ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Свидетель обвинения Тамбий Хубиев, осужденный за участие в бою против военнослужащих в Чечне, опознал грозненцев Нажмудина Дудиева и Ибрагима Донашева по фотографиям и заявил, что видел их во время боя в Шатойском районе. Хубиев рассказал о знакомстве с подсудимыми только сейчас, когда его об этом попросили следователи, а на опознание ему были представлены их старые фото, указали адвокаты.
Как писал "Кавказский узел", жители Грозного Нажмудин Дудиев и Ибрагим Донашев были задержаны и заключены под стражу в конце ноября 2018 года по обвинению в бандитизме, участии в вооруженном мятеже и посягательстве на жизнь военнослужащего во время атаки в Чечне в 2000 году. Подсудимые назвали версию следствия надуманной. 44 потерпевших подали иски о возмещении морального вреда, сообщил в суде прокурор. На заседании суда 13 января свидетель обвинения Александр Малофеев заявил, что видел Дудиева и Донашева на поле боя у села Улус-Керт. Малофеев в марте 2000 года был в Керчи, установил местный суд.
В ночь на 1 марта 2000 года бойцы 6-й парашютной десантной роты 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в районе чеченского села Улус-Керт вступили в бой с отрядом полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба. Погибли 84 из 90 российских военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Еще четверо получили ранения. Потери боевиков составили 370 человек.
В Южном окружном военном суде 16 и 17 января рассматривалось дело Донашева и Дудиева, передал из зала суда корреспондент "Кавказского узла".
16 января сторона обвинения допросила посредством видеоконференцсвязи с черкесским СИЗО-1 свидетеля Тамбия Хубиева, отбывающего с апреля 2005 года пожизненный срок за участие в двух чеченских конфликтах на стороне боевиков. В 2016 году Шатойский районный суд добавил Хубиеву 13 лет к пожизненному сроку, в связи с его участием в боестолкновении с псковскими десантниками. Хубиев холост, у него есть ребенок 2003 года рождения.
Перед началом допроса судья напомнил свидетелю, что тот заключил досудебное соглашение со следствием и не может отказаться от дачи показаний. Осужденный давал показания в маске. Хубиев рассказал, что видел подсудимых в Чечне два раза. Первый раз он - летом 1999 года в исламском институте «Кавказ», расположенном в селе Сержень-Юрт, «видел (их) среди боевиков, чуть-чуть общались", сказал он. Второй раз - в феврале 2000 года в Шатойском районе Чечни, во время боестолкновения боевиков с псковскими десантниками.
«Я их (Донашева и Дудиева) видел в начале боя. Они были в семи- восьми метрах от меня, вооружены АК-74, продвигались вперед потихоньку. После боя я их не видел», - коротко и тихо рассказал Хубиев. Он добавил также, что имена и фамилии подсудимых узнал уже на следствии, на опознании по фото. По словам Хубиева, Дудиев «крепкого телосложения, (у него) волосы черные, нос с горбинкой, лицо чуть вытянутое, густые брови». Донашева осужденный опознал «по круглой форме лица, не выделяющимся скулам и широкому носу». Подсудимые, по словам Хубиева, были одеты в камуфляж, носили шапки и бороды средних размеров.
Адвокат Махмудов указал, что Хубиеву были представлены следователем современные фото Донашева и Дудиева, где они уже представлены зрелыми людьми, а не фото 2000 года, когда свидетель их видел. Кроме того, на фото они изображены без шапки и бород, указал адвокат. Он выразил сомнение, что с учетом этих обстоятельств свидетель мог бы узнать подсудимых через 15 лет после случившегося.
Хубиев подтвердил датированные 2015-2017 годами и оглашенные протоколы опознания Донашева и Дудиева по фото.
Отвечая на вопросы защиты, осужденный не смог сообщить никаких подробностей общения с подсудимыми. Он не вспомнил, при каких обстоятельствах он видел Дудиева и Донашева, сколько раз он их видел, о чем с ними общался. Также он пояснил, почему дал показания против Дудиева и Донашева только в 2015 году и ничего не говорил о них в 2013 году, когда его осудили за нападение на псковских десантников.
«Почему вы вдруг вспомнили о подсудимых, отбывая пожизненное заключение?», - спросила адвокат Дудиева Ольга Малюкова.
«Пришел следователь ко мне в СИЗО, спросил, знаю ли я Дудиева и Донашева, я сказал, что не знаю, но могу узнать по внешности. Мне пообещали мне смягчить приговор», - ответил Хубиев.
Потерпевшие десантники отказались участвовать в заседании
На 17 января был запланирован допрос последних двух из шести потерпевших десантников – героя России Александра Супонинского и Вадима Тимошенко. Однако они отказались явиться в суд, мотивировав это тем, что уже неоднократно давали показания по этому бою. С согласия сторон, гособвинитель Игорь Надолинский огласил показания десантников.
Вадим Тимошенко был призван в армию по контракту в 1998 году и по распределению попал в десантные части, дислоцированные в Пскове, где ему дали должность телеграфиста, говорится в показаниях. В январе 2000 года 104-й парашютно-десантный полк был переведен в Чечню, в Ведено, а 27 февраля 6-я рота второго батальона полка вышла к Сельментаузену, следует из документа.
В показаниях говорится, что 29 февраля в 12.00 мск рота заняла возвышенность рядом с селением Улус-Керт Шатойского района Чечни. Поднявшись по приказу на соседнюю возвышенность, Тимошенко и еще двое солдат с ним столкнулись с группой боевиков из 15-20 человек. «Боевики сразу открыли по нам огонь из автоматического оружия, в результате которого один из нас троих был убит», - процитировал показания Тимошенко прокурор.
Во время боя десантник укрылся за поваленным деревом и пролежал за ним до вечера 29 февраля, периодически отстреливаясь от боевиков. Затем по возвышенности, занятой боевиками, открыла огонь полковая артиллерия, и Тимошенко получил осколок в ногу от разрыва снаряда. Десантник добрался до расположения своей роты и был направлен в медицинскую часть в Шатойском районе республики, говорится в оглашенном документе.
Из показаний Александра Супонинского следует, что в ноябре 1998 года он был призван в псковскую воздушно-десантную дивизию. В начале февраля 2000 года он попал в Чечню, а 29 февраля в составе 6-ой роты выдвинулся на высоту рядом с селением Сельментаузен. В районе 12.00 мск десантники, шедшие впереди Супонинского, встретились с участниками незаконного вооруженного формирования и вступили с ними в бой.
«Я получил осколочное ранение в правую ногу в первые минуты боя, но продолжал бой», - огласил показания Супонинского гособвинитель.
В показаниях Супонинского говорится, что он отступил к основным силам наверх и с 14.00 мск 29 февраля до 05.00 мск 1 марта отражал вместе с другими десантниками попытки боевиков захватить высоту 776. Он указывает, что был вооружен автоматом АК калибром 7,62 и подствольным гранатометом, а также гранатами ф-1. Затем подполковник Марк Евтюхин вызвал огонь на себя и около 6.00 мск бой закончился. Раненого Супонинского доставили в госпиталь города Моздока, следует из документа.
В оглашенных показаниях фамилии подсудимых не фигурируют и иски к ним не предъявляются. Более того, Александр Супонинский заявил следователю, что не имеет никаких претензий к кому-либо за полученные в бою телесные повреждения.
После оглашения протоколов допроса десантников суд взял паузу до 10.00 мск 29 января. Планируется, что в этот день допросят двух свидетелей обвинения, отбывающих срок в колонии.
«Я сомневаюсь в достоверности показаний Хубиева, потому что на тот момент, когда против него возбудили уголовное дело по обстоятельствам участия в нападении на псковский десант, он не говорил о Дудиеве и Донашеве», - прокомментировала показания свидетеля обвинения адвокат Ольга Малюкова.
Она указала, что он их вспомнил «только после того, как его осудили и к нему пришел следователь".
"Человек приговорен к пожизненному сроку и находится в негативной среде, и он чтобы облегчить себе отбывание наказания, и, возможно, чтобы заработать себе помилование, он пошел на сотрудничество с сотрудниками правоохранительных органов», - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".