ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Халимат Тарамова находится в опасности, информации о ней нет более двух месяцев, указала сбежавшая из Чечни Аминат Лорсанова в видеообращении к главе Следственного комитета России и призвала его вмешаться в дело Тарамовой.
Как сообщал "Кавказский узел", 10 июня дагестанские силовики и их коллеги из Чечни ворвались в махачкалинский шелтер для жертв домашнего насилия. Находившаяся там Халимат Тарамова была вывезена к родственникам в Чечню. По данным "Медузы"*, до побега из дома Тарамову держали в нелицензированной подмосковной клинике, где пациентов лечили сомнительными препаратами, а также подвергали в Чечне обряду "изгнания джиннов", надеясь таким способом изменить ее сексуальную ориентацию. После возвращения из шелтера Тарамова совершила еще одну попытку побега.
Халимат Тарамова — дочь одного из приближенных Рамзана Кадырова, она была вынуждена бежать из-за насилия в семье в связи с ее сексуальной ориентацией, утверждает организация "Российская ЛГБТ-сеть"**. Правозащитники опасаются, что в Чечне девушке грозит убийство за то, что она "вынесла сор из избы", и надеются на вмешательство ЕСПЧ. Подруга Тарамовой Анна Манылова рассказала, что, когда отец забирал Тарамову из шелтера, та угрожала суицидом. Член Правозащитного центра Петербурга, основательница Кризисного центра для женщин Наталия Ходырева опасается, что Тарамову могут подвергнуть так называемому "коррекционному изнасилованию".
Уже более двух месяцев нет никакой информации о Тарамовой, указала уроженка Чечни Аминат Лорсанова на видео, опубликованном сегодня на YouTube-канале "Российской ЛГБТ-сети".
"С момента похищения Халимат прошло два месяца, и после сюжета грозненского телевидения нет никаких вестей, что она жива и здорова. Я надеюсь, что она жива, что она здорова. Но даже если она физически жива, это не означает, что она живет на самом деле. Когда ты под тотальным контролем, ты заперта, без связи, без документов, без какой-либо возможности выбраться, ты просто не живешь, ты существуешь", - говорит Лорсанова на видео.
Государственная телекомпания "Грозный" выпустила спецрепортаж о Тарамовой в ночь на 14 июня. Девушка сказала на камеру, что рада оказаться дома, заверила, что ее права "абсолютно не ущемляют". Пользователи Instagram усомнились в искренности этих слов. В Чечне вырисовывается тренд на использование медиа с целью купировать резонанс вокруг громких сюжетов, связанных с нарушениями прав человека в регионе, заявили правозащитники Саида Сиражудинова и Светлана Ганнушкина, комментируя спецрепортаж о Тарамовой.
По мнению Лорсановой, Тарамовой угрожает опасность.
"Может произойти "убийство чести". Или ее могут обколоть психотропными препаратами, и она превратится в безвольный овощ. Или выдадут третьей, второй женой насильно", - сказала она.
Жертвами "убийств чести" на Кавказе становятся женщины, чье поведение родственники сочли позором для рода. Эти убийства совершают сами родственники, чаще всего отец или брат, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Убийства чести" на Северном Кавказе". Для Чечни характерны преследования по признаку сексуальной ориентации. Если гомосексуальных мужчин преследуют силовики, то судьба лесбиянок и трансгендерных женщин целиком находится в руках их родных, которые бывают не менее жестокими, говорится в справке "Кавказского узла" "Убитые за ориентацию — судьба квир-женщин в Чечне".
Видеообращение Лорсановой адресовано главе Следственного комитета России. "Александр Бастрыкин, сколько еще людей должно погибнуть в Чечне <...>? По моему заявлению в России нет никакого расследования уже два года. Со стороны правоохранительных органов не было никаких попыток что-либо предпринять", - указывает Лорсанова на видео.
Лорсанова напоминает, что сама сбежала от родственников в Чечне с четвертой попытки. "Меня заставляли быть правоверной мусульманкой с помощью побоев, чтения Корана и принудительного психиатрического лечения", - говорит она.
Аминат Лорсанова в апреле 2019 года эмигрировала из России при помощи "ЛГБТ-сети". После этого, 20 января 2020 года, она обратилась в Следственный комитет с заявлением о том, что подвергалась в Грозном насилию со стороны близких родственников и приглашенного ими специалиста по "изгнанию джиннов". Лорсанова утверждала, что в 2018 году ее дважды насильно помещали в психиатрические стационары в Грозном. В одной из клиник она провела 25 дней, в другой - четыре месяца. Несколько раз за это время знакомый родственников девушки приходил к ней в стационар, где избивал палкой, читая Коран, родственники при этом не реагировали на ее просьбы прекратить избиение. В сентябре 2020 года Следственный комитет переадресовал жалобу Лорсановой на насилие со стороны родственников и принудительное лечение чеченским полицейским, а те отказались возбудить уголовное дело.
* приведен фрагмент сообщения, созданного и распространенного иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
** организация включена Минюстом России в реестр НКО-иноагентов.
А Тарамова уже оперативно откликнулась. Правда сделала это она почему-то в Инстаграм министра печати и информации Чечни Ахмеда Дудаева (https://www.instagram.com/p/CTZ34Y_IzwS/). Заголовок придуман соответствующий моменту: "Халимат Тарамова снова просит оставить ее в покое". Девушка говорит по-русски, говорит что она в порядке и действительно просит оставить ее в покое. Комментаторы тоже в целом солидарны с девушкой и клянут "провокаторов". Впрочем, этого и следовало ожидать.