ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Гособвинитель настаивал на оглашении в суде показаний родственников и соседей дагестанца Шаври Гаджиева, защита выступила против и попросила суд дать возможность свидетелям ответить на все вопросы по видеосвязи из Махачкалы. Судья отказала в прошении прокурору, а ходатайство защиты сочла преждевременным.
Как писал "Кавказский узел", 28 ноября Дорогомиловский суд Москвы начал рассмотрение дела махачкалинца Шаври Гаджиева с того, что продлил его арест и отказался назвать свидетелей, на показаниях которых построено его обвинение в финансировании терроризма. Показания засекреченных свидетелей по делу Гаджиева не подтверждены, а вина подсудимого обоснована только предположением следствия, считает адвокат. Правозащитники заявили, что обратятся в Европейский суд по правам человека в интересах Гаджиева.
Гаджиева обвиняют по статье о финансировании незаконного вооружённого формирования (ч.1 ст.208 УК РФ). Следствие полагает, что в сентябре 2014 года он из банка в Москве перечислил 10 тысяч рублей на счет обвиняемого по делу об организации финансирования запрещенной в России международной террористической организации "Исламское государство". Гаджиев рассказывал, что отправляет деньги в Сирию, одному из засекреченных свидетелей, с которым работал на стройке в Москве, указано в обвинительном заключении. Вину Гаджиев не признает.
На сегодняшнем заседании прокурор выступила с предложением огласить показания родственников и соседей подсудимого.
"Гособвинитель предложила озвучить показания матери, тети и соседей Гаджиева, которые проживают и находятся сейчас в Махачкале. Сторона защиты возражала против оглашения этих показаний, поскольку хотела задать дополнительные вопросы его родственникам и соседям в части информации, характеризующей личность обвиняемого", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Юлия Бондаренко.
По ее словам, гособвинение предложило огласить показания без вызова свидетелей в суд, в этом случае защита была бы лишена возможности опросить их. "Мы ходатайствовали о проведении видео-конференц-связи, вызвав свидетелей в один из судов Махачкалы, откуда будет возможность организовать такую связь", - рассказала Бондаренко.
Судья отказала прокурору в оглашении показаний, сказала адвокат. После того, как гособвинительница заявила, что не станет пока представлять показания родственников и соседей Гаджиева как доказательства, судья посчитала ходатайство защиты о видеосвязи преждевременным.
Суд перенес заседание на 11.00 мск 12 декабря.
"Заседание Дорогомиловского суда пройдет в здании Мосгорсуда, так как по делу представлены два засекреченных свидетеля. А технические возможности обеспечить их инкогнито есть только там", - пояснила адвокат.
Родители не могут увидеться с Гаджиевым
Какими-либо доказательствами знакомство Гаджиева с адресатом перевода не подтверждается, есть только сам факт перевода, сказала адвокат.
Обвинение утверждает, что Гаджиев переводил деньги своему знакомому, но даже засекреченные свидетели в показаниях говорят, что знают лишь о каких-то знакомых подсудимого, но конкретных имен и фамилий не называют, сказала Бондаренко. "Сам Гаджиев отрицает, что знаком с тем, кому от его имени переводились деньги", - сказала она.
По словам адвоката, сотрудники банка подтвердили лишь то, что некий человек им предоставил документы на имя Шаври Гаджиева, и это зафиксировано в банковских документах. Видеозаписей, кто совершал перевод, не сохранилось, в лицо его никто не узнает, то есть банк "не сообщает о конкретном человек, а только о факте перевода денег", пояснила Бондаренко.
Адвокат рассказала, что Гаджиев находится в СИЗО №3 на улице Красная Пресня в Москве. Родственники не могут посещать его, так как он в карцере, у него также изъяли Коран, сказала Бондаренко, не уточнив, за что на Гаджиева было наложено взыскание.
Сестра Шаври Зульфия Гаджиева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что родители не могут приехать в Москву из Дагестана из-за проблем со здоровьем. "Мама болеет, отцу ампутировали пальцы. Поэтому на свидании никому не удалось побывать. Но передачи от нас ему доставляют", - сказал она.
Первый приговор в отношении ее брата был вынесен безосновательно, считает Гаджиева.
В октябре 2015 года Гаджиева приговорили к двум с половиной годам лишения свободы и двум годам ограничения свободы за участие в незаконных вооружённых формированиях (ч.ч. 1 и 2 ст.208 УК РФ), сообщил 16 октября Правозащитный центр "Мемориал".
"Его похитили в 2015 году, мы три дня не знали, что с ним. Потом оказалось, что... из него выбивали показания. Затем Гаджиева обвиняли, что в 2011 году он помог какому-то боевику", - рассказала она. По словам Гаджиевой, на суде тогда также был один засекреченный свидетель, который на заседании вышел из-за ширмы и заявил, что ничего не может сказать в подтверждение обвинения, "чем ввел в замешательство суд и разозлил прокурора". Зульфия Гаджиева указала, что Шаври был кормильцем в семье, и перед арестом занимался торговлей духами.
"Кавказский узел" публикует новости о том, как влияет война на Ближнем Востоке на регионы Кавказа, на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" можно ознакомиться со справкой "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ*".
* - ИГ ("Исламское государство", ранее ИГИЛ) - организация признана террористической и запрещена в России судом.