ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Публикуя архивное видео с участием Ахмата Кадырова, власти Чечни хотели показать, что он был независимым, однако само видео подтвердило слова блогера Тумсо Абдурахманова о призывах первого президента Чечни к джихаду, считает общественный деятель Руслан Кутаев. Религия, в том числе ислам, давно используются для решения политических задач, прокомментировал публикацию архивного видео исламовед Алексей Малашенко.
Как информировал "Кавказский узел", онлайн-спор министра по нацполитике Чечни Джамбулата Умарова и блогера Тумсо Абдурахманова о призывах Ахмата Кадырова к джихаду заставил Рамзана Кадырова объяснять и интерпретировать слова отца. Затем Умаров отказался продолжать дискуссию с Абдурахмановым, и полемику с блогером продолжил спикер парламента Чечни Магомед Даудов. Его дискуссию с Абдурахмановым жители Чечни сочли неудавшейся попыткой реванша после прошлых дебатов. 9 марта Даудов объявил Абдурахманова кровным врагом из-за слов об Ахмате Кадырове, но подчеркнул, что это не угроза убийства. При этом жители Чечни отметили, что объявление кровной мести за оскорбление не соответствует традициям. 11 марта Государственная телерадиокомпания Чечни на фоне дискуссий между Абдурахмановым и чеченскими чиновниками опубликовала видео, снятое в 1998 году, на котором Ахмат Кадыров критикует оппонентов Аслана Масхадова.
Тумсо Абдурахманов, объявленный в России в федеральный розыск, живет в Польше, где пытался получить убежище. В сентябре 2018 года польский Совет по делам беженцев отказал ему в предоставлении убежища, хотя согласился дать защиту семье блогера, сообщил сам Абдурахманов.
Спор с блогером сыграл против чеченских чиновников
Видеролик о шариатском суде над Масхадовым является продолжением спора между окружением Рамзана Кадырова и Тумсо Абдурахмановым, считает чеченский общественный деятель, глава Международного комитета по проблемам Северного Кавказа Руслан Кутаев.
Сторонники Ахмата Кадырова хотели показать, что он был независимым, имел свою точку зрения и что он не таков, как говорил о нем блогер, хотя отчасти они подтвердили и то, что говорил Абдурахманов, например, что на джихад молодёжь призывал Ахмат Кадыров, отметил Кутаев. "Ахмат Кадыров объявлял джихад, будучи религиозным, идейным лидером на стороне Ичкерии*", - сказал он "Кавказскому узлу".
Каких-либо репутационных потерь для Кадыровых это видео не несет, полагает он. "В принципе всё, что можно было сказать о Кадырове-отце и Кадырове-сыне, уже сказано. Все записи уже обнародованы, и каких-либо более серьезных обвинений, кроме тех, что уже были, выдвинуть и невозможно", - считает Кутаев.
Даудов и Умаров, которые затеяли спор с блогером Абдурахмановым, его проиграли, уверен он. "В словесной дуэли выиграл Абдурахманов, потому что он оперировал верными сведениями и, как считают многие люди, "стоял за правду". Отсюда эти последние заявления Даудова с угрозами в адрес Тумсо и публикация видео с Ахматом Кадыровым. Это связано с позицией Рамзана Кадырова, который недоволен, что имя его отца склоняют. А склоняют имя его отца по инициативе Даудова и Умарова", - полагает Кутаев.
Именем ислама оправдывалась политическая позиция
На кадрах видео, снятого в 1998 году, где Ахмат Кадыров на шариатском суде критикует оппонентов президента Чеченской республики Ичкерия* Аслана Масхадова, нет ничего удивительного, так как религия, в том числе и ислам, давно превратилась в идеологию и политическую практику, считает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", исламовед Алексей Малашенко.
"Речь идет не о каких-то богословских комментариях или аргументах, а о чисто политических. Религия в данном случае - это всего лишь форма, не более того. Как бы кто ни клялся Аллахом, но решаются при этом чисто политические задачи. Не стоит искать что-то святое в этом. Это везде, не только в Чечне. Я подхожу рационально к этому эпизоду. Была поставлена задача, был общественный запрос на использование ислама в определенных политических целях. Люди оправдывали свою политическую линию именем ислама", - сказал Малашенко корреспонденту "Кавказского узла".
"Это все игра, где ислам играет роль инструмента, хотя это и звучит достаточно цинично. Можно, конечно, интерпретировать, что публикация видео идет в контексте спора Тумсо с Кадыровым, но главное это не вопрос веры и религии, это вопрос их идеологизированности", - полагает он.
По его мнению, шариатский суд не имел особого значения для многих, за исключением некоторой части населения Чечни. "В Чечне были и есть определенное число искренне верующих людей. Они хотят в своих действиях остаться верными своим трактовкам ислама. Но опять-таки трактовкам, а не какому-то абсолютному, кристальному пониманию ислама. Каждый считает, что именно его ислам правильный. А дальше зависит от того, как он использует собственное понимание ислама в личной и общественной жизни, в политике", - считает Малашенко.
Он не ожидает репутационных потерь для Кадырова. "Российской общественности и власти на эту ситуацию со спором глубоко наплевать. Что касается Чечни, то, конечно, там по-разному могут смотреть на эту ситуацию... Вряд ли все общество можно убедить в правоте только одной стороны", - сказал исламовед.
"Молодому поколению чеченцев надоела постсоветская травматическая болтовня"
Журналистка Надя Кеворкова, бывавшая в Чечне в годы войны и позже, считает, что чеченцы живут по своей повестке, сами ее определяют, "не следуя в фарватере СМИ". По ее словам, Тумсо является прекрасным примером молодого образованного чеченца, великолепно умеющего разговаривать с собеседниками любой степени подготовки.
"Он аргументированно кладёт на лопатки любого. Он прекрасно знает историю Чечни и расставляет акценты так, как это делает молодое поколение чеченцев, которому надоела постсоветская травматическая болтовня", - сказала Кеворкова "Кавказскому узлу".
Что касается видео выступления Ахмата Кадырова на шариатском суде в защиту Масхадова, то оно было в Интернете и о нем знали раньше, отметила она. "Конечно, сейчас это смотрится как пример головокружительной вольности. На самом деле, видео демонстрирует реальную степень свободы в 90-е годы, а максимально свободной территорией была Чечня", - рассказала Кеворкова.
Культ Кадырова носит несвойственный чеченцам масштаб, он неприятен, болезнен для чеченцев, считает она. "Так никогда в Чечне не было, это всегда была территория равенства и свободы, а не ханство. Но издёвки над чеченцами, в том числе и из-за этого культа, от условно либерального лагеря только усиливают общий негатив и определенную безвыходность. Ситуация доведена до абсурда", - отметила журналистка.
Она указала на неоднозначные оценки фигуры Кадырова-старшего. "Его жаркий призыв к джихаду с последующим переходом на сторону федералов трактуют и как поведение старого проверенного агента КГБ. А лоялисты разного рода говорят: нет, ну какой он агент, он спас чеченский народ от полного уничтожения", - пояснила Кеворкова.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликованы биографии Ахмата Кадырова, Рамзана Кадырова, Магомеда Даудова и Тумсо Абдурахманова.
* - Чеченская республика Ичкерия - непризнанное сепаратистское государственное образование (1991-2000), созданное после распада Советского Союза на части территории бывшей Чечено-Ингушской АССР и ликвидированное российской армией в ходе Второй Чеченской войны.