Эсмурзиева, подпадающих под перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей», - сказал Лихачев корреспонденту «Кавказского узла». 

Адвокат выразил уверенность, что ответ на запрос будет отрицательным - Эсмурзиева назовут здоровым и оставят под стражей.

«Сейчас у Руслана, вероятнее всего, прогрессирует глаукома - это в качестве последствий прерывания начатого лечения прогнозировал врач-офтальмолог из клиники глазных болезней Владикавказа Короев. Он был допрошен на следствии и его показания были оглашены защитой в судебном заседании 6 февраля. В соответствии с указанным постановлением, только полная слепота освобождает от содержания под стражей. Тем не менее, мы надеемся, что получим какие-то ответы о проведенных обследованиях Руслана в СИЗО. Тогда будет понятно, куда двигаться дальше», - заключил адвокат.

"Кавказский узел" следит за ситуацией в Ингушетии и ведет хронику происходящих в республике вооруженных инцидентов, спецопераций и похищений людей. Новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" опубликован материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.

* – Организация признана экстремистской, ее деятельность в России запрещена по решению суда.

Автор:Валерий Люгаев