16:35 / 14.08.2024На Соловках разбита мемориальная табличка репрессированным чеченцам и ингушам

Повреждены памятные камни узникам Соловецкого лагеря особого назначения, в том числе репрессированным чеченцам и ингушам.

Активисты, которые принесли цветы к Аллее памяти на Соловках, скверу с памятными камнями узникам Соловецкого лагеря особого назначения, обнаружили разрушенные и испорченные памятники — памятник чеченцам и ингушам был разбит, с памятника украинцам снята табличка, сообщило сегодня "Общество "Мемориал" (признано иностранным агентом) на своей странице в соцсети "ВКонтакте".

Как следует из приложенных к публикации фото, расколота табличка.  "Невинно убиенным вайнахам, чеченцам и ингушам", - написано на ней. Табличка  лежит на одном из камней.

Ингушский активист Созерко Мальсагов в своей книге "Адские острова" упоминал о сосланных на Соловки пожилых чеченцах.

"Незадолго до моего приезда на Соловки ГПУ Закавказской советской республики прислало туда сорок очень старых чеченцев. Один из них выглядывал из окна, что запрещалось некоторыми чекистами. Указанное явилось основанием, что вся эта группа была послана на Секирную гору, известную на Соловках как место пыток, посажена в "каменный мешок" и выпорота "смоленскими палками" до потери сознания. Одному из стариков было 110 лет. Старых чеченцев сослали в качестве заложников из-за сыновей, внуков и правнуков, которые присоединились к партизанским отрядам и ведут непрекращающуюся войну с большевиками. Сами же заложники не совершали никакого преступления. Практика брать заложников и осуществлять жестокие репрессии против родственников и даже против знакомых повстанцев и эмигрантов была развита советскими властями в сложную систему террора, которая не гнушается ничем для достижения своей цели - абсолютной покорности всего русского народа воле руководителей коммунистической партии", говорится в книге, опубликованной на сайте "Воспоминания о Гулаге и их авторы".

Как писал "Кавказский узел", в 2006 году власти сообщили, что в Чечне официально насчитывается более 173 тысяч жертв политических репрессий, при этом учитывались жертвы депортации и репрессий 40-х и 50-х годов. Депортация чеченцев и ингушей повлекла за собой территориальные конфликты, войны и разрушенные семьи, указал Норвежский Хельсинкский комитет в статье, посвященной 80-й годовщине депортации.

В этом году исполнилось 80 лет с момента операции "Чечевица", во время которой почти 500 тысяч чеченцев и ингушей были массово выселены с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Среднюю Азию. Подробнее об этих событиях и их последствиях можно прочитать в справочном материале "Кавказского узла" "Депортация чеченцев и ингушей".

Причинами депортации были названы массовое дезертирство и подготовка вооруженного восстания в советском тылу, хотя территория Чечено-Ингушской АССР практически не была под оккупацией, а к февралю 1944 года вермахт уже был отброшен на сотни километров от Кавказа. По данным историков, массовые аресты, депортации и расстрелы по национальному признаку при Сталине широко практиковались, что подтверждается множеством документальных свидетельств, указано в справке "Кавказского узла" "10 мифов о роли Сталина в Великой Отечественной войне".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
17.08.2024 в 10:11антип
Это что должно быть в голове, чтобы вспоминать чудь и весь? 😄😄😄
19.08.2024 в 16:54антип
У этого комментатора не национальность, а диагноз, не стоит даже ему отвечать. Он - чудь 😄
15.08.2024 в 07:58reed_kshlerin
 антип (Конфликтный) #    «Инородцы, без посторонней помощи зачастую вызывают ненависть, без всякой помощи». Это как понимать-то? Ну а насчет того, что наша «власть за инородцев обеими руками», возможно, Вы правы. Но, только частично. Власть поддерживает только очень богатых инородцев. А вот простых работяг, которые в поисках куска хлеба едут в Россию и выполняют всякого рода неблагодарную и низкооплачиваемую работу, как уборка мусора, например, тех тиранят по полной. Потому как ни денег. ни связей у последних не имеется.
15.08.2024 в 21:01sergio
luetta.oconnell #    А что тут решать? И так все понятно.

15.08.2024 в 20:58jessie

Игорь Сажин (Эксперт) # А Вы спросите ингуша, башкира, якута и т.д., хотят ли они, чтобы их называли русскими? Жителей России, представителей малых народов правильнее было бы называть россиянами. А вот делить население на славян и неславян, это в корне неправильно. С этим трудно не согласиться.

15.08.2024 в 21:00jessie
uetta.oconnell #    И я о том же. 

15.08.2024 в 09:59luetta.oconnell
Табличку нельзя, конечно разбивать. Это позор какой-то. Но все ли ингуши и чеченцы так считают как вы, что они тоже русские?)... 
15.08.2024 в 10:00luetta.oconnell
Вы заранее, за полицию решили?...
15.08.2024 в 10:01luetta.oconnell
Т.е. всё равно у вас полиция виновата?...
15.08.2024 в 22:07leland.tromp
luetta.oconnell #    

Раз допустили. значит виноваты. По другому никак.

15.08.2024 в 22:11Игорь Сажин
Дело не в вине, а в заказе для полиции, на что реагировать активно, а на что можно и пока не реагировать, при этом сама полиция не понимает, что выпускает на волю страшное животное, которое потом войдет во вкус и пойдет вандалить по крупному... Кто попробовал вкус крови  - не остановится. 
15.08.2024 в 22:14dortha

Лука Мудищев (Нарушитель) # раз подобное случается, значит это кому-то нужно. Мысль Ваша, насчет установки видеокамер в округе, или установки мемориалов из небьющихся элементов, в принципе верная. Да кому это нужно? Слежка за верующими в мечетях и вокруг них, одно, а контролировать территорию мемориальных комплексов, совсем другое. Первое – необходимо, второе никому не сдалось. И виновных в вандализме не то что не накажут, но даже искать не будут. Однозначно. 

16.08.2024 в 07:48vito

Игорь Сажин (Эксперт) # Все прекрасно власть понимает. Даже за любой неправильный чих в Интернете людей находят, и в тюрьму отправляют. А тут "не могут найти". Могут они, просто не хотят. 

16.08.2024 в 09:08versie
Есть дела разной степени важности. На розыск одних кидают все силы, а другие по остаточному принципу...
16.08.2024 в 09:11versie
Человек обычно сам для себя выбирает национальность. Это факт. Но, я не верю, что кабардинец, чеченец или ингуш считают себя русскими, как вы пишите)...
17.08.2024 в 10:09long
Россиянами звать можно и нужно. Но, вы называете всех русскими, без учёта даже их мнения...
21.08.2024 в 09:42kermit.gulgowski
Знание о не знание важнее знания об истине? Интересно написали)...

20.08.2024 в 14:48daphine
Кто вам сказал такое про турок? У них даже крымских татар нет - они "крымские турки" У них в Турции все должны быть турками!))...
16.08.2024 в 18:06Игорь Сажин
Американцы себя как раз называют американцами, хотя они имеют разную этничность и придерживаются ее. 
21.08.2024 в 09:43kermit.gulgowski
Обычно это разрешается само, ещё в детстве...
19.08.2024 в 01:04vance
Они могут считать условно русскими. А, могут и не считать)...

17.08.2024 в 18:39trenton
 long #    Кричать не кричат, но ползучая русификация не только чеченцев, но и других народов Кавказа продолжается не одно столетие.

17.08.2024 в 18:42trenton
антип (Конфликтный) #    Ну так надо же вспомнить где ваши корни, скрепы опять же. И вообще. очень советую вам почитать классика. Владимира нашего Ильича Ленина. А конкретно его работу - "О национальной гордости великороссов", 

17.08.2024 в 18:44trenton
long #    Вот именно, навязчивое стремелние называть всех русскими без учета мнения других народов. Это не есть нормально. 

17.08.2024 в 09:00hyman.howe
versie #    Каждый при рождении уже относится к какой-то национальности. И я тоже не верю, что представители кавказских народов (и других некоренных национальностей), считают себя русскими. 

17.08.2024 в 08:57hyman.howe
Игорь Сажин (Эксперт) #   Так американец это не есть представитель одной нации, как русский. Это собирательное название всех, кто живет на территории США. Поэтому правильнее будет называть живущих в России представителей разных народов россиянами, а не русскими. 

17.08.2024 в 09:07hyman.howe

Игорь Сажин (Эксперт) # Почему кто-то должен считать себя "условно русским"? Встречный вопрос, согласится ли русский считать себя "условно", скажем, кабардинцем? Даже те, кого Вы называете русскими это представители финно-угорских и славянских племен. Чудь, меря, древляне, вятичи, кривичи, поляне, угличи и т.д. Кавказцы ни к винно-уграм. ни к славянам не относятся. 

17.08.2024 в 09:08hyman.howe
versie #    Даже при таком "остаточном приницпе", найти вандалов особого труда не составит. Нужноетолько желание.

20.08.2024 в 14:55daphine
Споры о славянах и русских идут столетия)).

В 1860 году состоялся вторая (до этого был  спор Ломоносова с Миллером) масштабная дискуссия в русской исторической науке о происхождении варягов, русских и вообще славян. Князь Вяземский после диспута Погодина с Костомаровым, с сарказмом сказал: «Если раньше мы не знали куда идём, то теперь и откуда»)))...

20.08.2024 в 14:59daphine
На любого рождённого сразу довлеет и народное(этническое) и национальное(через институты государства)...
20.08.2024 в 15:01daphine
Просто, по моему мнению, не было жёстко поставлена задача по розыску на высоком уровне, а участковый может только протокол составить...
20.08.2024 в 18:25Игорь Сажин
И есть выбор, и есть вопрос, который каждый со временем дальше должен разрешить, а именно вопрос кто он по этничности и кто по национальности. Совпадение их великое счастье для любого народа. 
20.08.2024 в 18:26Игорь Сажин
Тогда возникает вопрос, а полицией руководит не закон, а бюрократическая система? Но если это так, то полиция не правоохранительные органы... Увы!
19.08.2024 в 09:45Игорь Сажин
Каждый при рождении находится в области этнического, а не в области национального, национальное - это про государство. Ну не надо себя обманывать... 
14.08.2024 в 20:04Игорь Сажин
И ведь самое интересное, что полиция опять будет разводить руками, мол вандалов не можем найти. Хотя это место на Соловках довольно публичное и высчитать какой гопник это сотворил легче всего. Но видимо кому-то это нужно, что бы вандалы не были наказаны? 
19.08.2024 в 09:47Игорь Сажин
Да, согласен, например курды в Турции считаеют, что они достойны страны и курды - это нация, но турки считают, что курды - это этничность в рамках турецкой нации. К стати, турецкая нация тоже многоэтничная. 
19.08.2024 в 11:12lorenzo
Игорь Валентинович, вы противоречия в своих рассуждениях и выводах не находите?
19.08.2024 в 11:14lorenzo
русские - это и этнос, и национальность. при этом этнос и национальность не равнозначны. попробуйте опровергнуть.
14.08.2024 в 20:13joan_feil
Игорь Сажин (Эксперт) # Вполне возможно, что полиция даже не будет искать вандалов, осквернивших памятные камни на Соловках. Потому как ситуация сейчас в стране такая, что страна снова скатывается в 37-й год. И отношение к жертвам политических репрессий поменялось, а Сталину кое-где начали ставить памятники. Так что, похоже, все это кому-то нужно, чтобы поднять градус ненависти к инородцам в стране. А валить памятники и разбивать мемориальные таблички, легко. Они ведь сдачи дать не могут.
14.08.2024 в 20:30антип
Инородцы, без посторонней помощи зачастую вызывают ненависть, без всякой помощи. А власть даже совсем наоборот, за инородцев руками и ногами, как правило за счет известно кого.
14.08.2024 в 20:23nathanael
В сети нашел вот это: «На 1 августа 2024 численность населения (постоянных жителей) Соловецкого района составляет 934 человека, в том числе детей в возрасте до 6 лет - 93 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 110 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 112 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 402 человека, пожилых людей от 60 лет - 204 человека, а долгожителей Соловецкого района старше 80 лет - 13 человек» (https://bdex.ru/naselenie/arhangelskaya-oblast/n/soloveckiy/). Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы «вычислить» того или тех, кто разбил мемориальные таблички. Отбрасываем детей, минус пожилые и старики, затем женщины, и остается относительно небольшая группа лиц, в возрасте от 15 до 30-ти лет, не думаю, что более старшие могли посягнуть на памятные камни. Будет ли полиция заниматься этим или нет, вот вопрос. 
15.08.2024 в 08:54Игорь Сажин
Там большая сложность только в одном, разбили, скорее всего, летом, а летом на Соловках количество населения увеличивается в десятки раз. Наплыв огромный. Но даже при такой ситуации вычислить гопников не сложно, было бы желание, но желания, похоже, нет. А сигналом для вседозволенности в этом стала не желание искать вандала, который снял табличку с камня по репрессированным украинцам. Начинаются с малого, а закончивают разгулом вандализма, как этого не поймут власти, не понимаю. 
15.08.2024 в 08:52Игорь Сажин
Мы ни как не можем понять, что ингуш, башкир, якут, калмык, кабардинец и т.п. - это тоже русский и у нас одна страна и одна огромная нация. А пытаться отделять славян от неславян в России - это худшее из преступлений для многоноэтничной страны. 
19.08.2024 в 14:10Игорь Сажин
Да, русские это и этнос и национальность, вернее это этнос, который перерос в национальность в момент, когда сложилось русское государство. Этничность с обретением национальности не утрачивается, а вот может ли быть этничность без национальности - это важно понять, да может быть этничность и без национальности, но чаще всего большее чилос этносов в мире имеют этничность одну, а национальность другую. 
15.08.2024 в 22:16Игорь Сажин
Каждый народ может считать себя кем угодно и во все времена были внешние и внутрение названия для любой конгломерации, но давайте смотреть что есть на самом деле, есть Россия, есть житель России - русский и как не крути, но любой народ живущий в России уже как бы является частью большой конгломерации - русские. Даже русские националисты мыслят не категориями русский - не русский, а категориями славяне - не славяне, они понимают, что русский - это более широкое понятие, охватывающее очень многие этносы входящие в Россию. Я очень часто натыкался на людей, которые говорили мне, что их отец по национальности относитя к тому или иному народу, а мама русская (или на оборот) и что языка отца они не знают, а воспитан в русской культуре и потому русский. 
16.08.2024 в 07:44vito
Игорь Сажин (Эксперт) # То есть получается, все некоренные народы должны мыслить как русские националисты, и именовать себя русскими. Оригинально. Почему-то американцы не называются себя "американскими", алжирцы не считают себя "французскими" и т.д. А вот живущие в России "нацмены" обязательно должны быть русскими. Чтобы расчесать великодержавный патриотизм, что ли? В Чечне даже когда кто-то выезжает в другие российские регионы, говорят "В Россию уехал". А Вы хотите, чтобы чеченцы называли себя "русские". Да еще после двух жесточайших войн, унесших жизни сотен тысяч человек. Ну-ну. 
15.08.2024 в 12:43Лука Мудищев
Типичнейшая показушная акция... Постановочная. :smile: Узнаю почерк разжигателей межнациональных конфликтов, русско-чеченских войн. жаждущих Новой Хазарии на территории Северного Кавказа, Крыма, и восточной Украины... Безсуловно полдиция ничего не найдёт, искать не будет... Но... Надо  б инициативщикам-заявление написать и ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ Его для начала... На БУДУЩЕЕ::smile: 1.Устанавливайте мемориалы с НЕБЬЮЩИМИМИСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ!! 2.Устанавливайте WI-FI видеокамеры окрест как в мечетях Чечни...Как возле [...] Это ведь НЕ СЛОЖНО, не так ли???

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

16.08.2024 в 18:04Игорь Сажин
Они могут считать условно русскими. Я с таким примером сталкивался. Был свидетелем, когда за границей несколько человек разной национальности на требование, что бы русские проходили именно здесь, все пошли туда, все поняли, что имелись ввиду граждане России. Все эти люди априори понимали, что они другой этничности, но страна у них одна и они как бы часть этой страны, часть этой национальности объединяющей эту страну. Нам как-то надо принять этот факт. Это как американцы, они все считают себя греками, евреями, поляками, русскими, ирландцами, итальянцами, но они все американцы, так же во многих страна происходит. Есть как бы этничность и есть национальность. У нас традиционно смешивают эти понятия, а надо понять, что национальность - это про страну, а этничность - это про свой малый народ. 
17.08.2024 в 10:06long
Там идёт пару столетий активная пропаганда, что мы мол все американцы! А, что в Чечне с каждого репродуктора кричат, что мол мы все чеченцы на самом деле  русские?))...
19.08.2024 в 09:45Игорь Сажин
Уважаемый, разберитесь все же русские - это славяне или финно-угры и еще спросите финно-угров относят ли они себя к русским. Дело в том, что национальная конгломерация и этническая конгломерация - это про разное, мы же по старой советской привычке, смешиваем это. Мне на эту проблему еще мой профессор в советские времена указывал и говорил, что это коренное отличие этногрфии зарубежной и советской. Спросите у китайца про его этничность и про его национальность - они разные, спросите у индуса про его этничность и про национальность - они тоже разные. Быть в одном этносе и в другой нации - это нормально, у нас с советской поры все этничности - это национальность, хотя на самом деле национальность - это странообразующая составляющая. Большевики же на этом построили свои отношения с многоэтничным народом России, мол все вы достойны своей страны, а потом эта мулька так и осталась мулькой, автономия - да, а вот про страну - идите лесом. 
19.08.2024 в 09:52Игорь Сажин
Я как раз вас полностью поддерживаю, я не верю, что полиция бессильна была бы найти вандалов на Соловках. Тем более место, где расположены эти камни с табличками находится в центре поселка и все подходы там просматриваются с камер, вычислить гопоту и вандалов не составит труда, мало того, там отдел полиции в двух шагах от этого места. Все это похоже на игру нужного и не нужного вандализма. Кто выпускает против своих врагов отравляющий газ должен помнить, что ветер может переменится в любую минуту и полягут свои, что, к стати,  и было несколько раз во время 1 мировой войны, когда резко поменявшийся ветер вывел из строя собственные военные соединения. Именно поэтому во время 2 мировой войны отказались от отравляющий газов. 
19.08.2024 в 15:52lorenzo

а теперь попробуйте дать ответ на вопрос - какая национальность у этнического валийца, живущего в Великобритании? 

не с точки зрения русского языка, а с точки зрения понимания, принятого на месте,в государстве Великобритания. и с точки зрения национальной самоидентификации этнического валийца.

p.s. это я к тому, что вам через комментарий мерещатся призраки советского (Быть в одном этносе и в другой нации - это нормально, у нас с советской поры все этничности - это национальность, хотя на самом деле национальность - это странообразующая составляющая.). в то время, как это ни какое не советское, а типичные национальные игры эпохи модерна.

20.08.2024 в 18:24Игорь Сажин
Спасибо, вам, что выкладываете здесь такие небольшие зарисовки, это важно для тех, кто читает... Но у каждого народа есть ровно такие же сложности в начале их пути, не только у русских, споры о приходе, споры об исконности - это всегда нужные в политике споры для того что бы как-то притянуть сторонников для своих политических нужд. Может уже следует понять, что знание о не знание важнее знания об истине?