ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Юрист краснодарского отделения "Комитета против пыток" подал иск в связи с неэффективным расследованием дела о пытках жителя Туапсинского района Евгения Бунина. Правозащитник потребовал взыскать со Следственного комитета в пользу Бунина компенсацию морального вреда в размере 800 тысяч рублей.
Как информировал "Кавказский узел", 16 апреля 2019 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о превышении силовиками должностных полномочий с применением насилия и спецсредств, однако позже дело пять раз прекращалось. По данным пресс-службы правозащитной организации "Комитет против пыток" (КПП), в последний раз дело было прекращено 2 апреля, а 6 апреля вновь возобновлено.
Житель села Индюк Туапсинского района Евгений Бунин сообщил в КПП, что 12 ноября 2018 года силовики избили его, требуя признаться в преступлении. По его словам, после того как ему пригрозили, что будут избивать всю ночь, а затем все равно задержат как подозреваемого, он написал признание под диктовку одного из сотрудников. Его отвезли домой, а 13 ноября того же года Бунин был госпитализирован.
В суд 5 июня по почте направлен иск к Следственному комитету о компенсации морального вреда в результате неэффективного расследования по делу о пытках Евгения Бунина, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель кубанского отделения "Комитета против пыток" Сергей Романов.
"В производстве нашего отделения с ноября 2018 года находится общественное расследование по заявлению жителя Туапсинского района Краснодарского края Евгения Бунина. В апреле 2019 года было возбуждено уголовное дело по факту применения к нему физического насилия... В октябре прошлого года следователь принял решение прекратить уголовное дело, и с того времени следователи вынесли пять постановлений о прекращении этого дела. При этом многие следственные действия не были выполнены... Прокуратура неоднократно признавала нарушения при расследовании этого уголовного дела... Всё это стало основанием того, что мы обратились в Октябрьский районный суд Краснодара с исковым заявлением к Следственному комитету", - сказал он.
Согласно исковому заявлению, которое от имени Евгения Бунина подал его представитель, юрист КПП Роман Веретенников, с момента регистрации сообщения о преступлении вынесено одно постановление об отказе в возбуждении уголовного
дела и пять постановлений о прекращении дела, причем с ноября 2019 года "решения о прекращении уголовного дела
принимаются без производства каких-либо следственных действий в ходе дополнительного следствия".
"Истец считает, что расследование обстоятельств жестокого обращения в отношении него ведется крайне неэффективно, следствие практически бездействует на протяжении нескольких месяцев, в связи с чем Бунин Е.А. претерпевает сильные личные переживания, испытывает моральные страдания из-за неоправданных задержек в достижении справедливости и наказания виновных, которые оценивает в размере 800 тысяч рублей", - говорится в иске, текстом которого располагает "Кавказский узел".
В иске поясняется, что расследование по заявлению Бунина не является эффективным, поскольку не отвечает критериям быстроты и своевременности, выработанным Европейским судом по правам человека.
"Я ведь совсем на другое рассчитывал со стороны следственных органов. Они, я считаю, относятся к этому всему спустя рукава, и это, конечно, очень неприятно и обидно. Я же с первых дней видел это отношение... И сколько уже длится это всё, а у них там еще конь не валялся. Не хотят они расследовать или не могут - я не знаю. Но это задевает по-живому", - сказал Евгений Бунин "Кавказскому узлу"
Суд на Кубани рассмотрит еще один иск из-за неэффективного расследования дела о пытках
По аналогичному иску в интересах Григория Ачкасова и Артема Бегларяна из Анапы на 1 июля в суде назначено заседание, сообщил Сергей Романов.
Трое жителей Анапы Тигран Григорян, Артем Бегларян и Григорий Ачкасов сообщили, что подверглись избиениям и пыткам током после задержания в декабре 2015 года. По их словам, их вынудили сознаться в разбойном нападении на пожилую пару. В феврале 2016 года следователи отказались возбуждать уголовные дела о пытках, а в июле 2016 года все трое были признаны виновными в разбойном нападении и приговорены к тюремным срокам. 17 апреля 2018 года стало известно о том, что после жалобы юристов "Комитета против пыток" (КПП) прокуратура отменила постановления следствия об отказе возбудить дела о пытках Григоряна, Бегларяна и Ачкасова после задержания. В апреле 2020 года следствие в тринадцатый раз отказало в возбуждении уголовного дела. По словам юриста КПП Анны Коцаревой, в суд подан гражданский иск о взыскании морального вреда за неэффективное расследование жалоб Ачкасова и Бегларяна.
В иске к Следкому запрошена компенсация морального вреда Ачкасову и Бегларяну по 2 миллиона рублей каждому, уточнил Романов.
"Мы на сегодняшний день имеем достаточно доказательств неэффективности расследования, то есть это не одно, не два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела... Мы сейчас только начинаем подачу таких исков. Бегларян-Ачкасов и Бунин - это первые иски, где мы пытаемся получить компенсацию морального вреда... Раньше мы нарабатывали материал, а сейчас это стало одним из способов заставить Следственный комитет провести эффективное расследование. Мы такое и в других регионах делаем, но на Кубани это первые такие иски, но не последние", - отметил правозащитник.
По его словам, также подача таких исков связана с желанием заявителей получить компенсацию. "Они уже столько времени ждут справедливости, это переживания. Так что наши заявители хотели бы получить какую-то сатисфакцию, чтоб им как-то был компенсирован тот стресс, который они испытывают в связи с неэффективным расследованием. Поэтому мы приняли решение заявлять иски такого рода", - добавил он.
Мать Григория Ачкасова Елена Хасанова считает, что иск о компенсации морального вреда в российский суд вряд ли что-то изменит. "Я не верю, что это что-то изменит... Я видела суд над своим сыном, как он просил, кричал, показывал следы от пыток - все было проигнорировано... Я до сих пор с ужасом вспоминаю это... Так что в этот суд я тоже не верю", - сказала она "Кавказскому узлу".
Адекватные суммы компенсации морального вреда назначает ЕСПЧ
Для "Комитета против пыток" иски о компенсации морального вреда за неэффективное расследование являются довольно частой практикой, хотя в Краснодарском крае такого пока не было, отметил помощник руководителя организации Олег Хабибрахманов.
"Подавать в суд приходится достаточно часто, потому что неэффективное расследование - это бич нашей правоохранительной системы. Плюс, если даже, грубо говоря, пыток действительно не было, или их невозможно доказать, то сам факт того, что государство отказывается это эффективно расследовать, может быть интерпретирован ЕСПЧ как нарушение статьи 3 Европейской конвенции в ее процессуальной части", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Статья 3. Запрещение пыток. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, говорится в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, полный текст которой опубликован в разделе "Нормативные акты" на "Кавказском узле".
"Если гражданин попадает под юрисдикцию государства, и потом у него появляются серьезные телесные повреждения, пока он находился под этой юрисдикцией, а государство никак это не расследует, то тут действует "презумпция виновности", и государство автоматически считается нарушителем статьи 3 просто потому, что не проводило расследование, а обязательство у него такое имеется, - отметил Хабибрахманов. - Поэтому даже там, где пыток, может, и не было, Европейский суд говорит, что пытки есть, а причина этого - то, что государство не хочет нормально эти самые пытки расследовать".
По его словам, иски в российские суды с требованием компенсировать моральный вред, причиненный неэффективным расследованием, направлены, прежде всего, на то, чтобы стимулировать правоохранительную систему проводить эффективное расследование, чтобы не платить потом эти деньги.
"Но, к сожалению, стимулировать в полной мере таким образом не удается, потому что государство не очень любит компенсировать неэффективное расследование достаточными деньгами. У нас были и... удовлетворенные иски, когда просишь 500 тысяч [рублей], а дают пять-10-15-20 тысяч - в общем, копейки. И следователь после того, как это дело проиграно, не испытывает никакого дискомфорта. Его, скорее всего, даже не накажут... Адекватные суммы назначает ЕСПЧ, которые потом российское государство и платит", - отметил Хабибрахманов.
Сообщений относительно предъявления исков к Следственному комитету о компенсации морального вреда Бунину, Ачкасову и Бегларяну на сайтах Следственного комитета и его управления по Краснодарскому краю, по данным на 07.00 мск 6 июня, не было.
"Кавказский узел" также писал, что электрошокеры, избиения, пакеты на голову и поливание кипятком вошли в перечень способов, которыми силовики на Кубани пытаются получить нужные им показания. Сообщения о пытках в 2019 году поступали от жителей Краснодара, Геленджика, Анапы, Гулькевичей.