14:39 / 04.03.2020Сюжет чеченского телеканала продолжил тренд публичных покаяний в кражах

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

22-летний Мовсар Дизерханов раскаялся в краже денег из магазина, следует из опубликованного 3 марта телесюжета ЧГТРК "Грозный". Местные жители сочли публичные покаяния избыточным наказанием для задержанных.

Как писал "Кавказский узел", за последние три месяца по меньшей мере семь жителей Чечни покаялись в эфире ЧГТРК "Грозный" в кражах и мошенничестве. Так, 25 февраля в эфире телеканала житель Веденского района раскаялся в краже смартфона, 12 февраля телеканал посвятил сюжет извинениям трех задержанных, а в декабре 2019 года в эфире ЧГТРК заявили о своем раскаянии в кражах две женщины и мужчина. Кроме того, 25 января в популярном чеченском Instagram-паблике был опубликован видеоролик с извинениями грозненца Алаудина Хангошвили за кражу серебряных изделий. Несмотря на публичное раскаяние, Хангошвили стал подозреваемым по уголовному делу.

25 февраля авторы телесюжета ЧГТРК заявили, что кражи в Чечне совершаются редко, поскольку "нехарактерны для чеченцев". Это подтвердили и опрошенные ЧГТРК местные жители. Согласно чеченским традициям, кража позорит человека больше, чем публичное покаяние, рассказала ранее "Кавказскому узлу" чеченская правозащитница Асет Мальсагова. По ее словам, позор за совершенную чеченцем кражу разделяет не только его семья, но и дальние родственники и однотейповцы.

3 марта ЧГТРК «Грозный» показала сюжет с покаянием 22-летнего жителя Курчалоя Мовсара Дизерханова, обвиняемого в краже со взломом. Согласно сюжету, размещенному также на YouTube-канале телекомпании, 26 февраля в полицию обратился местный предприниматель Апти Абдуллаев с заявлении о краже со взломом в принадлежащем ему магазине и хищении части выручки. Сумма ущерба еще подсчитывается, уточнили авторы телесюжета.

Дизерханов также подозревается в серии краж в Гудермесском, Ножай-Юртовском и Надтеречном районах, пояснил в телесюжете замначальника ОВД Курчалоевского района Ханпаша Хутуев, слова которого перевел на русский язык корреспондент "Кавказского узла".

В сюжете ЧГТРК молодой человек стоит, опустив голову, перед двумя офицерами полиции и богословом. Представитель духовенства подчеркнул, что для мусульманина недопустимо посягать на чужое. "В Чечне не было посягательств на чужое имущество, как мы знаем от наших отцов. В наше время иногда появляется такой человек. Если будет на то воля Всевышнего, мы их остановим, кому удастся – объясним,  по мере возможности постараемся направить их на правильный путь", - сказал помощник кадия Курчалоевского района Умар Мусаев, слова которого перевел с чеченского языка корреспондент "Кавказского узла".

Мовсар Дизерханов перед телекамерой заявил о своем раскаянии. "Знал, что этого нельзя делать, это оплошность… Впредь постараюсь не допускать подобного", - сказал молодой человек, слова которого перевел на русский язык корреспондент "Кавказского узла".

Часть 2 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение) предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Местный житель Висхан подверг критике практику публичных покаяний задержанных. "Какой смысл заставлять человека произносить слова раскаяния, если против него возбуждено уголовное дело и его будут судить?" – поделился недоумением с корреспондентом "Кавказского узла" житель Чечни.

Публичное покаяние не является признанием вины в юридическом смысле, указала ранее адвокат адвокатского бюро "Мусаев и партнеры" Надежда Ермолаева. "Признательные показания должны быть даны в определенной форме. [...] Они могут быть признаны недопустимым доказательством по тому только лишь основанию, что были даны в отсутствие защитника. Оформляется это протоколом, а не просто так на камеру", - сказала "Кавказскому узлу" Ермолаева.

Слова коллеги подтвердил ранее и управляющий партнер адвокатского бюро "Плиев, Лепшаков и партнеры" Муса Плиев. "Публичное покаяние не является признанием вины, и человек всегда может от этого отказаться. Более того, если это рассматривать как дачу показаний, то это действие исключается как правовой способ получения информации в случае, если в нем не участвует защитник", - сказал Плиев "Кавказскому узлу".

Напомним, что жители Чечни также регулярно приносят публичные извинения, в том числе в эфире ЧГТРК "Грозный", за неподобающее поведение, за сообщения в соцсетях, за жалобы на чиновников и критику властей. Жители республики приносят публичные извинения вынужденно, после давления и угроз, указала Международная кризисная группа в своем докладе "Чечня: внутреннее зарубежье", опубликованном на "Кавказском узле".

О практике публичных извинений, которая с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин", а также в "Хронике публичных извинений на Кавказе".

Материалы о практике публичных покаяний "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".

Автор: