05:29 / 14.01.2020Адвокаты уличили во лжи свидетеля по делу об атаке на псковских десантников

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Свидетель обвинения Александр Малофеев утверждает, что видел грозненцев Нажмудина Дудиева и Ибрагима Донашева на поле боя с псковскими десантниками у села Улус-Керт в марте 2000 года. Сам Малофеев во время боя был в Керчи, установил в 2000 году местный суд.

Как писал "Кавказский узел", жители Грозного Нажмудин Дудиев и Ибрагим Донашев были задержаны и заключены под стражу в конце ноября 2018 года по обвинению в бандитизме, участии в вооруженном мятеже и посягательстве на жизнь военнослужащего во время атаки в Чечне в 2000 году. Подсудимые назвали версию следствия надуманной. 44 потерпевших подали иски о возмещении морального вреда, сообщил в суде прокурор. На заседании суда 11 декабря трое бывших военнослужащих рассказали о своем участии в бое с боевиками у чеченского села Улус-Керт в 2000 году, не признав в подсудимых бойцов Басаева и отказавшись от претензий к ним.

В ночь на 1 марта 2000 года бойцы 6-й парашютной десантной роты 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в районе чеченского села Улус-Керт вступили в бой с отрядом полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба. Погибли 84 из 90 российских военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Еще четверо получили ранения. Потери боевиков составили 370 человек.

Южный окружной военный суд 13 января продолжил рассматривать дело жителей Грозного Ибрагима Донашева и Нажмудина Дудиева, обвиняемых в бандитизме, участии в вооруженном мятеже и посягательстве на жизнь военнослужащих российской армии.

На предыдущем заседании 24 декабря были оглашены процессуальные документы. Двое из шести десантников - Александр Супонинский и Вадим Тимошенко - пока не допрошены. 

13 января в зале суда присутствовали трое родственников Дудиева, гособвинитель Александр Шавелько и четыре адвоката. Единственным представителем прессы на процессе был корреспондент "Кавказского узла".

Сторона обвинения продолжила представлять свои доказательства. Посредством видеоконференцсвязи из СИЗО-2 города Пятигорска прокурор Александро Шавелько допросил свидетеля Александра Малофеева, отбывающего срок в 24 года за участие в боевых действиях на стороне чеченских боевиков.

Перед допросом свидетель обвинения - человек в темной робе, с бородой и в кепке - представился. Малофеев, в частности, рассказал, что родился в 1976 году в Тюменской области. До задержания не работал, холост, детей не имеет. Осужденный является гражданином Украины, ранее проживал в Крыму. В 2015 году он был осужден Шатойским районным судом на 24 года строгого режима. Суд посчитал, что Малофеев участвовал в боевых действиях на стороне чеченских боевиков.

Перед тем, как начать допрос свидетеля, судья напомнил о заключенном Малофеевым досудебном соглашении, которое, по его словам, может быть расторгнуто в случае, если последний откажется давать показания. При этом дело будет отправлено на новое рассмотрение, уточнил судья.

Отвечая на вопросы гособвинителя, Малофеев рассказал, что он являлся участником украинской националистической организации УНА-УНСО (организация запрещена в России по решению суда и признана экстремистской) и в ноябре 1999 года прибыл в Чечню из Украины с целью помочь чеченским сепаратистам в деле «освобождения республики» от российской власти.

По словам Малофеева, в конце февраля – начале марта 2000 года он участвовал в боестолкновении федеральных сил и боевиков. Он рассказал, что в конце февраля около трех тысяч боевиков, возглавляемых Шамилем Басаевым, Салманом Радуевым, Русланом Гелаевым и Хаттабом, выдвинулись пешком в Шатой, в сторону Ведено и рядом с Улус-Кертом встретились с ротой псковских десантников, которые уже находились на высоте.

По его словам, против десантников руководители боевиков выделили два отряда по 150 человек, вооруженных автоматами с подствольными гранатометами, снайперскими винтовками и другим легким стрелковым оружием. В результате боя, начавшегося в 14-15 часов дня 29 февраля и длившегося до самого утра 1 марта, все десантники погибли.

«Когда я пришел, там велись переговоры с командиром десантников… Впоследствии был отдан приказ на их уничтожение», - рассказал мужчина.

«У десантников никто не выжил. Мы сделали зачистку и все, кто подавал признаки жизни, были убиты», - добавил он.

Малофеев заявил в суде, что дважды встречался с Донашевым и Дудиевым в Чечне, но при этом не общался с ними. Первый раз он видел подсудимых в 90-х годах в лагере для подготовки боевиков недалеко от Ведено, а второй раз заметил их перед началом боя с псковскими десантниками 29 февраля 2000 года.

«Перед началом боя метров в 150 чуть левее (от себя) видел (Донашева и Дудиева – прим. "Кавказского узла"). Они были вооружены автоматами с подствольниками… Когда осматривал вокруг себя обстановку в бою, также видел их», - сообщил суду Малофеев. По словам осужденного свидетеля, спустя 20 лет после боя он может опознать подсудимых «по овалу лица, по глазам, по ушам».

Подсудимые опровергли знакомство с Малофеевым. «(Мы его) в первый раз видим», — одновременно сказали Донашев и Дудиев.

Адвокаты поставили под сомнение показания Малофеева

Адвокат Ибрагима Донашева по соглашению Шамиль Гатаев заявил, что свидетель дает ложные показания. Он предъявил и попросил суд приобщить к делу копию приговора Керченского районного суда от 17 августа 2000 года, согласно которому Малофеев был осужден в общей сложности на пять лет за семь эпизодов кражи, совершенных им в Крыму в феврале – марте 2000 года. Так, согласно приговору, 13 февраля 2000 года Малофеев похитил утку, 23 февраля  - шланги, а 6 марта украл две оцинкованные трубы и медный кабель стоимостью 250 гривен.

«Согласно данному приговору, на момент совершения преступления свидетель находился далеко от места боя и воровал кур у бедных жителей города Керчь. Кроме того, психологический портрет Малофеева никак не позволяет ему участвовать в боевых действиях», - заявил Гатаев. После приобщения копии приговора к материалам дела сторона защиты отказалась задавать вопросы свидетелю обвинения, чтобы не принуждать его давать ложные показания.

Сам Малофеев отметил, что он невиновен в инкриминируемых ему в приговоре Керченского суда преступлениях и дело о кражах базируется на его признательных показаниях, которые, по его словам, были «выбиты» у него керченскими силовиками.

Далее гособвинитель огласил два протокола опознания по фото от 27 октября 2016 года. Из них следует, что Малофеев смог опознать по предъявленным ему нескольким фотографиям Дудиева и Донашева. Донашева он опознал по «круглому лицу, носу, глазам, залысинам», а Дудиева по «вытянутому лицу, чертам глаз и носу».

Адвокат Нажмудина Дудиева по соглашению Тагир Шамсутдинов указал, что опознания по фото проводятся только в случае, если невозможно сделать это вживую, и следователь должен был провести очную ставку между свидетелем и обвиняемыми.

«Следователи указывают что они (Донашев и Дудиев) знакомы Малофееву и, тем не менее, вместо очной ставки предъявляют Малофееву фотографии. Не логично ли было провести очную ставку между ними?» - задался вопросом Шамсутдинов.

После оглашения документов суд объявил перерыв до 10.00 мск 16 января. В этот день планируется допрос свидетеля обвинения отбывающего пожизненный срок заключения.

«Факт судимости Малофеева в 2000 году был скрыт [...] Здесь мы уже начали знакомиться с биографией свидетеля, начиная с приговора Шатойского суда в 2015 году. Возникает вопрос, зачем следователь скрыл такие важные подробности?», - прокомментировал итоги заседания корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Шамиль Гатаев.

По мнению защитника, опознанию по фото не стоит доверять, так как Малофееву в 2016 году предъявили поздние фото Донашева уже с залысинами, тогда как на архивных фотографиях 2000 года у Донашева их нет.

Условия содержания Донашева в ростовском СИЗО-1, Гатаев охарактеризовал как «нормальные».

Адвокат Дудиева по назначению Ольга Малюкова отметила, что к ней не поступали жалобы о каких-либо препятствиях для посещения ее подзащитного родственниками.

«Сейчас этот вопрос уже в ведении суда, а не следователя. Разрешение на свидание дает суд. Мне жалоб не поступало», - коротко сказала корреспонденту "Кавказского узла" Малюкова.

Отметим, по статье об участии в банде обвиняемым грозит до 15 лет лишения свободы, за участие в мятеже – 20 лет заключения, максимальной санкцией за покушение на военнослужащего является пожизненное заключение. В нападении на псковских десантников в 2000 году обвинен и житель Ставропольского края Шамиль Казбулатов, его дело было передано в суд в марте.

Автор:Валерий Люгаев