02:53 / 11.03.2020Свидетели дали показания в пользу обвиняемых в атаке на псковских десантников

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Житель Чечни Ибрагим Донашев во время атаки на псковских десантников в 2000 году служил в народном ополчении, а Нажмудина Дудиева видели в числе беженцев в селе Элистанжи, сообщили в суде свидетели.

Как писал "Кавказский узел", жители Грозного Нажмудин Дудиев и Ибрагим Донашев были задержаны и заключены под стражу в конце ноября 2018 года по обвинению в бандитизме, участии в вооруженном мятеже и посягательстве на жизнь военнослужащего во время атаки в Чечне в 2000 году. Подсудимые назвали версию следствия надуманной. 44 потерпевших подали иски о возмещении морального вреда, сообщил в суде прокурор. Родные братьев заявили главе Чечни Рамзану Кадырову о невиновности своих родственников и попросили заступиться за них. Кадыров не заинтересован в том, чтобы вмешиваться в ситуацию, констатировали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.

В ночь на 1 марта 2000 года бойцы шестой парашютной десантной роты 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в районе чеченского села Улус-Керт вступили в бой с отрядом полевых командиров Шамиля Басаева и Хаттаба. Погибли 84 из 90 российских военнослужащих, в том числе 13 офицеров. Еще четверо получили ранения. Потери боевиков составили 370 человек.

В Южном окружном военном суде 10 марта рассматривалось дело Донашева и Нажмудина Дудиева, к представлению своих доказательств приступила сторона защиты, передал из зала суда корреспондент "Кавказского узла".

С помощью видеоконференцсвязи с Грозненским гарнизонным военным судом были допрошены 10 свидетелей.  Помимо двух подсудимых на заседании присутствовали гособвинитель Игорь Надолинский, два адвоката по назначению – Ольга Малюкова и Владислав Махмудов. В Грозном допросы свидетелей проводили два адвоката по соглашению – Шамиль Гатаев и Тагир Шамсутдинов.

Свидетель со стороны защиты Абубакар Сакуев, 1957 года рождения, рассказал, что зимой 2000 года находился в селе Эшилхатой в Веденском районе Чечни, где он жил, рядом с населенным пунктом периодически происходили военные действия.

"Обстрелы были, перестрелки были…  В январе-феврале 2000 года для наведения порядка было создано ополчение из местных жителей. У нас в селе из-за ополчения не было боевиков", - рассказал свидетель. Также он сказал, что видел Ибрагима Донашева в селе в это время.  "Как я помню, в январе 2000 года он (Донашев) находился в ополчении, постоянно был на виду", – заявил Сакуев.

Затем был допрошен свидетель защиты Абусупьян Сакуев, 1955 года рождения, живущий в станице Мекенской Наурского района Чечни. Он рассказал, что с декабря 1999 года по апрель 2000 года местные жители Веденского района создали отряды ополчения для охраны своих сел от боевиков. "Ибрагим Донашев у нас в ополчении служил. Каждую ночь выходил охранять дороги, чтобы боевики не заходили к нам в село", –  заявил Сакуев.

50-летний житель города Грозного Исмаил Демхаев рассказал, что из подсудимых знает только Ибрагима Донашева. Демхаев подтвердил, что в январе-марте 2000 года в горных поселениях Веденского района был создан отдельный батальон ополчения, в котором также служил Ибрагим Донашев. "Я был в ополчении с января 2000 года. Наша задача была – не допустить в село незаконные вооруженные формирования. Мы расставляли посты и путем переговоров пытались обезопасить себя от вторжения боевиков", – рассказал свидетель. "Он (Донашев) был с нами в это врем", – добавил он.

Житель села Улус-Керт Шатойского района Чечни Сайхан Мацаров, 1946 года рождения, рассказал, что с подсудимыми незнаком. Он только сообщил, что в феврале-марте 2000 года, когда случился бой десантников с боевиками, он находился в качестве беженца в селе Атаги, в апреле он возвратился в Улус-Керт и услышал от односельчан, что какие-то люди убили российских солдат.

51-летний Зайнал Мотаев, живущий в селе Улус-Керт Шатойского района Чечни, также указал, что подсудимых не знает. Он подтвердил, что в феврале-марте 2000 года в Веденском районе шли тяжелые бои боевиков с российскими военными, в которых гибли и мирные жители. По словам свидетеля, в январе 2000 года он находился в Улус-Керте и, как и другие селяне, жил в подвале, опасаясь сильных бомбардировок и артобстрелов, от которых несколько односельчан получили ранения, двое погибли.

46-летний Сулейман Арсаханов рассказал, что живет в селе Улус-Керт Шатойского района Чечни, с подсудимыми не знаком. Он сказал, что в феврале 2000 года в Улус-Керте во время обстрела получил осколочное ранение. "2 февраля во время артиллерийского обстрела у себя во дворе я был ранен в лицо. Меня вывезли в Шали, мой шрам – последствия того ранения", – сказал свидетель. По его словам, о боестолкновении боевиков с псковскими десантниками он узнал только после 4 марта 2000 года, когда его выписали из больницы.

Житель села Хатуни Веденского района Чечни Мумади Дазаев, 1956 года рождения, рассказал, что в 1999 году был "всенародно избран" главой села. По его словам, с ноября 1999 года село стало подвергаться постоянным бомбардировкам, он, как и большинство жителей, ушел в село Элистанжи. 5-6 марта беженцы вернулись обратно в Хатуни, сказал Дазаев. Он рассказал, что  Дудиев был в числе беженцев в Элистанжи. "Дудиева я видел у своих родственников", – сказал свидетель.

Дазаев уточнил, что видел Дудиева в Элистанжи 29 февраля и 1 марта 2000 года, однако не смог пояснить при каких обстоятельствах это произошло. О бое между псковскими десантниками и боевиками, по его словам, он узнал от офицера федеральных сил в местности Керкендук, где стоял военный пост.

52-летний Магомед Мадаев рассказал, что живет в селе Хатуни Веденского района Чечни, а Дудиев – его сосед, и он знает его с рождения. Он указал, что 20 февраля 2000 года приехал из Аргуна в Хатуни, чтобы починить поврежденный дом и крышу. "Мы вместе  с пятью-шестью односельчанами восстанавливали крышу", – сказал свидетель. Он отметил, что работы велись с 20 по 23 февраля, и все это время он видел Дудиева.

Житель села Дышне-Ведено Веденского района Чечни Юрий Тарамов, 1956 года рождения, рассказал, что в 2000 году был начальником штаба ополчения района. Он пояснил, что в 1999-2000 годах во всем районе было много боевиков, и местным жителям пришлось в каждом населенном пункте района создать отряды ополчения. Оружия у ополченцев не было, и им приходилось действовать уговорами, сказал свидетель. Тарамов отметил, что  Донашев также служил в ополчении. "Точно помню, что он был в ополчении. На службу (официальное подразделение Минобороны России, - прим. "Кавказского узла") был принят 1 апреля 2000 года", –  вспомнил он. "Благодаря таким ребятам... мы выпроводили боевиков из сел, чтобы военные их не бомбили", – подчеркнул он. Тарамов заявил, что лично не видел подсудимых 29 февраля – 1 марта 2000 года, но выразил уверенность, что они были на защите своего села и не участвовали в нападении на десантников.

Супьян Хасаев, 1962 года рождения, живущий в селе Хатуни Веденского района Чечни, рассказал, что видел Дудиева 14 или 15 февраля в Элистанжи на похоронах, а затем на поминках 22 февраля.

После этого судья объявил перерыв в заседании до 11 марта, предполагается, что будут допрошены еще четыре свидетеля защиты.

Напомним, 17 января в суде свидетель обвинения Тамбий Хубиев, осужденный за участие в бою против военнослужащих в Чечне, опознал грозненцев Нажмудина Дудиева и Ибрагима Донашева по фотографиям и заявил, что видел их во время боя в Шатойском районе. Хубиев рассказал о знакомстве с подсудимыми, когда его об этом попросили следователи, а на опознание ему были представлены их старые фото, указали адвокаты.

Автор:Валерий Люгаев