ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Лидер движения «Мусульманское единство» Талех Багирзаде согласился прекратить голодовку, рассказали посетившие его в азербайджанской тюрьме сопредседатели «Комитета защиты прав верующих заключенных». Багирзаде, по их словам, сообщил, что физическое давление на осужденных прекратилось.
Как писал "Кавказский узел", "Мусульманское единство" 27 января распространило заявление о том, что Талех Багирзаде и другие осужденные активисты движения в последнее время столкнулись с беспрецедентным давлением. Один из них, Аббас Гусейнов, рассказал родным, что голодает с 3 февраля, а Талех Багирзаде - с 31 января. 8 февраля к Багирзаде не допустили адвоката Бахруза Байрамова. 13 февраля супруга Багирзаде Лейла Исмаилзаде смогла увидеться с мужем в кабинете начальника тюрьмы. По ее словам, муж подтвердил проведение голодовки.
25 января 2017 года лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников были осуждены на сроки от 10 до 20 лет по обвинению в организации беспорядков после операции силовиков в ноябре 2015 года, итогом которой стала смерть семи человек, в том числе двоих полицейских, говорится в справке "Кавказского узла" "Нардаран". Подсудимые жаловались на пытки. Они не признали вину. Азербайджанские правозащитники признали фигурантов "Нардаранского дела" политзаключенными.
Вчера, 15 февраля, Гобустанскую тюрьму посетили сопредседатели «Комитета защиты прав верующих заключенных» (КЗПВЗ) Ровшан Ахмедли и Эльданиз Гулиев.
«В связи с сообщениями о давлении в Гобустанской тюрьме на Талеха Багирзаде, Аббаса Гусейнова, Джаббара Джаббарова и Мовсума Самедова мы обратились к руководству Пенитенциарной службы позволить нам встретиться с ними. Такую возможность нам предоставили вчера (15 февраля)», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Ровшан Ахмедли.
По его словам, он и Гулиев встретились с Талехом Багирзаде, активистом Джаббаром Джаббаровым и главой Исламской партии Азербайджана Мовсумом Самедовым.
Мовсум Самедов, обвиненный вместе с другими членами Исламской партии в терроризме и попытке захвата власти, в январе 2011 года был приговорен к 12 годам заключения. В декабре 2010 года ИПА была среди протестующих против запрета Минобразования Азербайджана на хиджаб в школах. Самедов связал аресты верующих и запрет на хиджаб с западным влиянием, раскритиковал власти по этому поводу и вскоре был арестован. В 2014 году был признан правозащитниками "узником совести". Джаббар Джаббаров был осужден одновременно с Багирзаде, суд назначил ему 19 лет тюрьмы. В январе в тюрьме Джаббарову, по словам Багирзаде, сломали челюсть.
С каждым заключенным состоялась отдельная встреча в комнате для свиданий с адвокатами, отметил Ахмедли. «Мы просили Талеха Багирзаде прекратить голодовку, которую, как он сказал, проводил 16-е сутки. Мы передали ему просьбу о прекращении голодовки от руководства Национального совета демократических сил, тысяч его сторонников, представителей общественности. С учетом этого, а также доброго жеста Пенитенциарной службы, создавшей условия для этой встречи, Багирзаде сказал, что прекращает голодовку, которую проводил против нарушения прав осужденных верующих, физического давления на них», - рассказал Ровшан Ахмедли.
По его словам, все трое осужденных «сохраняют бодрость духа, оптимизм» и благодарили соратников за поддержку.
Впечатлениями о встрече поделился и Эльданиз Гулиев. К сказанному Ахмедли он добавил, что в тюрьме была запрошена также встреча с активистом «Мусульманского единства» Аббасом Гусейновым.
«Встреча с Аббасом не состоялась, потому что он находится в настоящее время в лечебном учреждении Пенитенциарной службы. Обнадеживающей информацией стало то, что Аббаса Гусейнова там поместили в одну палату с осужденным по Нардаранским событиям Абульфазом Буньятовым. Как известно, этот человек парализован и прикован к постели. За ним некому было ухаживать, то есть ухаживали другие заключенные. Но с Аббасом ему будет проще, потому что они оба верующие и лично знакомы», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Эльданиз Гулиев.
По его словам, на месте был решен вопрос и о снятии ограничений на телефонные разговоры этих осужденных. «Правда, начальник сказал, что ограничений не было. Но мы отметили, что в последнее время они не могли звонить. А ранее, когда даже звонили, рядом к ним приставляли надзирателей, и они не могли свободно говорить. Нас заверили, что со следующей недели телефонные разговоры будут обеспечены в полной мере по графику. По закону в неделю два раза должны быть телефонные разговоры», - отметил Эльданиз Гулиев.
Кроме того, по его словам, был решен вопрос о свиданиях Мовсума Самедова с членами его семьи.
Багирзаде и Джаббаров, по словам правозащитников, выразили желание, чтобы их содержали в одной камере. «Однако начальник тюрьмы Афтандил Агаев сказал, что это не в его компетенции. Поэтому мы напишем еще одно обращение в Пенитенциарную службу», - продолжил Гулиев.
На вопрос о жалобах осужденных на пытки Гулиев ответил: «Да, мы, конечно, сами спросили у них об этом». «Все трое рассказали, что в последние недели физическое давление прекратилось. Следы пыток уже прошли», - отметил Эльданиз Гулиев.
В целом Гулиев позитивно оценил предоставление представителям общественности со стороны руководства Пенитенциарной службы и Гобустанской тюрьмы возможности встретиться с тремя осужденными.
«Давно уже у нас не предоставляли такой возможности активистам гражданского общества посещать политзаключенных. Надеемся, что давление на политзаключенных прекратится и вообще они в скором времени будут отпущены», - добавил Эльданиз Гулиев.
Отметим, что Гулиев является также председателем Объединения интеллигенции Азербайджана и членом Союза «За свободу политзаключенным», а Ахмедли возглавляет «Исламское движение за освобождение Карабаха». Кроме того, оба они являются членами оппозиционного Национального совета демократических сил Азербайджана.
Получить комментарии в Пенитенциарной службе Азербайджана в связи с выходными корреспонденту «Кавказского узла» не удалось. Однако накануне Отдел общественных связей ведомства распространил заявление, в котором в очередной раз опроверг сообщения о пытках в Гобустанской тюрьме, а также о голодовке Багирзаде.
Пенитенциарная служба сообщила, что 13 февраля начальник тюрьмы Афтандил Агаев принял отца и супругу Багирзаде. "B ходе встречи была проведена разъяснительная беседа, до их сведения доведено, что против Талеха Багирова (в сообщении фамилия Багирзаде была указана именно так – прим. корреспондента «Кавказского узла») никаких противоправных действий не было, создаются условия для встреч с родственниками и телефонных разговоров", - сказано в сообщении.
Пенитенциарная служба утверждает также, что Багирзаде сам отказался от встречи с адвокатом и телефонных разговоров. "Понимая беспокойство родственников, начальник создал условия для встречи их с Талехом Багировым в своем рабочем кабинете. Однако осужденный, придя в кабинет, потребовал от родственников уйти", - утверждается в сообщении Пенитенциарной службы.
"Кавказский узел" размещает новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов" и подготовил справочную статью "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".