ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Истории трех уроженок Дагестана, вынужденных разорвать связи с близкими и выйти из мусульманской общины, говорят о процессе архаизации общества, указал ряд пользователей соцсетей. Авторы фильма "Снявшие хиджаб", рассказывая о женском обрезании и браке по принуждению, путают с исламом местные обычаи и семейные проблемы, возразили критики.
Как писал "Кавказский узел", в ноябре "АфишаDaily" рассказала об уроженке Чародинского района Дагестана, которая только в 42 года узнала о том, что в детстве подверглась обрезанию. По ее словам, она всегда догадывалась, что с ней что-то не так: половой акт был болезненным и часто заканчивался кровотечением, роды проходили мучительно. Эта история вызвала в Instagram споры о том, насколько ислам признает права женщин.
Телеканал "Дождь" запустил документальный сериал о людях, которые бегут из ортодоксальных религиозных сообществ. Первая серия проекта, вышедшая в эфир 18 ноября, посвящена мусульманкам из Дагестана и называется "Снявшие хиджаб" (второе название фильма - "Верь. Молись. Терпи. Мусульманки", автор проекта - журналист, автор программ телеканала "Дождь" Марфа Смирнова - дополнение "Кавказского узла" от 10.10 мск 24.11.2020). "Мы попытались разобраться, что их заставило бросить все: семью, дом, привычный уклад", - говорится в аннотации к фильму на сайте телеканала.
В фильме рассказывают о своих судьбах три молодые женщины, которые вышли из мусульманской общины Дагестана. Авторы фильма отмечают, что они "не разочаровались во Всевышнем, но оказались не готовы жить по законам все более консервативного общества: без образования, за закрытыми дверями, с покрытой головой и без свободы выбора". Женщины в фильме не скрывают своих лиц.
По словам одной из героинь фильма, задача женщины в Дагестане, согласно традиционным представлениям, состоит в том, чтобы "рожать много детей, слушаться мужа и готовить".
Отец одной из героинь, 33-летней Нины - аварец из Грузии, мусульманин. В семилетнем возрасте он отправил дочь из Дагестана в родное село, где ей сделали обрезание. "Это антисанитария. Это не врач, это ржавые ножницы, унижение. Тебе ничего не говорят и не рассказывают - просто ведут, как животное какое-то, и все, и делают", - говорит Нина.
Женское обрезание - калечащая практика повреждения женских половых органов, нарушающая права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, говорится в справке "Кавказского узла" "Женское обрезание на Кавказе". Среди регионов СКФО наиболее остро проблема стоит в Дагестане, где, по данным "Правовой инициативы", ежегодно минимум 1240 девочек становятся жертвами таких операций. Уголовное наказание не искоренит проблему, пока не сформируется общий правовой фон, который позволит женщинам чувствовать себя в безопасности, считают авторы проекта о женском обрезании для "АфишаDaily".
Нина была сосватана за будущего мужа еще в 14 лет. Первый ребенок родился вскоре после официальной свадьбы, когда ей было 18. Она сбежала из дома, будучи беременной третьим ребенком. Героиня фильма поясняет, что сделала это после того, как была избита мужем и не получила никакой поддержки со стороны родных.
Суд впоследствии также принял сторону мужа, который постановил оставить детей с отцом, поскольку Нина "ведет аморальный образ жизни, не подобающий многодетной матери". "Я подумать не могла, что может обернуться так. Что моя внешность, мой пирсинг, мои татуировки могут повлиять на решение. Абсурдное решение просто", - заключила героиня фильма.
Фильм вызвал общественный резонанс, указано в сообщении, которое 22 ноября пришло на SMS-сервис "Кавказского узла". "Фильм "Дождя" о дагестанских мусульманках вызвал бурную реакцию в социальных сетях", - написал автор сообщения. Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot
Пользователь соцсети "ВКонтакте" Максим Орлов считает, что героиням фильма грозит опасность. "Зря вы их показали, еще и районы [проживания] назвали. Теперь, вероятно, их найдут соплеменники и во имя самой мирной религии..." - написал он на странице телеканала "Дождь".
Другой комментатор, Денис Зотов, не считает, что правильнее относительно темы фильма говорить не о "традиционном", а о "мракобесном" обществе. "Правильно сделали, что ушли от этого третьего мира, в котором нет будущего", - написал он в группе "Дождя" в соцсети "ВКонтакте".
К 15.48 мск эта публикация, сделанная 21 ноября, собрала 11 тысяч просмотров и 113 "лайков".