ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После ареста ростовских "Свидетелей Иеговы"* Александра Паркова, Вилена и Арсена Аванесовых подозреваемыми по делу об участии в экстремистской организации стали еще четверо ростовчан. В связи с уголовным делом жены Александра Паркова Галины заблокирована ее единственная банковская карта, и теперь, чтобы обеспечить себя, женщине приходится перебиваться случайными заработками.
Как писал "Кавказский узел", Александр Парков, Вилен Аванесов и Арсен Аванесов были задержаны 22 мая 2019 года и с тех пор находятся под арестом. Им грозит до 10 лет заключения по статье "Организация деятельности экстремистской организации". Сегодня суд в Ростове-на-Дону оставил их под стражей до 20 апреля.
Сегодня в Ленинском районном суде Ростова-на-Дону поддержать верующих собралось более 50 единоверцев, однако приставы не пропустили всех далее рамок-металлоискателей в здании суда. Они разрешили присутствовать жене и дочери Александра Паркова на заседании по его делу, супруга Вилена Аванесова, которая также является матерью Арсена Аванесова, присутствовала на заседаниях по делам своих родных.
Верующие, которых не пропустили на заседания, ждали их окончания в маленьком холле здания суда. Когда конвой проводил обвиняемых в зал суда по этажу, они аплодировали. Пришедшие на другие заседания удивлялись большому скоплению людей и спрашивали, к кому они явились, некоторые вступали с верующими в дискуссию.
Судья Снежана Федорова выяснила личности присутствующих, трижды предупредила корреспондента «Кавказского узла» о недопустимости ведения фото- и видеосъемки без разрешения и предупредила об ответственности за нарушение порядка.
Александр Парков рассказал в суде, что родился 5 сентября 1967 года, зарегистрирован в Краснодаре и до ареста постоянно жил в Ростове-на-Дону, женат, имеет трех совершеннолетних детей, ранее не был судим.
После этого следователь Иван Кальницкий заявил ходатайство о закрытии заседания в связи с тем, что «будут оглашены материалы дела, по которому следствие продолжается и установлен не весь круг обвиняемых».
Прокурор Алексей Чебриков поддержал следователя, заявив, что организация, в причастности к которой обвиняется Парков, «имеет разветвленную сеть и структуру на территории России и в других странах, также ведется работа по установлению других лиц, и разглашение материалов дела не подлежит оглашению... так как может негативно повлиять на ход и результат расследования дела».
Парков и его адвокат высказались за проведение заседания в открытом режиме. «Я хочу, чтобы заседание было открытым», - сказал Александр Парков. Тем не менее, судья закрыла заседание для посетителей.
Вторым в зал завели Арсена Аванесова. Он рассказал, что родился 24 сентября 1983 года в Баку, постоянно жил в Ростове-на-Дону, имеет высшее образование, холост. До ареста он работал индивидуальным предпринимателем.
Следователь также попросил закрыть это заседание. Судья согласилась несмотря на возражения обвиняемого и адвоката. Рассмотрение ходатайства следствия о продлении ареста 67-летнему пенсионеру Вилену Аванесову также прошло в закрытом режиме.
В результате судья продлила всем троим обвиняемым срок ареста до 20 апреля. Адвокаты Аванесовых и Паркова заявили, что намерены обжаловать это решение суда. По словам защитников, после очередного решения о продлении ареста обвиняемым в декабре 2019 года следователь знакомил обвиняемых с результатами экспертиз.
Верующие рассказали о безрезультатных жалобах на преследование
Супруга Александра Паркова Галина Паркова рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что является подозреваемой по делу об участии в экстремистской организации, и в качестве меры пресечения ей избрано обязательство о явке по вызову. Это не накладывает ограничений, однако в связи с уголовным делом была заблокирована ее единственная банковская карта, рассказала верующая.
"Следователь не уведомлял об этом, я узнала по факту, когда обратилась в банк", - сказала она. Следователь на вопрос о блокировке карты ответил, что "этим не занимается, но показал приказ, согласно которому каждый попавший в поле зрения автоматически попадает в перечень Росфинмониторинга", рассказала Паркова.
По ее словам, после уголовных дел ее и мужа у нее начались проблемы со здоровьем - врачи выявили заболевание печени. "Видимо, сказались допросы, тяжелое обвинение. Сейчас я лечусь и вынуждена все равно работать на различных временных работах, так как мужу были необходимы сосудистые препараты в следственном изоляторе, а это требует денег",- сказала она. По словам Парковой, она теперь не может официально устроиться на работу, а "без оформления это рабский труд за семь тысяч в месяц". "Фактически меня лишили средств к существованию, для меня это тяжело больше морально, что я бесправная, перебиваюсь временными заработками", - пожаловалась Паркова.
Она рассказала, что с мужем они женаты более 29 лет. "Познакомились случайно в очереди в магазине. К вере заставила прийти жизнь, это были 90-е годы. Сначала не верили, задавали много вопросов, на них были логичные ответы... Я чувствую себя обманутой государством, так как запретили юридические лица, а не веру, религию», - сказала Паркова. Она сказала, что обращалась к омбудсмену Татьяне Москальковой, но реакции не последовало.
Министерство юстиции в 2017 году добилось в Верховном суде решения о ликвидации всех организаций Свидетелей Иеговы* в стране как экстремистских. "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России"* и все его местные филиалы вошли в перечень запрещенных организаций. В Ростовской области по состоянию на 30 марта 2017 года действовали 13 местных религиозных организаций "Свидетели Иеговы"*, говорится в справке "Свидетели Иеговы* – экстремисты или жертвы беззакония?", опубликованной на "Кавказском узле".
Паркова рассказала, что кроме нее подозреваемыми по делу об участии в экстремистской организации проходят Ольга Гануша и еще двое ростовчан.
"Сейчас я в статусе подозреваемой, обвинение пока еще не предъявлено, предполагается, что следственные мероприятия будут идти до 6 мая, хотя с августа 2019 года никаких мероприятий не было", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ольга Гануша. По ее словам, в ноябре минувшего года она ходатайствовала о прекращении уголовного дела, но ей полностью отказано. Гануша рассказала, что также направляла ходатайство на возврат конфискованной техники - телефона и ноутбука, но получила отказ.
"Еще писала (жалобу) в Москву, уполномоченной по правам человека в России Татьяне Москальковой и Уполномоченному по правам человека в Ростовской области Анатолию Харьковскому. Мои жалобы на неправомерность действий были направлены для проверки в управление Генеральной прокуратуры России в Южном федеральном округе, после чего мне пришел письменный ответ, в котором говорилось, что «оказать мне какое-либо содействие в решении поставленных в обращении вопросов не представляется возможным", - рассказала Гануша.
Комментариями аппарата Уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой и Уполномоченного по правам человека в Ростовской области Анатолия Харьковского, а также управления Генпрокуратуры России в Южном федеральном округе о поступлении им жалоб от верующих "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также писал, что двое других ростовских Свидетелей Иеговы* - Руслан Алыев и Семен Байбак - были задержаны 10 июня 2019 года. Суд назначил им домашний арест, срок которого продлен до 5 мая.
Новости о преследовании Свидетелей Иеговы в России* "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Минюст против Свидетелей Иеговы*".
* 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.