ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Защита не согласна с приговором члену партии Народного фронта Азербайджана Агилю Гумбатову и обжалует решение суда. Активисты также считают вердикт предвзятым и убеждены, что Гумбатова преследуют за критику властей.
Как писал "Кавказский узел", 11 ноября судья Бакинского суда по тяжким преступлениям объявил о завершении судебного следствия по делу члена партии Народного фронта Азербайджана Агиля Гумбатова, и на том же заседании прокурор потребовал приговорить оппозиционера к 10 годам лишения свободы. 15 ноября Бакинский суд по тяжким преступлениям назначил ему наказание на такой срок.
Агиль Гумбатов был задержан 11 августа по делу о ранении ножом жителя поселка Зиря близ Баку. 16 августа адвокат пожаловался в прокуратуру на то, что оппозиционер подписал признательные показания после избиений. Позднее и сам Гумбатов отказался от первичных показаний, заявив, что дал их под пытками. Агилю Гумбатову было предъявлено обвинение по статье 126.2.4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью общеопасным способом из хулиганских побуждений) Уголовного кодекса Азербайджана, предусматривающей до 12 лет лишения свободы. Правозащитники признали Гумбатова политзаключенным.
Адвокат Гумбатова Немат Керимли сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что на приговор будет подана апелляционная жалоба. "Наверное, вердикт нам выдадут в ближайшие дни, и после этого мы подадим апелляционную жалобу на приговор. На это законом отводится 20 дней после оглашения приговора", – сказал он.
По словам адвоката, "судебное расследование, как и предварительное следствие, не было объективным".
"В деле много нестыковок. К примеру, мать потерпевшего заявила, что она лично вызывала скорую помощь после того, как Гумбатов якобы нанес ножевые ранения ее сыну, и врачи приехали через полчаса. Однако мы представили доказательство, что вызов на скорую поступил с номера, принадлежащего сотруднику Хазарского районного управления полиции. Мой подзащитный рассказал, что на самом деле врачи появились буквально сразу после того, как [потерпевший] стал кричать, что Гумбатов ударил его. А перед появлением врачей оперативно прибыла полиция. Суд не вызвал и не допросил врачей", – сообщил Керимов.
Суд отказался расследовать и ряд других противоречивых моментов, отметил адвокат.
"Суд даже не назначил экспертизу в связи с заявлением Гумбатова о том, что у него до сих пор сохраняется перелом ребра в результате побоев [силовиками] с целью дачи признательных показаний. Вообще суд не удовлетворил практически ни одно ходатайство защиты. Агиля Гумбатова осудили фактически на основе показаний [силовиков], самого потерпевшего, жены и матери потерпевшего", – отметил адвокат.
Супруга Агиля Гумбатова рассказала, что в последнем слове он высказал свое мнение относительно причин преследования. "Агиль заявил, что его арестовали из-за критики в интернете социальной политики властей. Он говорил, что отпрыски чиновников обогащаются и роскошно живут за счет богатств страны, а простые люди не могут прокормить своих детей, нормально растить их. Агиль требовал, чтобы правительство установило детские пособия семьям", – рассказала Айгюн Гуматова корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, в день инцидента Агиля Гумбатова позвал в свой дачный дом в поселке Зиря мужчина, признанный потерпевшим.
"Мой муж занимался сбором, сортировкой и вывозом мусора из частных дворов. В тот день его вызвали под предлогом выноса мусора. Там против Агиля была устроена провокация. Этот мужчина стал кричать, что Агиль ударил его ножом, и сразу появилась полиция, и моего мужа задержали. Моего мужа пытали, его хотели изнасиловать [силовики], только после этого он подписался под показаниями, которые ему дали", – утверждает жена оппозиционера.
Член НПО "Линия защиты" Зафар Ахмедов назвал приговор суда неправомерным, предвзятым и политически мотивированным.
"Мы с самого начала изучали и отслеживали дело против Агиля Гумбатова и пришли к выводу, что оно очевидно сфабриковано. Его первые допросы проводились без допуска к нему адвоката по выбору. Его заявления о пытках не расследовались. В отношении него нарушались требования местного законодательства и Европейской конвенции. Так, было нарушено его право на защиту, он принуждался к даче показаний против себя под пытками. Даже после того как он отказался от этих показаний, его повторно не допрашивало следствие, а суд проигнорировал заявления о пытках. Он и ранее неоднократно подвергался репрессиям – административному аресту, заключению в психбольницу. Все это дает нам основания считать дело Гумбатова политически мотивированным", – отметил Ахмедов.
Член президиума ПНФА Ильхам Гусейн назвал приговор Агилю Гумбатову "политическим заказом".
"Многие годы власти проводят репрессии против ПНФА, и дело Агиля Гумбатова – составная часть этой кампании. И местная общественность, и отслеживающие политические процессы в Азербайджане международные структуры прекрасно понимают, что это сфабрикованное дело. Самые элементарные права Гумбатова нарушались. Даже судебный процесс проводился в закрытом режиме. Агиля Гумбатова наказали за резкую критику властей, высшего руководства страны. Предвзятость и жестокость по отношению к Гумбатову проявились и в том, что судья назначил наказание, которое запросил прокурор, хотя обычно даже по политическим делам сроки бывают меньше, чем требует гособвинитель", – сказал Гусейн корреспонденту "Кавказского узла".
Представители стороны обвинения и потерпевший оказались недоступны для комментариев.
Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".