19:47 / 01.09.2021Правозащитники насчитали в Азербайджане 122 политзаключенных

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правозащитный союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" включил имена 122 человек в список тех, кто подвергся политически мотивированному уголовному преследованию.

Как сообщал "Кавказский узел", 4 июня 2021 года союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" (ССПЗА) обнародовал список политзаключенных, в который было включено 121 имя.

Союз "За свободу политзаключенных" сегодня обнародовал обновленный список политзаключенных, в который вошли 122 человека. Составители списка, как и прежде, исходили из критериев понятия "политзаключенный", установленных ПАСЕ, сказано в документе организации.

Пять критериев понятия "политзаключенный" резолюции ПАСЕ: a) если человек задержан в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если помещен под стражу по чисто политическим причинам; c) если по политическим мотивам продолжительность и условия содержания под стражей явно не пропорциональны преступлению; d) если человек задержан на дискриминационной основе; e) если задержание стало результатом несправедливых разбирательств и связано с политическими мотивами.

Согласно документу, за лето из списка политзаключенных выбыли три человека, вместо них прибавилось четыре. "К сожалению, число политзаключенных в Азербайджане не уменьшается. Власти продолжает практику политически мотивированных арестов своих критиков", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" один из соавторов списка, глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.

В частности, из списка выбыли трое политзаключенных из категории "арестованные после митинга 14-15 июля 2020 года". Гасанов напомнил, что "эта акция проводилась с требованием принятия решительных мер для восстановления территориальной целостности страны после эскалации конфликта с Арменией в июле 2020 года".

"Тогда в ходе столкновений были убиты высокопоставленные офицеры азербайджанской армии и генерал Полад Гашимов. Народ был возмущен и требовал решительных действий. Часть демонстрантов вошла в здание парламента. Однако впоследствии власти использовали эти события для репрессий против оппозиции. По этим событиям были арестованы по уголовным обвинениям полсотни человек. Тех, кого привлекли непосредственно за участие в несогласованной акции и совершении на ней противоправных действий, впоследствии освободили из-под стражи и потом осудили условно. Некоторых же привлекли по обвинению в преднамеренном распространении коронавирусной инфекции. Из них трое получили по году лишения свободы и вышли на свободу", – рассказал правозащитник.

В ночь на 15 июля 2020 года в Баку прошло несанкционированное шествие в поддержку азербайджанской армии, которое завершилось стычками активистов с полицией. После акции были арестованы 28 активистов партии Народного фронта Азербайджана. К 1 августа число активистов партии, задержанных после митинга в Баку, возросло до 48, указали в ПНФА. В качестве обвиняемых по нескольким уголовным статьям было привлечено 37 человек, в том числе 16 членов ПНФА. Оппозиционеры отказались признать себя виновными.

В то же время список политзаключенных пополнили четыре человека. "По явно сфабрикованному обвинению в незаконном обороте наркотиков был арестован активист движения "Мусульманское единство" Рази Гумбатов. Примечательно, что он сам вел борьбу с распространением наркотиков и организовывал общественное движение против этого. Однако власти пресекают гражданские инициативы с самоорганизацией общества, видимо, опасаясь перерастания их в антиправительственные движения. В список мы включили и активиста партии Народного фронта Азербайджана Агиля Гумбатова. Его обвинили в нанесении ножевого ранения жителю поселка Зиря. Убедительных доказательств его вины общественности не представлено", – заявил Гасанов.

По его словам, Агиль Гумбатов известен резкими видеообращениями с критикой в адрес властей Азербайджана. "Его и ранее арестовывали и даже отправили в психиатрическую больницу", – отметил Гасанов.

Еще два человека, включенные в список политзаключенных, - фигуранты "Гянджинского дела" -  Вугар Мамедов и Гамлет Абдуллаев. "Эти люди были привлечены по делу о покушении на главу города Гянджи в 2018 году. Несмотря на то, что уроженец Гянджи Юнис Сафаров признался, что совершил покушение на главу города в одиночку, не планируя это преступление с кем-либо, и его мотивом был протест против произвола чиновника, власти представили это дело как преступление организованной террористической сети. Многие были привлечены к ответственности только из-за того, что когда-то были знакомы с Сафаровым. В прошлый раз мы включили в список семь фигурантов этого дела. Дела двоих мы дополнительно изучили и пришли к выводу, что обвинения против них не были достоверными. Тем не менее, суд вынес всем суровые приговоры. Сафаров получил пожизненное заключение, а остальные, соучастие которых в покушении не было доказано в ходе судебного следствия, – от 18 до 20 лет лишения свободы", – продолжил Гасанов.

На главу администрации Гянджи Эльмара Велиева 3 июля 2018 года было совершено покушение. Силовики характеризовали покушение как теракт и задержали подозреваемого в преступлении уроженца Гянджи Юниса Сафарова. После этого в городе прошли массовые протесты, участники которых выразили недовольство работой самого Велиева. 10 июля 2018 года около 200 человек приняли участие в митинге в Гяндже, потребовав расследовать действия не только нападавших, но и Эльмара Велиева. При разгоне акции протеста погибли двое полицейских. В конце августа 2018 года Велиева освободили от должности главы администрации Гянджи. По делу о беспорядках было осуждено около 60 человек.

В новом списке, составленном правозащитниками, политзаключенные классифицированы по шести группам. К категории "Журналисты и блогеры" отнесены семь человек, в том числе главный редактор сайта Azel.Tv Афган Садыгов, руководитель сайта xeberman.com Полад Асланов, глава сайта yukselis.info Эльчин Мамед, редактор nia.az Бахруз Алиев, блогеры Аслан Гурбанов, Эльчин Гасанзаде и Ибрагим Саламов (Тюрксой).

В группе "Члены оппозиционных партий и движений" - семь человек. Это члены партии Народного фронта Азербайджана Ниямеддин Ахмедов, Агиль Магеррамов, Паша Умудов, Ализамин Салаев, бывший глава Гедабекского района Салех Рустамов и активист Ниджад Ибрагим. Эту категорию пополнил вышеуказанный активист ПНФА Агиль Гумбатов.

В категории "Верующие" с учетом активиста "Мусульманского единства" Рази Гумбатова теперь 20 человек. В эту группу входят четыре члена Исламской партии Азербайджана, включая ее председателя Мовсума Самедова и его преемника на этой должности Ильхама Алиева, двух богословов – Абгюля Сулейманова и Джейхуна Мустафаева. В этой же группе остаются основные фигуранты "нардаранского дела", включая лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде и его помощника Аббаса Гусейнова.

В группе осужденных по "тертерскому делу" по-прежнему 27 имен, а по "гянджинскому делу" с учетом двух вышеуказанных активистов стало 47 имен.

Следствие и суды по "тертерскому делу" были закрытыми. Согласно заявлению Генпрокуратуры, СГБ, Минобороны и МВД от 7 мая 2017 года, группу из военных и гражданских лиц обвиняли в сотрудничестве со спецслужбами Армении и подготовке диверсий в Тертерском районе. Во время следствия восемь человек были замучены до смерти, четверо из них впоследствии посмертно реабилитированы.

В группе "Пожизненно заключенные" по-прежнему 14 человек. Среди них - шесть бывших офицеров отряда полиции особого назначения, осужденные в связи с мятежом в 1995 году, три бывших члена воевавшего в 1992-1993 годах в Нагорном Карабахе отряда "Гарангуш" и пять осужденных по делу бывшего премьер-министра Сурета Гусейнова.

"После отмены смертной казни в 1998 году высшую меру наказания им решением парламента заменили на пожизненное заключение. Однако закон не имеет обратной силы. Поэтому им должны были заменить смертную казнь на альтернативное на тот момент максимальное наказание – 15 лет тюремного заключения. Эти люди уже провели в тюрьме четверть века", – ранее отметил Гасанов.

По мнению другого соавтора списка, директора Института мира и демократии Лейлы Юнус в Азербайджане сохраняется "порочная советская практика преследования политически инакомыслящих".

"Системные репрессии в республике восстановились после возвращения к власти в 1993 году бывшего генерала КГБ Гейдара Алиева. Эта же политика продолжается и при нынешнем президенте Ильхаме Алиеве. Целью репрессий является нагнетание страха для обеспечения неограниченной власти. Проблема политзаключенных не решается, их число стабильно выше сотни. Одни выходят на свободу, и сразу же их места занимают другие", – сказала корреспонденту "Кавказского узла" Лейла Юнус.

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:Фаик Меджид