22:31 / 08.09.2020Более 400 граждан Азербайджана вернулись домой из Куллара

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Очередная группа азербайджанцев покинула лагерь близ дагестанского села Куллар. Сроки ожидания отправки для обитателей лагеря сократились, а их бытовые условия улучшились, указал директор Института прав и свобод.

Как писал "Кавказский узел", для граждан Азербайджана, которые не смогли попасть на родину, на границе Дербентского и Магарамкентского районов Дагестана МЧС открыло пункт временного размещения. Обитателей лагеря отправляют домой группами каждую неделю по вторникам. 1 сентября в Азербайджан были вывезены 500 человек, после чего в лагере осталось около 1000 человек.

Вокруг официального лагеря близ Куллара расположился стихийный, где находятся те, кому не хватило места в палатках. Кроме того, часть граждан Азербайджана приютили местные жители, кто-то живет в отелях. Азербайджанцы отправляются на родину группами каждую неделю по вторникам.  Спад в экономике, начавшийся в России весной 2020 года в результате карантинных мер из-за COVID-19, заставил многих потерявших работу мигрантов искать пути возвращения домой. С чем столкнулись граждане Азербайджана в дагестанском приграничном лагере Куллар, как повели себя власти, что привело к голодовке и столкновениям с полицией – рассказывается в справке "Кавказского узла" "Лагерь в Кулларе: азербайджанцы в плену пандемии". 

Сегодня в Азербайджан отправили очередную группу граждан, ожидавших возвращения домой в палаточном лагере и вокруг него в дагестанском селе Куллар, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник отдела по работе с территориальными органами управления исполнительной власти Гусарского района. В список вошли около 400 человек, они размещены в карантинной зоне близ погранично-контрольного пункта "Самур" в Гусарском районе, пояснил он. "Возможно, с учетом детей прибывших на несколько человек больше", - отметил чиновник. По словам сотрудника районной администрации, по прибытию вернувшиеся прошли тестирование, результаты которого станут известны 9-10 августа. К моменту прибытия новой группы старожилы покинули карантинную зону, отметил он.

На главной странице "Кавказского узла" каждые четыре часа обновляется карта, на которой указано число зараженных коронавирусом в странах Южного Кавказа и на юге России. Динамика распространения вируса на Кавказе отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".

Проживавший в карантинной зоне с 25 по 31 августа Рахман Алиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что прежде чем вернуться в Азербайджан, он две недели ждал своей очереди в палаточном лагере в Кулларе. "Мне еще повезло, люди там ждали по полтора-два месяца", - сказал он. Алиев рассказал, что работал на стройке в Грозном, но в связи с болезнью отца решил вернуться в Азербайджан. "Две недели я прождал в Кулларе, а потом нас привезли на карантинную зону на азербайджанской стороне. Здесь условия, конечно, были лучше, вкуснее кормили, достаточно было санузлов, душевых. В палатках размещали по пять человек, в отличие от Куллара, где жили по 10 и более постояльцев. Палатки были устланы деревянным полом", - рассказал он.

Обитатели палаточного лагеря близ Куллара живут в стесненных условиях. На фото видно, что кровати в ряду в палатке расположены очень близко друг к другу. Они стоят по две вплотную друг к другу, пары кроватей разделяют маленькие тумбочки.

По словам Алиева, в лагере было около десяти медработников, в том числе два врача. "Лагерь на азербайджанской стороне большой. Мы все 400 человек поместились в палатках. Но примерно такой же вместимости или даже большей палаточный пункт был в 500 метрах от нас. Но там никто не жил. Солдаты МЧС сказали, что эти места остаются в резерве", – рассказал он.

По его словам, 31 августа после получения результатов второго теста обитателей лагеря отпустили. "Автобус отвез нас в Баку, высадив на въезде в столицу у поста полиции. Некоторые, кто жил в районах вдоль трассы, вышли по пути следования автобуса. За многими к посту приехали родственники. Остальные отправились домой на автомобилях, занимающихся частными перевозками. Я сам воспользовался таким такси, доехав в свой Имишлинский район", – сказал Алиев.

Родственникам обитателей карантинной зоны не рекомендовали приезжать в лагерь, сказал он. "Смысла ехать за нами в лагерь не было. Нас автобусы везли, и кому где было удобно, выходили. Их там либо забирали (родные), либо они сами на частных такси уезжали – автобусные же перевозки из-за карантина закрыты", – пояснил Алиев.

Салман Тагиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что жил в карантинной зоне в начале августа. "Я работал в Нижнем Новгороде у родственника в кафе, готовил шашлык. Но заработки снизились, и я решил вернуться домой в Бардинский район (Азербайджана), заняться животноводческим хозяйством. У себя (дома), по крайней мере, на пропитание заработаю. Зато лишних расходов не будет на аренду жилья, покупку продуктов. У нас в селе многое свое – молоко, мясо, сыр, фрукты, овощи. Можно консервировать продукты на зиму", – сказал он. По словам Тагиева, его ввели в заблуждение, сказав, что граница уже открыта. "Пришлось мне жить в Кулларе в течение почти двух месяцев. В палатках было очень жарко. Сначала там даже не было душевых, потом их оборудовали. На азербайджанской стороне в палатках были установлены вентиляторы. Лагерь был оборудован большим количеством санузлов и душевых. Это очень важно, когда долго живешь в полевых условиях", – отметил Тагиев.

На видео гражданин Азербайджана Рашид Садыков рассказывает, что  работал автомаляром в Москве, но после карантина в связи с пандемией коронавируса лишился работы и решил вернуться домой. Он приехал к границе с Дагестаном 27 марта и ночевал на улице до начала мая, пока не организовали лагерь. На Youtube-канале "Кавказского узла"  в плейлисте по Дагестану размещено восемь видеороликов о том, в каких условиях в дагестанском лагере жители Азербайджана вынуждены ожидать отправки домой.

В Азербайджане общественный интерес к проблеме вывоза граждан страны из России снизился, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор созданного в Грузии азербайджанскими политэмигрантами Института прав и свобод Автандил Мамедли. По его мнению, это связано с тем, что после протестов в Кулларе 15 июня были приняты меры по улучшению условий проживания и увеличен пропуск граждан в Азербайджан.

15 июня в лагере в Кулларе около 400 человек приняли участие в акции протеста, которая переросла в столкновения с силовиками. Ранения получили четыре правоохранителя и 10 граждан Азербайджана. 83 участника акции протеста были помещены под арест на 10 суток. Против еще 10 азербайджанцев, в том числе Анвара Мурадова, Ровшана Гусейнова, Эльбруса Ахмедова и Джейхуна Намазова, были возбуждены уголовные дела о применении насилия к представителям власти и умышленном уничтожении или повреждении имущества. Все они были арестованы по решению суда на два месяца. 31 августа защита добилась отмены решения о продлении ареста Эмину Имамалиеву и Эльбрусу Ахмедову, которые обвиняются в нападении на силовиков во время протестной акции в Кулларе. Требование прокуратуры заключить под стражу обвиняемого Джейхуна Намазова отклонено.

"Если в самом начале вывозилось по 100-120 человек, то потом их число было увеличено до 250, еще позже – 400. Это не решило проблему кардинально, но уменьшилось время ожидания в очереди с двух месяцев до двух недель. После этого люди перестали обращаться к прессе", – сказал Мамедли.

Кроме того, эскалация конфликта между Азербайджаном и Арменией в середине июля отодвинула вопросы возвращения граждан из-за рубежа в общественной повестке на второй план, отметил он.

В июле произошла эскалация конфликта на границе Армении и Азербайджана. По официальной информации, с 12 по 27 июля с армянской стороны погибли шесть военных, ранения получили 38 человек: 35 военнослужащих, двое полицейских и один мирный житель. Власти Азербайджана сообщили о 13 убитых, из которых 12 человек – военные и один мирный житель, а также четырех раненых военных, сказано в справке "Кавказского узла" "Июльское обострение: главное о новых боях между Ереваном и Баку". 

С открытием авиасообщения с Турцией возникли альтернативные возможности возвращения азербайджанцев домой, кроме того, чаще стали совершаться специальные авиарейсы из Москвы, сказал Мамедли. По его словам, в связи с протестами в Баку 15 июля внимание неправительственных организаций и правозащитных структур переключилось на защиту многочисленных арестованных активистов.

В ночь на 15 июля в Баку состоялось несанкционированное шествие в поддержку азербайджанской армии, которое завершилось стычками активистов с полицией. После акции были арестованы 28 активистов партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА). Задержанного 26 июля члена президиума партии Мамеда Ибрагима обвинили по четырем статьям УК Азербайджана в связи с акцией, 18 июля суд вынес решение о его аресте на четыре месяца. 30 июля в ПНФА сообщили, что число активистов партии, задержанных после митинга в Баку, возросло до 44, а 1 августа – до 48.

Жители Азербайджана длительное время сами находились в жестком карантине в стране и были поглощены собственными проблемами, отметил Мамедли.

"Кавказский узел" также писал, что вновь прибывшие в пункт временного содержания в Дагестане азербайджанцы перестали нуждаться в благотворительности активистов. Количество обращений за помощью от обитателей лагеря сократилось, сообщил 25 августа представитель азербайджанской диаспоры.

Советы специалистов о том, как избежать заболевания, опубликованы "Кавказским узлом" в материале "Врачи про коронавирус: что делать?", а номера телефонов для консультаций по коронавирусу – в подборке "Коронавирус. Горячие линии". Данные о штрафах за нарушение карантина содержатся в публикации "Кавказского узла" "Сколько стоит побег из карантина".

Новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" освещает на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ", о азербайджанцах, которые не смогли попасть на родину и вынуждены жить в приграничном лагере в Дагестана, – на странице "Куллар: в плену covid-19".

Автор:Фаик Меджид