13:19 / 12.10.2021"Нардаранское дело" дошло до Европейского суда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Европейский суд по правам человека начал коммуникацию по жалобам девяти осужденных по "Нардаранскому делу", которые заявили о жестоком обращении и отсутствии эффективных средств правовой защиты.

25 января 2017 года лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников были осуждены на сроки от 10 до 20 лет по обвинению в организации беспорядков после операции силовиков в ноябре 2015 года, итогом которой стала смерть семи человек, в том числе двоих полицейских, говорится в справке "Кавказского узла" "Нардаран". Подсудимые жаловались на пытки. Они не признали вину. Азербайджанские правозащитники признали фигурантов "Нардаранского дела" политзаключенными.

ЕСПЧ приступил к коммуникации по заявлениям Джаббара Джаббарова, Аббаса Гусейнова, Ибрагима Худавердиева, Этибара Исмайлова, Эльмана Агаева, Рамиля Сейфуллаева, Мубариза Ибрагимова, Джабира Алиева и Рузи Исмайлова. Все заявители были арестованы в связи с так называемыми "нардаранскими событиями" в 2015 году. Они пожаловались на то, что подверглись жестокому обращению во время задержания и содержания под стражей и на то, что власти не провели эффективного расследования по этим фактам, говорится в сообщении, опубликованном 11 октября на сайте ЕСПЧ.

В частности, во всех случаях заявители жаловались в органы прокуратуры на жестокое обращение. Однако в возбуждении уголовного дела прокуратура отказала. Жалобы заявителей на решения органов прокуратуры, поданные в национальные суды, остались безрезультатными. При этом заявители утверждали, что их подвергли жестокому обращению для того, чтобы они дали признательные показания, сказано в сообщении ЕСПЧ.

Страсбургский суд адресовал сторонам ряд вопросов, чтобы выяснить, нарушены ли права заявителей по ст. 3 (запрет пыток, жестокого обращения) и 13 (право на эффективные средства юридической защиты) Европейской конвенции прав и свобод человека. Правительству Азербайджана предложено предоставить копии всех документов, касающихся расследования предполагаемого жестокого обращения (жалобы, решения и другие соответствующие документы).

Также от властей требуются ответы на ряд вопросов, в том числе: планировали ли правоохранители заранее операцию по задержанию? Было ли применение физической силы во время задержания необходимым? Предоставлялся ли заявителям доступ к врачу? Были ли заявители без промедления доставлены к медицинскому работнику, чтобы зафиксировать телесные повреждения, полученные во время задержания? В каких условиях содержались заявители в изоляторе? Была ли им предоставлена возможность сообщить об аресте своим семьям? Был ли предоставлен доступ к адвокату?

Страсбургский суд на основе фактов, изложенных в заявлениях, запросил ответы на вопросы, которые позволят установить истину, отметил Ялчин Иманов, представитель юридических интересов одного из заявителей Аббаса Гусейнова в ЕСПЧ.

"Мой подзащитный Аббас Гусейнов был подвергнут изощренным пыткам. Он был сильно избит еще в грузовом автомобиле, куда погрузили все задержанных. Он был в бесчувственном состоянии, и сначала даже была информация, что он мертв. После того, как он пришел в себя, его не лечили. Его необоснованно две недели не переводили в СИЗО, и продолжали подвергать пыткам в управлении полиции. Пытки над ним продолжались уже в тюремном заключении после приговора. Я был его адвокатом. Из-за того, что я предал огласке факты пыток, меня отстранили от адвокатуры", - заявил Иманов корреспонденту "Кавказского узла".

Член Комитета защиты прав исламистов Арзу Абдулла также утверждает, что осужденных подвергали пыткам.

"[Силовики] применили неадекватную силу при задержании. В суде не было представлено достоверных доказательств того, что двух сотрудников полиции убили именно обвиняемые. Не было результатов баллистической экспертизы. Людей, избивая, затаскивали в грузовики и продолжали бить там. [Подвергали пыткам после задержания]. Семьи много недель не могли прояснить судьбу задержанных. Эти дела были явно сфабрикованы. Большинство  арестованных уже на свободе – либо отбыли сроки, либо были помилованы. Но лидеры Талех Багирзаде, Аббас Гусейнов, Джаббар Джаббаров и Джахад Бабакишизаде все еще в заключении", - сказала Абдулла корреспонденту "Кавказского узла".

Уполномоченный представитель Азербайджана в ЕСПЧ Чингиз Аскеров оказался недоступен для комментариев.

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид
12.10.2021 в 20:25Игорь Сажин
Бить людей, даже экстремистов, когда они уже задержаны и находятся в полной власти государства - нельзя, насилие развращает сами государственные органы. Пресекать деятельность экстремистов - обязательно нужно, но после пресечения бить нельзя. Это делает борьбу с экстремизмом бессмысленной. 
13.10.2021 в 18:58Vladimir Petrov
  Полностью согласен. Борьба с экстремизмом обязательно нужна, но задержанные должны иметь элементарные права.