ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Объявленных правонарушителями и возвращенных из Москвы жителей Чечни отправили на общественные работы, сообщили их родные. Многие уроженцы Чечни стали избегать активности в соцсетях, чтобы не попасть в число отправленных на родину, сообщили в чеченской общине в Москве.
Как писал "Кавказский узел", 3 августа ЧГТРК "Грозный" сообщил о том, что власти Чечни заставили вернуться из Москвы около ста уроженцев региона, силовики их причислили к наркоманам и правонарушителям. Молодые люди публично раскаялись. 17 августа возвращенные из Москвы жители Чечни приняли участие в товарищеском футбольном матче, организованном Минспорта республики.
Советник главы Чечни Адам Делимханов объявил, что все возвращенные будут привлечены к общественным работам, а глава МВД республики Руслан Алханов обвинил их в дискредитации чеченского народа. Местные жители отметили, что нарушителей унижают, а на их родных оказывают давление вместо того, чтобы наказывать виновных по закону. Такие действия силовиков и чиновников неэффективны и выглядят попыткой заработать политические очки, указали пользователи социальных сетей и читатели "Кавказского узла".
«В числе тех, кого в начале августа вывезли из Москвы за нарушения, был мой брат, который ранее уехал туда работать на стройке. В качестве наказания он занимался очисткой территории у мечети, убирал мусор и выполнял другую работу. Участковый это контролировал... Сейчас эта повинность с него снята, теперь с друзьями работает на частной стройке», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель чеченской столицы Магомед.
Житель Грозненского района Ваха рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что его племянника и его друга привезли месяц назад из Москвы вместе с целой группой других парней. "Мы думали, что они там работают охранниками, а оказалось, что занимались хулиганством. В качестве наказания они недели две выполняли различные работы, убирали территорию у отдела полиции, администрации - в общем, делали то, что им скажут. Работали с утра до вечера, потом возвращались домой», - сказал он.
По словам другого жителя Чечни Джабраила вопрос привлечения вывезенных из Москвы молодых людей к общественным работам решался по-разному. «Кто-то несколько дней проработал, как мой близкий друг, живущий по соседству. Другие неделю или две, а то и больше. У друга одноклассник в администрации работал, он отмечал, что тот выполняет разную работу... от связей и знакомств все зависит», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
«Я дней десять занимался тем, что косил траву, приводил в порядок территорию в центре, собирал и вывозил мусор. Это, конечно, не очень приятное занятие, стыдно. Но гораздо хуже было стоять перед камерами и выслушивать, что тебе говорили разные начальники», - отметил вернувшийся из Москвы местный житель.
Уроженцы Чечни предостерегли соотечественников от активности в соцсетях
Члены чеченской общины в Москве рассказали, что опасаются возвращения на родину.
60-й летний Рашид сказал корреспонденту "Кавказского узла", что давно уже не ездит в Чечню. По его словам, возвращаться принудительно он не собирается, а слова Делимханова пропустил мимо ушей. «Я сам уже туда ни ногой (в Чечню)... к сыну в Европу собираюсь уехать», - сказал Рашид.
Он отметил, что некоторые его родственники, в том числе которые занимали высокие должности в республике, хотят уехать оттуда. «Племянник подполковником в отставку ушел... не хочет там оставаться», - указал он.
Ахмад рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что давно живет в Подмосковье и занимается производством товаров широкого потребления. По его словам, он последний раз был в Чечне два года назад. "Я вообще сейчас с земляками мало общаюсь", - сказал он. Ахмад полагает, что если человек не сильно активен в соцсетях, в публичном пространстве, то вероятность того, что на него обратят внимание на родине, мала.
Зелимхан считает, что, с одной стороны, принуждение к работам - это неплохо. С другой стороны, конечно, это нарушение конституционных прав (жителей Чечни), отметил он.
Зелимхан рассказал, что часть его земляков рассматривает тихие увещевания как проявление слабости. «Может быть, их надо так встряхнуть. Но есть и те, кто случайно попал ( в число возвращенных из Москвы)... Года четыре назад один знакомый попал в такую доставку, потому что оказался не в «том месте». Но (впоследствии) разобрались и извинились», - сказал Зелимхан корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, после последних акций по массовой доставке «нарушителей» многие стали остерегаться публичных обсуждений в интернете или даже в компании земляков.
Предприниматель Салман полагает, что «футбольным матчем» перевоспитание возвращенных из Чечни жителей не ограничится. «Пока они будут дома (в Чечне), их еще не раз «пригласят» на общественные работы», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Шеф-редактор издания "Кавказская политика" Беслан Успанов считает, что адресатами действий чеченских властей являются все те, кто находится за пределами республики и может там "прославиться". "Они будут знать, что их в любой момент могут вернуть на территорию республики и с них будет спрос, как и с их родных. Это давно распространенная практика... всей этой работой за пределами республики занимается депутат Госдумы Адам Делимханов, который и в Москве", - сказал Успанов корреспонденту "Кавказского узла".
Ветеран МВД Дагестана, активист Магомед Шамилов полагает, что на Северном Кавказе и в целом российское общество положительно реагирует на практику публичных порицаний и извинений за совершенные поступки, затрагивающие интересы и права других людей. "Это меня обрадовало, это чисто по-кавказски. Если человек совершил позорящие действия и его привезли домой - это правильно. Если они извинились от своего народа - это хороший обычай", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла", комментируя кампанию по принуждению к извинениям в Чечне в апреле.
Напомним, поведение земляков в Москве становилось объектом внимания чеченских властей и прежде. Так, 16 марта ЧГТРК "Грозный" сообщила, что чеченские силовики нашли в столице и заставили вернуться на родину 47 уроженцев республики, в их числе - "наркоманы, хулиганы и воры". Родственники возвращенных извинились за их поведение. Эти извинения были сделаны под давлением, предположили правозащитники и представители чеченских общин Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара. Ранее, в октябре 2018 года, Рамзан Кадыров жестко отреагировал на видео с уроженцем Чечни, бросившим жестяную банку в пассажиров общественного транспорта в Москве со словами: "Ахмат - сила". Вскоре появилось новое видео, на котором молодой человек извиняется за свой поступок. Он по требованию главы республики вернулся в Чечню, где Кадыров трудоустроил его, сообщив, что молодой человек будет убирать улицы. Кадыров видит угрозу своему имиджу в любых негативных событиях с участием чеченцев, констатировали активист Руслан Кутаев и политолог Алексей Малашенко.
Принятая в Чечне практика принуждения к публичным извинениям вышла далеко за пределы Кавказа, от принудительных извинений не застрахованы ни политики, ни религиозные деятели, говорится в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин". "Кавказский узел" ведет "Хронику публичных извинений на Кавказе".
Новости о практике публичных извинений размещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".