23:15 / 27.07.2021Судья Конституционного суда Ингушетии дал показания в защиту активистов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Рассмотрение вопроса о правомерности закона о границе с Чечней в 2018 году проходило на фоне угроз и попыток подкупа, заявил на заседании по делу лидеров протеста в Магасе судья Конституционного суда Ингушетии Ибрагим Доскиев*. Показания свидетелей защиты подтверждают факты из видеоматериалов, продемонстрированных ранее в суде, указал адвокат. 

Как писал "Кавказский узел", дело семи лидеров протеста в Ингушетии, которых обвиняют в создании экстремистского сообщества, рассматривается судом на Ставрополье с 24 ноября 2020 года. Обвиняемые находятся под арестом. 21 июля суд отказался предоставить ингушским активистам статус свидетелей по делу семи лидеров протестов против соглашения о границе с Чечней. Это может привести к исключению показаний из дела, заявила защита. Подсудимые были оставлены под стражей до 9 ноября.

26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный согласованный с властями митинг против соглашения о границе с Чечней. Протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их. Произошли столкновения. Уже после, в начале апреля 2019 года, в республике прошли массовые аресты активистов, говорится в справке "Кавказского узла" "Ингушетия: за девять дней задержаны 40 активистов". По данным Правозащитного центра "Мемориал"*, по состоянию на 21 июля по "ингушском делу" были вынесены обвинительные приговоры в отношении 37 человек. Все судебные процессы проходят за пределами республики - в Ставропольском крае. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники.

Сегодня на заседании в Ессентуках, где проходят выездные заседания Кисловодского городского суда, допросили четырех свидетелей защиты - представителей общественных организаций, духовенства Ингушетии, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Калой Ахильгов. Они "давали показания по событиям осени 2018 года и марта 2019 года", отметил он. 

Адвокат напомнил, что допросы свидетелей защиты начались на прошлой неделе. 21 июля допрашивались люди, которые участвовали в митинге в марте 2019 года и ранее привлекались к уголовной ответственности по статье 318 УК РФ (о применении насилия к представителям власти), сказал Ахильгов.

Суд разрешил открыть ту часть заседаний, которая связана с представлением доказательств защиты, но число зрителей в зале заседания не увеличилось, отметил адвокат. "Но свидетелям разрешают остаться в зале после того, как они закончат давать показания. И сегодня они так и сделали", - сказал Ахильгов. По его словам, на сегодняшнее заседание пустили четверых свидетелей, плюс была одна представительница СМИ.

Заявления свидетелей защиты на заседании 21 июля о том, что они испытывали личную неприязнь к бывшему главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, суд не станет расценивать как политические мотивы подсудимых, считает адвокат. "Политическая ненависть и личная неприязнь - два разных мотива, они не могут быть совмещены как один мотив", - пояснил Ахильгов. Этих показания свидетелей защиты не привнесут в дело ингушских активистов аспекта политической ненависти, полагает он.

Допрошенные 21 июля в суде активисты заявили, что подсудимые не оказывали на них никакого влияния и не призывали их оказывать сопротивление. Свои действия участники заседания объяснили реакцией на избиение безоружных людей дубинками, попыткой защитить пожилых. Выступающие признали, что испытывали личную неприязнь к главе республики Юнус-Беку Евкурову, которого они считают виновным в отторжении от республики значительной части территорий. При этом активисты отказались подтвердить версию обвинения о "политической вражде". Они указали, что вообще не занимались политикой, сообщил Правозащитный центр "Мемориал"**.

"Сегодня свидетели подтверждали то, что говорили и предыдущие, которые, правда, в другом статусе были: то, что не было никакого экстремизма и организованного насилия", - сказал Ахильгов.  Он отметил, что в одном из ключевых пунктов обвинения указано, что  "пользуясь своим авторитетом, используя моральное и психологическое давление, старейшины призывали к насилию", однако "все свидетели, как один, заявляют об отсутствии состава преступления в деяниях наших подзащитных".

После того, как стали выступать свидетели защиты, всё кардинально поменялось, сказал адвокат. "До сих пор все объективные доказательства, которые исследовались, - видеозаписи или переговоры, стенограмма которых имеется в материалах дела, - не подтверждали, а наоборот - противоречили обвинению. То есть обвинение утверждает одно, на видео мы видим другое. Сейчас же, когда свидетели защиты начали давать показания, всё, что они говорят, подтверждается объективными доказательствами - видеозаписями и переговорами. Теперь картина начинает складываться логически", - отметил Ахильгов.

Ахмед Барахоев на видео публично говорит, что призывает всех сдерживать свои эмоции, призывает всех действовать только в рамках закона и не применять насилие, а обвинение утверждает, что Ахмед все время призывал, организовывал насилие, указал адвокат. "То есть до сих пор не совпадали, не состыковывались все утверждения обвинения с теми объективными доказательствами, которые имеются в материалах дела. А теперь, когда мы начинаем представлять доказательства защиты, всё, что происходит на видеозаписи (а это, напомню, считается объективным доказательством), подтверждается и субъективными доказательствами, то есть показаниями свидетелей", - пояснил Ахильгов. 

Сегодня допросили заместителя муфтия Ингушетии Магомед Хаштырова и судью Конституционного суда Ингушетии Ибрагима Доскиева, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Аральбек Думанишев. "Доскиев рассказал, с какой жалобой (люди) обратились в Конституционный суд (Ингушетии), какое решение было принято. Он [...] пояснил, что ему сначала угрожали расправой, а потом, после того, как не получилось запугать, пытались подкупить, предложили очень большую сумму - чтобы он вынес неправосудное решение, признал вопрос по передаче земли, который был решен в парламенте на голосовании, законным. Чтобы отказал в жалобе людям. А он признал, исходя из закона, что это было незаконно", - рассказал адвокат. 

30 октября 2018 года Конституционный суд Ингушетии признал закон о границе с Чечней неконституционным. После этого глава республики Юнус-Бек Евкуров направил запрос о проверке соглашения в Конституционный суд России. Соглашение о границе Ингушетии и Чечни признано соответствующим Конституции и вступает в силу немедленно, заявил 6 декабря 2018 года председатель КС России Валерий Зорькин. 

"Я говорил о том давлении, которое оказывалось на Конституционный суд (Ингушетии) при рассмотрении дела о конституционности закона об утверждении соглашения. [...]  угрозы, попытка подкупа", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" судья Конституционного суда Ингушетии Ибрагим Доскиев.

На заседании 28 июля планируется допросить свидетелей, ранее осужденных по статье 318 УК РФ после митингу в Магасе.

Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", а новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещены на тематической странице "Преследование активистов".

* В текст внесены уточнения от 3.05 мск 28 июля: уточнена должность Ибрагима Доскиева.  

** организация внесена Минюстом России в реестр иностранных агентов.

Автор:Алена Садовская
28.07.2021 в 08:17rachal_hackett
"Давление на суд... путем попытки подкупа". Оригинально мыслит судья Доскиев. Угрозы с требованием принять "нужное" кому-то решение в суде, это одно. Тогда это давление. А вот может кто объяснить, как можно "давить на суд", предлагая крупную взятку? Это выходит какое-то тяжелое моральное потрясение для судьи, которому приходится выбирать между законностью принятия решения и большими деньгАми? И вообще, пора бы уже наверное завершать это бодягу вокруг ингушских активистов. Понятно ведь, что это "дело" не стоит и выеденного яйца. Да и с границами между Ингуштией и Чечней. из-за чего и был весь сыр-бор, вроде как определились уже давно. Пора заканчивать спектакль.