ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представитель ОБСЕ сегодня потребовал отменить введенный генпрокуратурой Азербайджана запрет на выезд за границу Мехмана Гусейнова. Ограничения помешали блогеру принять участие в мероприятиях, посвященных нарушениям прав человека и борьбе с коррупцией.
Как сообщал "Кавказский узел", Мехман Гусейнов 3 марта 2017 года был приговорен к двум годам тюрьмы по обвинению в клевете, которой суд счел его жалобы на пытки после задержания. За два месяца до завершения срока заключения, 26 декабря 2018 года, Пенитенциарная служба Азербайджана заявила, что Гусейнов избил сотрудника колонии. Правозащитники сочли, что новое уголовное дело - месть блогеру за критику в адрес властей. Активисты - на свободе и в заключении - проводили голодовку в поддержку Гусейнова. После того как президент Азербайджана потребовал обеспечить объективность следствия, дело закрыли. 2 марта блогер освободился из тюрьмы.
Сегодня представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир осудил запрет на зарубежные поездки Мехмана Гусейнова и призвал власти Азербайджана отменить ограничения. В посте, опубликованном в Twitter, Дезир подчеркнул, что Гусейнов был приглашен его офисом на конференцию по безопасности журналистов в Вене.
Мехман Гусейнов планировал вылететь утром 9 апреля из Баку в Берлин рейсом национальной авиакомпании Азербайджана AZAL. «На пограничном контроле при проверке моего паспорта сработал сигнал «стоп». Оказалось, что запрет введен генпрокуратурой. Причин мне не разъяснили. Я полностью отбыл свой срок по первому обвинению, второе обвинение было с меня снято. После освобождения из тюрьмы я получил загранпаспорт, который мне не выдали бы в случае проблем с законом», - сказал Гусейнов корреспонденту «Кавказского узла».
Мехман Гусейнов сообщил, что на этой неделе у него была насыщенная программа мероприятий в Европе. «Из Берлина я должен был вылететь в Страсбург для участия на конференции Комитета ПАСЕ по правам человека. Планировалось участие в качестве председателя Института свободы и безопасности репортеров ИСБР на годовой конференции Международной сети журналистских организаций. Затем я должен был вернуться в Страсбург, где в рамках весенней сессии ПАСЕ планировалось участие в обсуждениях, посвященных борьбе с коррупцией, в том в структурах Совета Европы, исследованиям «Икорная дипломатия» и «Азербайджанский ландромат». Также я должен был принять участие в конференции по вопросам безопасности журналистов в Вене, организованной представителем ОБСЕ по свободе СМИ», - рассказал Гусейнов.
17 декабря 2016 года на сайте European Stability Initiative было опубликовано расследование "Икорная дипломатия – 2" о практике подкупа азербайджанскими политиками депутатов ПАСЕ для принятия выгодных официальному Баку решений. В мае 2018 года были введены санкции против четырех членов ассамблеи, в том числе против главы делегации Азербайджана Самеда Сеидова. Расследование "Азербайджанский "ландромат", опубликованное в сентябре 2017 года на сайте Центра по исследованию коррупции, содержало данные о подкупе лоббистов в Европе.
«Мехману было что сказать и о коррупции в Азербайджане, и как жертве репрессий в Азербайджане. Мехман собирался выступить на тему давления на неправительственные организации в Азербайджане, многие из которых не могут работать полноценно», - заявил находящийся в политэмиграции Эмин Гусейнов корреспонденту «Кавказского узла».
Незадолго до ареста в 2017 году Мехман Гусейнов опубликовал видео, на которых, по его словам, были запечатлены виллы министров, сотрудников мэрии Баку, депутатов парламента. Видеокадры Гусейнов сопроводил текстом о том, что роскошные особняки, обнесенные высокими заборами, принадлежат людям со скромными зарплатами.
В пресс-службе генеральной прокуратуры воздержались от комментариев, сославшись на отсутствие информации.
Юрист Ялчин Иманов сказал, что, согласно законодательству, запрет на выезд из страны может вводиться прокуратурой в отношении подозреваемых и обвиняемых. В определенных случаях это ограничение может коснуться и свидетелей, однако на очень короткое время и с их обязательным уведомлением, уточнил Иманов.
«В Азербайджане сложилась порочная практика когда прокуратура и другие правоохранительные органы вводят ограничения на выезд из страны на длительное время в отношении не угодных власти журналистов, активистов, политиков. Формальным основанием может послужить, например, вызов на допрос. А иногда вообще безо всяких оснований вводится такой запрет. Эта практика стала широко применяться с 2014 года, когда когда начались уголовные преследования неправительственных организаций .Есть уже решения ЕСПЧ о неправомерности таких запретов, однако власти Азербайджана игнорируют их», - заявил Иманов корреспонденту «Кавказского узла».
По словам юриста, Мехман Гусейнов может обжаловать действия прокуратуры в азербайджанских судах, а потом довести дело до ЕСПЧ. Оперативное разрешение запрета покидать пределы Азербайджана, по мнению Иманова, возможно решить лишь в случае серьезного вмешательства международных структур.
"Кавказский узел" сообщал, что в феврале 2019 года Центр мониторинга выборов и обучения демократии подготовил исследование о свободе передвижения в Азербайджане, посвященном о политически мотивированным запретам на выезд из страны в отношении 30 журналистов, активистов и политиков. ЕСПЧ уже удовлетворил жалобы 13 заявителей из Азербайджана на нарушение свободы передвижения, но эти решения государственными органами Азербайджана не исполняются, говорилось в документе.
Информация о преследовании активистов в регионах Кавказа публикуется "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане", а в разделе "Персоналии" содержится биография Мехмана Гусейнова.