23:45 / 09.07.2020Азербайджанские врачи усомнились в точности COVID-статистики

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Выводы властей о стабилизации ситуации в Азербайджане пока преждевременны, многие из инфицированных коронавирусом лечатся дома и не учитываются в официальной статистике, заявили опрошенные "Кавказским узлом" врачи. Заболевшие COVID-19 сталкиваются с нехваткой специализированных медбригад и долгими очередями на компьютерную томографию легких, рассказали жители страны.

Как писал "Кавказский узел", в тяжелом состоянии в Азербайджане находятся 317 пациентов с коронавирусом, 59 подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. 

На главной странице "Кавказского узла" не менее шести раз в сутки обновляется карта с данными по числу зараженных COVID-19 на юге России и в странах Южного Кавказа. Информация о динамике распространения вируса, в том числе в Азербайджане, собрана в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".

В Азербайджане выявлены 548 новых случаев заражения COVID-19, сообщил в четверг оперативный штаб при кабинете министров Азербайджана. За последние сутки 491 человек выздоровел и выписан из больницы, 10 пациентов с COVID-19 скончались. Всего в Азербайджане коронавирус подтвержден у 22464 человек, 13591 из них вылечился, 284 умерли, 8589 находятся на лечении в больницах специального режима. С начала пандемии было проведено 544 735 тестов, в том числе 7505 за последние сутки, говорится в сообщении оперштаба.

Азербайджан вышел на плато благодаря жесткому карантину

Распространение коронавируса в Азербайджане достигло пика, заявил 8 июля глава отдела общественного здравоохранения и реформ министерства здравоохранения Азербайджана Набиль Сеидов.

"Суточный прирост случаев заражения вышел на плато, то есть достиг пика. Ежедневный показатель с небольшими отклонениями находится примерно на одном уровне. Этого удалось добиться благодаря ужесточению карантинного режима в ряде городов и регионов страны. В течение определенного времени эта прямая сохранится, потому что все еще пожинаем плоды периода, когда не был введен масочный режим, и многие не верили в болезнь и пренебрегали мерами предосторожности. Но меры жесткого карантинного режима дадут еще больший эффект, и скоро кривая статистики прироста пойдет вниз", – перевел слова Сеидова в прямом эфире азербайджанского телеканала ARB24 корреспондент "Кавказского узла".

Чтобы сдержать распространение коронавируса, необходимо продлить жесткий карантинный режим еще как минимум на две недели, заявил Сеидов.

Жесткий карантинный режим, объявленный с 21 июня до 5 июля в Баку, двух других крупных городах и пяти районах, был продлен до 20 июля. Кроме того, он начал действовать еще в восьми городах и районах.

Азербайджану нужны эпидемиологические расследования о путях заражения COVID-19

Понятие "плато" – условное, считает врач Азад Исазаде, занимающийся частной медицинской практикой. "Ни в одной стране официальная статистика не отражает реальную картину. Число зафиксированных случаев заражения за сутки зависит от количества проведенных тестов, их качества, насколько они правильно взяты. В любом случае нужно максимально увеличивать число тестов, чаще проводить среди представителей групп риска – медработников, полиции и других категорий, много контактирующих с людьми", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла". .

Вместе с тем, он разделяет точку зрения, что жесткий карантинный режим способствует замедлению распространения вируса. На вопрос, на сколько примерно нужно продлевать карантинный режим, чтобы добиться снижения суточного прироста, Исазаде затруднился назвать сроки.

"Тут дело даже не в снижении суточного прироста. Главное – достижение положительной динамики, то есть превышения числа излечившихся над зараженными. Да, статистика может не отражать реальной картины. Скорее всего, в официальную статистику не попадают бессимптомные больные или пациенты, у которых процесс идет в легкой форме. А больные средней тяжести или тяжелобольные все равно попадают в большинстве своем в больницы и включаются в статистику. Поэтому, как только число выписанных будет превышать количество вновь зараженных, тогда можно будет констатировать улучшение ситуации, снятие нагрузки с системы здравоохранения и начать постепенное снятие ограничений карантинного режима. По опыту других стран, Испании и Германии, мы знаем, что могут быть новые очаги вспышки, и надо быть готовыми вовремя локализовать эти очаги, не дать вирусу дальше распространяться. Вообще, борьба с пандемией должна предусматривать не только выявление зараженных и их лечение, но и проведение эпидемиологических расследований, полного выявления круга лиц, с которыми инфицированный был в контакте. Информации о проведении таких расследований в Азербайджане нет", - продолжил Исазаде.

На эффективность борьбы с пандемией влияет и поведение населения, жители Азербайджана стали соблюдать масочный режим "только сейчас", подчеркнул Исазаде. "Стало меньше тех, кто не верил в существование коронавируса. Однако, к сожалению, есть еще факты, когда люди пренебрегают мерами предосторожности, устраивают массовые поминки или торжества. Если не будет таких очагов вспышки коронавируса, то при нынешнем жестком карантинном режиме в Баку, крупных городах и ряде регионов страны мы через две недели можем добиться снижения прироста", - отметил Исазаде. Он подчеркнул, что тогда появится и положительная динамика.

Применение жестких карантинных мер может повысить риски заражения

Инфекционист Вюсаля Юсифова видит недостатки в действующем карантинном режиме. "После закрытия метро сотрудники работающих предприятий и учреждений стали пользоваться только автобусным транспортом. И если раньше в автобусах не допускалась одновременная перевозка более 14 пассажиров и соблюдалась социальная дистанция, то теперь этот лимит не соблюдается. Нарушение социальной дистанции способствует передаче инфекции. После закрытия метро необходимо было увеличить число автобусов и сократить интервал движения. Кроме того, в выходные дни общественный транспорт вовсе останавливают, в итоге по пятницам наблюдается массовый наплыв людей в супермаркеты для покупки необходимых товаров впрок. Из-за того, что непродовольственные магазины закрыты, люди пользуются супермаркетами и гипермаркетами. Это тоже приводит к скоплениям людей", - сказала врач корреспонденту "Кавказского узла".

Другой проблемой Юсифова назвала то, что в ранний период заболевания многие занимаются самолечением, надеясь на то, что это не коронавирус, а обычная простуда. К врачам обращаются, когда болезнь прогрессирует, вирус поражает легкие.

Врач указала на увеличение числа зараженных среди людей молодого и среднего возраста. "Это связано с тем, что у нас в последние годы возросло число страдающих сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями среди (людей) молодого и среднего возраста. Они в группе риска, и потому в числе умирающих от COVID-19 есть люди этих поколений. Очень плохо переносят коронавирус и люди, страдающие заболеваниями крови. У нас было трое больных лейкозом. Все умерли. При этом лечащие их гематологи выздоровели", - отметила Юсифова.

По ее словам, в больницах усилилась нагрузка на врачей. Сейчас порой на одного врача приходится 60 больных – это в три раза больше нормы. "Это, с одной стороны, связано с ростом числа больных, а, с другой, с заражением самих врачей", - отметила врач. Юсифова подчеркнула, что бригады скорой помощи также не справляются с вызовами, связанными с коронавирусом. Порой скорая прибывает на третий день, когда сам пациент уже сам каким-то образом поступает в больницу.

Врач затруднилась ответить, является ли отметка около 500 зараженных за сутки показателем стабилизации ситуации и выхода статистики на плато. "В реальности число зараженных может быть большим, чем озвучивается на официальном уровне. Не все обращаются к врачам. Некоторые вовсе переносят болезнь бессимптомно, сами не знают, что заразились. Показателем улучшения ситуации станет превышение числа излечившихся над зараженными за сутки", - сказала Юсифова.

Доктор медицинских наук Адиль Гейбулла полагает, что "возможно, число заражений достигло пика". "С 24 июня число зараженных превышает 500, но меньше 600. Но говорить о выходе на плато пока преждевременно. Надо подождать еще две недели. Думаю, что в этот раз не стоит торопиться с выходом из карантина. Весной очень быстро стали снимать ограничения, и это вызвало новую вспышку", - сказал профессор корреспонденту "Кавказского узла".

Жители Азербайджана рассказали о лечении от коронавируса

Жительница Баку Севда Агаева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что у ее брата появились признаки коронавируса. "Моему брату 45 лет. Он работает в торговой фирме. У них уже несколько человек заразились. 8 июля у Самира повысилась температура. Он очень вялый. Мы вызвали скорую, но нам сказали, что "ковидная бригада" может приехать только 10 июля. Мы попытались вызвать скорую в частной клинике, но они запросили 250 манатов за осмотр и еще 150 манатов за проведение теста. Это все обошлось бы в 400 манатов (прим. "Кавказского узла" - 235 долларов по курсу Центробанка Азербайджана на 09.07.2020). Мы отказались и решили ждать врачей из государственной скорой. Сегодня хотели пойти на КТ-обследование. Но везде, даже в частных клиниках, живые очереди. В таких условиях есть риск заражения, если даже ты не инфицирован. Так что ждем проведения теста врачами "ковидной бригады" и надеемся, что найдем клинику, где проведем КТ в спокойной обстановке, без очереди. Он просто не в состоянии стоять в очереди. Если легкие не поражены, мы будем лечить брата дома", – сказала Севда Агаева.

Искендер Гусейнов лечился в городском клиническом центре № 1 Баку. "Честно говоря, я пожалел, что лег в эту больницу. Больных было очень много. Врачей не хватало. Нам два раза в день мерили температуру и мне давали таблетку из пачки с китайскими иероглифами. Врачи говорили, что у меня легкая форма и уколы не нужны. Но я эту таблетку тоже не принимал, потому что не знал, что это такое. Я принимал витамины, которые взял с собой, а когда температура поднималась, глотал парацетамол. Температура у меня была невысокая – 37,2, 37,5. Через 10 дней тест показал отрицательный результат, и я выписался из больницы. Я дал расписку, что месяц не буду выходить из дома. В принципе, у меня все в порядке. Но есть некоторая слабость и ощущение легкого озноба, хотя температуры нет", – отметил Гусейнов.

Молодая женщина Н.Г. находилась на лечении в Республиканском таможенном госпитале. "Я не верила в коронавирус, пока не заразилась. Мне повезло – попала в передовую клинику. Тут палаты как гостиничные номера, а медоборудование совсем новое. Мне давали два лекарства и вводили витамины. Правда, температура держалась примерно неделю. Меня дважды водили на КТ, но, к счастью, легкие не были повреждены. На 12-й день после отрицательного результата теста меня выписали. Сейчас я дома. Есть вялость. Вернулся вкус, но иногда болит голова. Можно считать, что я отделалась легким испугом", – отметила Н.Г. По ее словам, лечение было полностью за государственный счет.

Т. Г. рассказала о болезни своей матери. "Мы сделали маме КТ в частной клинике. У нее выявили "матовое стекло" в легких. Мы не стали делать тест на коронавирус, потому что это уже не имело значения – легкие были уже повреждены, и надо было лечить это. Мы не стали класть маму в больницу, потому что они полны, а врачей не хватает. Знакомый врач назначил лечение – выписал тамифлю, который исчез в аптеках. Я достала 10 штук за 150 манатов (прим. "Кавказского узла", – 88 долларов по курсу Центробанка Азербайджана от 09.07.2020). Доктор еще назначил множество инъекций, которые мы вводили капельно в вену. Две недели у мамы периодически повышалась температура до 37,5-38,0. Теперь уже четыре дня температура не повышается. Но мама очень ослабла. У нее одышка, нервное перенапряжение. Она не может лежать в постели. Встает, пытается заниматься домашними делами, но потом из-за вялости ложится обратно. Врач сказал, что до полного излечения еще пройдет немало времени", – сказала Т.Г.

Девушка сказала, что из-за болезни матери все члены семьи самоизолировались. "Учреждения, где работают мои отец и сестра, закрыты. Я работаю удаленно. Мы полностью самоизолировались. Продукты и лекарства привозит двоюродный брат. Он оставляет их на площадке и уходит", – заметила Т.Г.

Советы специалистов о том, как избежать инфицирования, собраны в справке "Кавказского узла" "Врачи про коронавирус: что делать?", а номера телефонов для консультаций по коронавирусу приведены в подборке "Коронавирус. Горячие линии". Данные о штрафах за нарушение карантина содержатся в публикации "Сколько стоит побег из карантина" на "Кавказском узле".

Новости о распространении коронавируса собраны "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".

Автор:Фаик Меджид