ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Помощь клиентам адвокатов Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой, которые решением суда ограничены в определенных действиях и не могут общаться с подзащитными, оказывают коллеги.
Как писал "Кавказский узел", 30 мая суд в Нальчике отклонил ходатайство следствия о заключении под стражу адвокатов Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой, обвиняемых в избиении сотрудника полиции. Им назначена мера пресечения в виде запрета определенных действий, в частности, запрещено пользоваться средствами связи, выходить из дома с 22.00 вечера до 07.00 утра, разрешено общаться только с семьей, защитниками и следователями. Около 50 адвокатов пришли к зданию горсуда, чтобы поддержать коллег. "Фонд защиты адвокатов" написал обращение в защиту Жилокова и Ципиновой, под которым, по данным на 31 мая, подписались 1600 их коллег.
28 мая силовики на 48 часов задержали Диану Ципинову и Ратмира Жилокова, заподозренных в применении насилия к полицейским после конфликта в Нарткале. По версии следствия, Ратмир Жилоков вел себя грубо с сотрудниками полиции и применил физическое насилие к одному из них, пытаясь не пустить их в заведение, где предположительно велась игорная деятельность. Ципинова, как утверждают следователи, ударила полицейских, пытаясь прорваться к задержанному Жилокову. В знак протеста Диана Ципинова объявила голодовку в баксанском изоляторе.
Так как адвокаты Ратмир Жилоков и Диана Ципинова в настоящий момент решением суда ограничены в определенных действиях, они не могут комментировать ход расследования в отношении себя, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" 2 июня их коллега, адвокат Людмила Кочесокова.
"Если после апелляции ситуация изменится, возможно, они смогут прокомментировать. Ситуация у них одинаковая. К сожалению, ни Ратмир, ни Диана работать сейчас не могут - они ограничены в профессиональной деятельности. Выручают коллеги, которые заключают соглашения с их клиентами, и, чтобы они не оставались ущемленными и без защиты, коллеги сейчас их замещают», - рассказала она.
2 июня был последний день для обжалования прокуратурой решения суда о мере пресечения, отметила адвокат.
"Нам пока не известно, поступило представление от прокуратуры или нет. Они могли сделать это до 18.00 мск. Адвокаты 2 июня обжаловали решение суда и добиваются снятия запрета на определенные действия, наложенного судом, согласно статье 105.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ", - рассказала Кочесокова.
По факту применения силы к адвокатам защитники подали заявление в Следственный комитет, рассказала адвокат.
"Нам сообщают, что проводится проверка, какого-то окончательного решения не принято. На такую проверку отводится трое суток, затем продлевается до десяти дней. В последующем проверка может быть продлена до 30 суток. Мы (адвокаты Наталья Магова и Людмила Кочесокова, - прим. "Кавказского узла") подали заявление 24 мая. От Жилокова было (заявление) 20 мая, от Ципиновой - 21 мая. По Жилокову, скорее всего, срок проверки продлили. Ответы направляются по почте, пока мы ничего не получили. Никаких процессуальных действий в настоящий момент не проводилось. Адвокаты подали 2 июня жалобы на то, что не согласны с постановлением суда об избранной мере пресечения", - рассказала Кочесокова.
Она также рассказала, что Ратмир Жилоков прошел судмедэкспертизу. "Как таковых телесных повреждений у него не было. Но он проходил СМЭ, где было зафиксировано, что у него оставались следы от наручников на руках - были туго затянуты", - рассказала Кочесокова.
По ее словам, в своем заявлении о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности Жилоков сообщил об этом, а также о незаконном задержании. При этом он акцентировал внимание, что заявлял сотрудникам правоохранительных органов, что является адвокатом.
"Сотрудники полиции не имели права его задерживать, удерживать его в отделе, не допускать к нему адвокатов. Все это отражено в заявлении в СКР от 20 мая", - сообщила Кочесокова.
Ратмир Жилоков и Диана Ципинова занимались как гражданскими делами, так и представляли интересы своих доверителей в уголовном процессе, сообщила адвокат. "Диана Ципинова, по моей информации, работает адвокатом с 2015 года, Жилоков получил статус в 2016 году", - рассказала адвокат.
Интересы адвокатов в суде представляет большое количество коллег, желающих очень много, также отметила Кочесокова.
1 июня адвокат Михаил Беньяш отправил обращение на имя председателя СКР Александра Бастрыкина, министра внутренних дел Владимира Колокольцева, президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко в связи с задержанием и возбужденным в отношении адвокатов Жилокова и Ципиновой делом. Об этом он рассказал корреспонденту «Кавказского узла».
"Кроме меня [обращение] подписали еще 88 адвокатов", - сообщил Беньяш.
9 сентября 2018 года Михаил Беньяш был задержан в Краснодаре вместе с участниками несогласованного митинга против пенсионной реформы. По словам адвоката, после задержания его избили, однако следствие четырежды отказалось возбуждать на силовиков уголовное дело. Суды на Кубани сочли эти отказы обоснованными, и Михаил Беньяш обратился в Европейский суд по правам человека. Обвинение утверждает, что Беньяш сам нанес себе травмы после задержания. В октябре 2019 года суд постановил оштрафовать Беньяша на 30 тысяч рублей с учетом месячного пребывания в СИЗО.
По его словам, в заявлении отмечается, что один из сотрудников правоохранительных органов во время конфликта с адвокатами действовал с грубейшим превышением и злоупотреблением своих полномочий.
В адвокатском сообществе считают, что "ограничение права на защиту недопустимо ни при каких карантинных мерах, а насилие в отношении адвокатов, которые явились выполнять свой профессиональный долг, является попранием закона".
"Представляется, что их задержание преследует самую обычную месть и попытку оправдать нападение на адвокатов", - говорится в заявлении в следственные и правоохранительные органы.
Заявители требуют привлечь должностных лиц к уголовной ответственности, освободить их от занимаемой должности, контролировать дело Жилокова и Ципиновой. Кроме того от Федеральной адвокатской палаты в адвокатском сообществе ожидают оказания финансовой помощи адвокатам, в том числе оплаты расходов на защитников и при необходимости внесения залоговой суммы.
"Ввиду участившихся случаев нападения на адвокатов предлагаем совету Федеральной палаты адвокатов разработать комплекс мер реагирования адвокатского сообщества при возникновении случаев нападения на адвокатов представителей правоохранительных органов", - говорится в заключении обращения.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей следствия относительно проверки по заявлениям адвокатов на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов.
Реакцию адвокатского сообщества на задержание и избрание меры пресечения для Жилокова и Ципиновой прокомментировала автор блога "Женский взгляд из Нальчика" на "Кавказском узле". "Это беспрецедентный случай объединения адвокатов", - отметила автор блога.
Ситуация с применением силы к адвокатам в Кабардино-Балкарии и их последующее уголовное преследование рассматривается профессиональным сообществом как чрезвычайная, хотя это не единичный случай. Нарушение права на адвокатскую защиту представляет потенциальную угрозу для каждого гражданина, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы.