22:32 / 30.06.2021Переселенцы из Чечни объяснили отчаянием жалобу Путину

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Живущие в Ингушетии вынужденные переселенцы из Чечни записали видеобращение к Путину, так как надеются, что глава государства сможет заставить региональных чиновников заняться решением их многолетней проблемы, сообщили беженцы. Государство сняло с себя все обязанности по обеспечению жильем вынужденных переселенцев, указала председатель "Гражданского содействия"* Светлана Ганнушкина.

Как писал "Кавказский узел", 29 июня живущие в Ингушетии вынужденные переселенцы из Чечни разместили в соцсети видеообращение к президенту России  с жалобой на то, что власти Ингушетии не предоставляют жилье вынужденным переселенцам из Чечни и игнорируют жалобы на нерешенный жилищный вопрос. 

Вынужденные переселенцы из Чечни сформировали свое общественное объединение для борьбы за получение жилья от государства, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" его руководитель Мадина Дзортова. "Оно пока юридически не оформлено, но мы в процессе. Это объединение начало формироваться с мая 2016 года после изменений в законе о переселенцах и после отчета главы Ингушетии Путину о том, что жилищный вопрос переселенцев якобы решен. На данный момент в нашем объединении около 400 семей. Но про нас узнают и с нами связываются новые переселенцы, поэтому число членов объединения растет", – сказала она.

Власти Ингушетии завершат обеспечение жильем вынужденных переселенцев из Чечни в 2016 году, сообщил на тот момент глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на встрече с Владимиром Путиным в мае того же года в Москве. 

Цель объединения – скоординировать действия всех переселенцев и добиться решения проблемы, пояснила Дзортова. "Всех разогнали из бараков и общежитий. Есть семьи, которые снимают жилье в бараках, но нет семей, которые живут там за счет государства – то есть государство никому не выдает жилье в бараках или общежитиях. Много семей, живущих в вагончиках, часть живет у родственников, часть семей смогла построить хоть какое-то жилье. В соответствии с постановлением Верховного суда России от 2002 года, мы имеем право жить в центрах для временного размещения переселенцев. Право признано, но центров нет. Кроме того, нам не выдавали деньги на суточное проживание и пропитание. Ни копейки", – сказала она.

По словам Дзортовой, эта несправедливость и желание добиться изменений заставили переселенцев записать видеообращение. "На нашем очередном собрании мы решили записать видеообращение для решения нашей проблемы. Как раз к прямой линии с президентом Путиным. В субботу (26 июня) в Назрани оно было записано и загружено в соцсеть, также направлено президенту России. Власти Ингушетии еще не отреагировали на это обращение, а вот чеченские – отреагировали. Вчера вечером мне стали звонить из администрации главы Чечни и поинтересовались проблемой. Меня выслушали, сказали, что это прерогатива федерального центра. Но мы считаем, что в решении этой проблемы должны участвовать также власти Республики Ингушетия и Чечня. Из администрации главы Чечни обещали снова с нами связаться для обсуждения ситуации. Мы ждем", – рассказала она.

Сегодня Путин провел прямую линию, в ходе которой ответил на вопросы жителей России, в том числе из ЮФО и СКФО.

Вынужденный переселенец Магомед-Гирей Сукиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что надеялся на реакцию Путина на видеообращение.

"Я редко смотрю телевизор из-за нехватки времени. Но, естественно, мы все надеялись, что адресат нашего обращения не оставит его без внимания. Просто уже не осталось другого выхода", – сказал он.

Вынужденная переселенка Зинаида Зандарова тоже сказала, что ждала реакции Путина после их обращения. "Мы все понимаем, что он может сказать несколько слов, и чиновники начнут заниматься нашей проблемой. Поэтому обращение было записано ко дню прямого эфира с Путиным. Мы очень ждем, что на эту проблему обратят внимание на самом высоком уровне и найдут хоть какое-то решение. Мы уже столько лет боремся за право получить жилье, которое государство обязано нам выдать, но никаких результатов", – сказала пенсионерка корреспонденту "Кавказского узла".

Законодательные изменения лишили беженцев права на жилье

Государство не обязано решать жилищную проблему вынужденных переселенцев из Чечни, проживающих в Ингушетии, пояснила председатель "Гражданского содействия"* Светлана Ганнушкина. "Государство очень долго тянуло и не решало эту проблему. Было много комиссий. Я была членом одной из них при Минрегионразвития. Был намечен план действий, разработаны три документа, которые разделили переселенцев на три группы: люди, имеющие статус переселенца, люди, получившие компенсацию, люди, ничего не получившие. На основе этого было решено, что к 2010 году будут реально решены проблемы жилищного обустройства всех этих людей из трех групп. Вся программа была направлена правительству, которое похоронило ее, а потом Минрегионразвития закрыли. А в 2015 году в закон о вынужденных переселенцах были внесены изменения, которыми всех переселенцев лишили надежды получить жилье. Теперь государство, согласно закону, ничего им не должно", – сказала она корреспонденту "Кавказскому узлу".

Президент России Владимир Путин подписал указ "Об упразднении министерства регионального развития Российской Федерации" в сентябре 2014 года, информировал "Интерфакс".

По ее словам, государство вместо решения жилищного вопроса начало лишать людей статуса вынужденных переселенцев. "Если человек когда-то получал помощь от государства, даже мизерную, например 18 тысяч рублей на аренду жилья, то его лишали статуса переселенца. Я уже не говорю о тех, кто получал деньги на покупку жилья, но этих денег на самом деле не хватало. Кроме этого, в 1998 году случился дефолт, и полученные деньги обесценились так, что на них ничего не получилось купить. Мы пытались это оспорить в суде, но ничего не вышло. Конституционный суд Ингушетии в свое время принял решение в пользу переселенцев, подтвердив их право на получение жилья, а Конституционный суд России занял иную позицию, согласно которой они уже не имеют права на помощь и получение жилья", – рассказала Ганнушкина.

Еще в 2010 году Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента России, поручил правительству решить проблему переселенцев, но после смены президента в законе о переселенцах в 2015 году были внесены изменения, и проблема была закрыта, пояснила правозащитница.

«Тогда я написала письмо уже премьер-министру Медведеву, спросив у него, какова судьба того распоряжения, которое он давал правительству, будучи президентом. Ответа так и не последовало. Поручение не было выполнено. Сотни людей оказались в безвыходной ситуации. Государство стряхнуло с себя эту проблему. Оно закрыло проблему вместо того, чтобы ее окончательно решить», - подчеркнула Ганнушкина.

Руководитель программы Правозащитного центра "Мемориал"* "Горячие точки" Олег Орлов подтвердил слова Ганнушкиной. В результате переселенцы остаются без жилья, а государство считает, что их проблемы решены, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Напомним, вынужденные переселенцы из Чечни много лет добиваются жилья от государства. Так, в июле 2014 года на тот момент глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился с беженцами и вынужденными переселенцами в Карабулаке и распорядился решить их вопросы течение месяца. К решению проблемы вынужденных переселенцев в Ингушетии также подключились власти Чечни. В августе 2014 года часть семей, проживавшие в пунктах временного размещения в Ингушетии, в том числе в Карабулаке, и пожелавших вернуться в Чечню, получили ключи от квартир в Грозном.

В феврале 2018 года около 200 вынужденных переселенцев из Чечни пожаловались, что лишились статуса беженцев и права на получение жилья в Ингушетии, получив мизерные компенсации. Глава Ингушетии объяснил их трудности поправками в федеральное законодательство. Людям было предложено самостоятельно оспорить эти поправки в Конституционном суде, и 18 марта 2019 года суд признал не соответствующим Конституции республики положение о том, что вынужденные переселенцы из Чечни, получившие денежные компенсации, не имеют права на получение жилья.

В декабре 2019 года вынужденные переселенцы из Чечни пришли на встречу с министром по нацполитике Ингушетии и заявили, что отказы продлить статус переселенцев приводят к бедственному положению из-за проблем с жильем. В  январе 2020 года глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов раскритиковал подчиненных за нерешенные проблемы переселенцев и потребовал до конца февраля дать обоснованный ответ, могут ли они претендовать на компенсации за утраченное жилье. 1 декабря того же года Миннац Ингушетии сообщил, что семьи 30 вынужденных переселенцев из Чечни и Северной Осетии получили жилищные сертификаты, но в очереди на новое жилье остается более 200 семей переселенцев.

30 июня 2020 года вынужденные переселенцы из Чечни на собрании в Магасе также записали видеообращение к президенту России с просьбой решить проблему обеспечения их жильем. МВД республики назвало акцию несанкционированной, и четверо участников столкновения с силовиками были задержаны для составления административных протоколов, а затем отпущены из отдела полиции.

* Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ.

Автор:Гор Алексанян
01.07.2021 в 07:29renita
Касательно беженцев из Чечни, живущих в Ингушетии. Надо понимать. что речь идет об этнических ингушах, что уже десятки лет там обретаются? У нас был сосед, назовем его Тамерланом. Имел 2 квартиры в Грозном. С началом всех этих событий (я имею в виду военные действия), уехал к себе на родину. Затем вернулся, сдал обе квартиру государству и получил т.н. "отказные деньги", и плюс еще продал обе квартиры знакомым чеченцам, и опять уехал. Другой факт уже из жизни местных. Семья, ну скажем, Татаевы, имела свой дом. С началом войны глава семейства убыл в Грузию, часть семьи в лагерь беженцев в Ингушетии. Когда начался процесс возвращения беженцев оттуда . они поселились в общежитии, и провели там почти 10 лет, как не имеющие своего жилья. В итоге добились получения земельного участка на главу и квартиры сыну. Такие вот "беженцы" тоже бывают. и их немало, а вот те многие из тех, кто реально пострадал от войны и лишился жилья, так ничего до сих пор и не получил. Не все так однозначно с "вынужденными переселенцами" как это преподносят.