ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сельчане в Южной Осетии лишены возможности видеться с родственниками в Грузии, получать пенсию и полноценную медицинскую помощь, заявил Евросоюз, призвав власти Южной Осетии и России возобновить работу пропускных пунктов на границе Грузии.
Как писал "Кавказский узел", в сентябре 2019 года обострилась ситуация на линии разграничения между Грузией и Южной Осетией после того, как грузинские военные возвели блокпост в районе села Цнелис. 9 сентября того же года КГБ Южной Осетии объявил о закрытии пунктов пропуска на границе с Грузией на неопределенное время, объяснив это "нагнетанием напряженности" со стороны властей Грузии. 1 октября 2019 года на встрече в Эргнети Грузия ответила отказом на требование Южной Осетии убрать свой блокпост в районе Цнелиса. Южноосетинская сторона также не согласилась пойти на уступки, заявив, что нахождение на ее территории грузинских силовиков невозможно.
Представительство Евросоюза в Грузии призвало Россию и Южную Осетию открыть пункты пропуска на административной границе, говорится в заявлении, опубликованном сегодня на сайте представительства.
"Сегодня два года со дня закрытия пункта пропуска Одзиси на административной границе Южной Осетии. До закрытия этого пункта ежедневно совершалось до 400 переходов. В последние два года этнические грузины, живущие в Ахалгорском районе, лишены возможности пересекать границу и видеться со своими родственниками, получать пенсию или реализовывать право на получение образования на родном языке. Кроме того, затруднен доступ к медицинской помощи, а сообщения о нехватке продуктов питания и медикаментов продолжают поступать", - говорится в заявлении, перевод которого выполнен "Кавказским узлом".
Представительство ЕС положительно оценило смягчение ограничений, позволившее жителям Ахалгорского района пересекать границу для получения врачебной помощи в грузинских клиниках, но призвало "обеспечить большую свободу передвижения".
"ЕС призывает де-факто власти Цхинвали и Российской Федерации разрешить открытие всех пунктов пересечения на административной границе Южной Осетии. Миссия наблюдателей ЕС готова содействовать дальнейшим обсуждениям в рамках МПРИ (Механизмов предотвращения и реагирования на инциденты) в Эргнети", - говорится в заявлении.
5 марта 2021 года представители Грузии и Южной Осетии после семимесячного перерыва провели встречу в формате МПРИ, на которой глава южноосетинской делегации назвал условием разрядки конфликта ликвидацию грузинского блокпоста в районе села Цнелис, а Грузия настаивала на освобождении осужденных в Южной Осетии за пересечение границы.
Напомним, в январе 2020 года власти Южной Осетии временно открыли пункт пропуска "Раздахан" и позволили пенсионерам из Ленингорского района (в Грузии его называют Ахалгорским) перейти на территорию, контролируемую официальным Тбилиси.
Люди, перешедшие границу, пожаловались тогда, что лишены доступа к медицинским услугам и не могут купить лекарства. Из-за того что грузинские товары и продукты перестали завозить в Ленингори (Ахалгори), в магазинах выросли цены, заявили жители приграничного района.
В 1922-1990 годах Ленингорский район был частью Юго-Осетинской автономной области. 11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР упразднил автономию Южной Осетии, территория района была административно включена в Мцхета-Мтианетский регион и он был переименован в Ахалгорский. В ходе "Пятидневной войны" 2008 года военные действия не коснулись Ленингорского района, но его покинули грузинские полицейские, служащие администрации, часть грузинского населения. На его территории были размещены российские воинские подразделения и южноосетинские силовики. Однако Ленингорский район зависит от Грузии в вопросах энергоснабжения и транспортных коммуникаций.
Ранее, в конце декабря 2019 года, глава управы Ленингорского муниципалитета заявил, что местные жители после закрытия границы оказались на пороге гуманитарной катастрофы. Жители Ленингори испытывают недостаток в продуктах питания и лекарствах, сообщили их родные, выехавшие в Грузию. Только в Ленингори проживает около 1500 человек.
27 февраля 2020 года, после появления случаев коронавируса в Грузии, Южная Осетия вновь полностью закрыла границу, а со 2 апреля того же года правительство Южной Осетии постановило, что пропускать через границу будут только возвращающихся домой местных жителей.
Ограничения на переход границ Грузии с Абхазией и Южной Осетией нарушают права жителей приграничных сел, они не могут вести хозяйство и рискуют быть задержанными за пересечение границы, сказано в докладе международной правозащитной организации Amnesty International "За колючей проволокой. Нарушения прав человека в результате "бордеризации" в Грузии", опубликованном на "Кавказском узле".
Отметим, вчера, 4 сентября, стало известно, что южноосетинская сторона установила предупредительный знак в районе села Хурвалети Горийского района Грузии. Служба госбезопасности Грузии объявила это незаконными действиями, усложняющими повседневную жизнь местного населения, и возложила ответственность за эти действия на Россию.
Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями после того, как 8 августа 2008 года Россия вмешалась в вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Парламент Грузии проголосовал за разрыв дипломатических отношений с Россией, указано в справке "Кавказского узла" о "Пятидневной войне" 2008 года, где также собраны подробности вооруженного конфликта.