22:08 / 03.08.2020Генпрокуратура Азербайджана допросила директора "Линии защиты" после заявления о пытках активиста

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Исполнительный директор правозащитной организации "Линия защиты" Руфат Сафаров был вызван сегодня в генеральную прокуратуру Азербайджана и допрошен по делу о несанкционированной акции 15 июля. Ведомство вынесло ему предупреждение в связи с распространением информации о пытках обвиняемого по делу о митинге Фуада Гахраманлы.

Как писал "Кавказский узел", в ночь на 15 июля в Баку состоялось несанкционированное шествие в поддержку азербайджанской армии, которое завершилось стычками активистов с полицией. После акции были арестованы 28 активистов Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА). Задержанного 26 июля члена президиума партии Мамеда Ибрагима обвинили по четырем статьям УК Азербайджана в связи с акцией, 18 июля суд вынес решение о его аресте на четыре месяца. 30 июля в ПНФА сообщили, что число задержанных после митинга в Баку активистов партии возросло до 44, а 1 августа - до 48.

В ПНФА считают обвинения арестованным надуманными и политически мотивированными. "Власти нагнетают истерию вокруг акции 15 июля. И если сначала они преподносили провокацию на акции как беспорядки, то после ареста члена президиума ПНФА Фуада Гахраманлы начали предъявлять обвинения и в попытке захвата власти. Это все вымысел. По крайней мере ПНФА не имеет никакого отношения к захвату парламента, и многих активистов просто не было на акции 15 июля", - ранее заявил член президиума ПНФА Ильхам Гусейн.

Исполнительный директор правозащитной организации "Линия защиты" Руфат Сафаров рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что сегодня был вызван в Следственное управление Генпрокуратуры Азербайджана, где его допрашивали в течение трех часов. Следователь, в частности, спросил, причастен ли Сафаров к организации акции 15 июля, на что тот ответил отказом.

"Потом мне предъявили претензии относительно информации о пытках над Фуадом Гахраманлы. Я сказал, что в "Линию защиты" поступила информация об этом из источников, вызывающих доверие. С учетом того, что к Фуаду Гахраманлы в период содержания не был допущен адвокат, он не имел телефонной связи с защитниками и членами своей семьи, мы решили поделиться этой информацией при условии сохранения анонимности источников. Мы обратились к омбудсмену и в международный комитет Красного Креста, чтобы они взяли вопрос под контроль; призвали Генпрокуратуру принять неотложные меры для расследования дела, дать правовую оценку. Как мы поняли, прокуратура утверждает о необоснованности информации о пытках. Но, если к Гахраманлы все еще не допустили защитника, у адвоката нет информации, то судьба этого человека не может нас не беспокоить", - сказал Сафаров. 

По словам Сафарова, в Генпрокуратуре ему вынесли предупреждение, сказав, что он распространяет "не соответствующую действительности информацию". "Я сказал, что наша информация не была представлена как однозначное утверждение. Мы, будучи правозащитной организацией, просто решили поделиться ею с учетом общественной значимости вопроса и наличия основательных подозрений в достоверности сведений. Расследование и правовая оценка возлагаются на Генпрокуратуру", - сказал Сафаров.

Директор "Линии защиты" заявил, что информацию о пытках ему передал "один из высокопоставленных чинов через третье лицо". Речь шла о том, что Фуад Гахраманлы в результате пыток находятся в тяжелом состоянии и есть угроза его смерти, заявил Сафаров.

"Я поделился этой информацией в социальных сетях. Некоторые пользователи, видимо, чтобы привлечь внимание к проблеме даже стали писать, что Фуад Гахраманлы возможно уже мертв. Вообще пыткам подверглись и другие фигуранты дела. Мы это фиксируем в своих отчетах. Просто на адвокатов оказывается давление, и они не могут публично предавать огласке факты жалоб на пытки", - утверждает Сафаров.

Он считает предупреждение от Генпрокуратуры давлением на него в связи с правозащитной деятельностью.

Сафаров отметил, что омбудсмен опровергла информацию о пытках над Фуадом Гахраманлы, напомнив, что он сам был политзаключенным и подвергался жестокому обращению, и это также в свое время было опровергнуто уполномоченным по правам человека. "Меня не раз подвергали пыткам. Несколько раз меня посещали представители омбудсмена, и я рассказывал им о пытках. Но, они ни разу публично не подтвердили это. Вообще до сих пор омбудсмен не признавал факты пыток. Хотя ЕСПЧ принял ни одно решение по Азербайджану о признании нарушения прав на запрет пыток", - сказал он.

Уполномоченный по правам человека Сабина Алиева 2 августа без предварительного уведомления посетила следственный изолятор, где встретилась с несколькими обвиняемыми, включая Фуада Гахраманлы. Последний не жаловался на условия содержания и обращение с ним, самочувствие у него нормальное, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в аппарате омбудсмена.

В пресс-службе Генпрокуратуры также опровергли сообщения о пытках над Гахраманлы и другими фигурантами уголовного дела.

"Подобные лживые утверждения распространяются с целью политизации уголовного дела, формирования ошибочного мнения у общественности, для того, чтобы запутать общественное мнение, повлияв на ход следствия. Информация не соответствует действительности, поэтому генеральная прокуратура решительно опровергает ее", - заявили в ведомстве корреспонденту "Кавказского узла".

Брат Фуада Гахраманлы Полад Гахраманлы сообщил, что только после появления сообщений о пытках над арестованным родные впервые смогли поговорить с ним по телефону. "Неожиданно вчера (2 августа) поступил звонок от Фуада. Он сказал, что все нормально у него, все порядке. Про пытки он ничего не сказал. Я сказал ему, что в СМИ пишут о пытках над ним, он ответил, что все хорошо, жив-здоров", - рассказал Полад Гахраманлы корреспонденту "Кавказского узла".

Адвокат Гахраманлы Бахруз Байрамов сообщил, что после ареста своего подзащитного он еще ни разу с ним не встречался и не говорил по телефону.

"Каждый раз, чтобы получить разрешение на встречу в СИЗО от следователя, мне предлагали посылать письмо в прокуратуру по почте, и никакого ответа не было. Наконец, после того, как в социальных сетях пошло обсуждение о пытках над Гахраманлы, из аппарата омбудсмена сообщили, что следствие выдаст разрешение", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, он "положительно оценивает вмешательство омбудсмена". "По крайней мере, мы теперь знаем, что Гахраманлы жив", - сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид