22:55 / 18.08.2025Огласка данных о пытках привела к новому делу против Висангириева

Против уроженца Чечни Сайд-Ахмеда Висангириева, заявившего о пытках и угрозах в колонии во Владимирской области, возбуждено уголовное дело по статье о побоях из-за конфликта с другим заключенным, который провоцировал его. Конфликт произошел еще до того, как Висангириев заявил о пытках. 

Как писал "Кавказский узел", в начале июля уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев отчитался о переводе из колонии во Владимирской области Саид-Ахмеда Висангириева, родственники которого заявили о жестоком обращении с заключенным. Но сразу после перевода Висангириев был помещен в штрафной изолятор, а затем – в единое помещение камерного типа на шесть месяцев. По словам адвоката, Висангириев подвергался пыткам и угрозам в колонии во Владимирской области, а теперь на него оказывают давление, чтобы он отказался от своих слов. 

Сайд-Ахмад Висангириев по-прежнему остается в едином помещении камерного типа (ЕПКТ) в своей колонии, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" брат заключенного Сайд-Магомед.

"Сайд-Ахмад там пробыл месяц, еще пять месяцев остается. Ситуация такая: он отправился в "больничку" (другую колонию Владимирской области для медобследования) с жалобами на здоровье, он не думал, что там такой беспредел творится. Когда его возвращали (в прежнюю колонию), ему эту провокацию подстроили. Перед отъездом завели, сказали верхнюю робу снять, якобы посмотреть, есть ли побои. Когда он верхнюю одежду снял, его сфотографировали и составили фиктивный рапорт. Когда брат спросил, почему они так делают, они ответили, что "указание было". По прибытии в колонию №6 зачитали ему рапорт, что, мол, не по форме был одет, и на десять суток его отправили в ШИЗО. А по окончании этих десяти суток - еще якобы нарушение, и шесть месяцев ЕКПТ ему дали", - рассказал Сайд-Магомед Висангириев.

По словам брата, медицинской помощи Сайд-Ахмаду не оказывается. "Конечно в ЕКПТ нет того давления, что было в (прежней колонии), но ведь туда он поехал с подозрениями на онкологию, которую вроде бы не подтвердили. Я думаю, они специально его болезнь скрывают, потому что на основании этой болезни они вынуждены его освободить вообще. Но состояние у брата не очень хорошее: у него боли в боку, глаз дергается даже во сне. Лекарства, которые мы ему посылали, до сих пор остаются неполученными. Два дня назад ему дали возможность созвониться с женой. Он лично сказал по телефону: "Если бы все знали, что тут внутри творится, клянусь Аллахом, ни один день по закону они меня тут не имеют права держать", - передал слова брата Сайд-Магомед Висангириев.

Он сообщил также, что против его брата возбудили новое дело из-за конфликта с другим заключенным, который провоцировал его. "Он осужден был по статье 162 УК (разбой), потом в колонии ему накинули по 282-й (возбуждение ненависти или вражды), чтобы он не мог просится поближе к дому. А теперь из-за давнего инцидента ему вменяют статью 116 УК (побои): к нему подсадили человека, который специально провоцировал его. Он 17 дней пытался достучаться до начальства, просил убрать этого человека. На два дня убрали, потом опять подсадили", - пояснил брат Висангириева.

В настоящее время у Сайд-Ахмада есть несколько адвокатов, которые посещают его по средам и пятницам. "Сейчас прокурорская проверка проходит, пока заключения тоже этой прокурорской проверки нет. Но мы ждем ответ по итогу прокурорской проверки, а там будем действовать, исходя из их ответа. В опросе брат указал, в каких именно местах происходили избиения: штаб, каптерка, терапия. Надеюсь, видеозаписи будут обнаружены и просмотрены", - сказал Сайд-Магомед Висангириев.

Умышленный прессинг религиозных людей, особенно мусульман, в настоящее время менее распространен в местах заключения, чем раньше, считает руководитель фонда "В защиту прав заключенных"* Валентин Богдан. "Отбирали Кораны, коврики с целью вызвать агрессию, потом на основании этого человеку вынести взыскание, лишить его права на условно-досрочное освобождение. Это такие провокативные действия общего характера", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". 

При этом провокации с использованием других заключенных, связанных с администрацией, - так называемых "разработчиков", - по-прежнему широко применяются против заключенных, неугодных руководству колоний, указал правозащитник. "Как правило, это бывают самые одиозные садисты, у которых длительный срок. У них ни кола, ни двора нету, родственники от них отказались, и за любые там поблажки, сигареты, может быть, даже иногда и наркоту, они готовы, на все что угодно. Они себе, так скажем улучшают, условия содержания путем выполнения вот этих негодяйских негласных указаний", - сказал Богдан. 

Он отметил, что заключенные на службе администрации сами затем могут стать "козлами отпущения": так, по словам правозащитников, произошло с заключенными, которые подвергали пыткам предполагаемых участников бунта, произошедшего в 2020 году в одной из колоний Иркутской области. 

"Против этих "разработчиков" возбудили семь уголовных дел, признаны потерпевшими 30 человек из числа осужденных, над которыми издевались. Только в этом году заканчиваются судебные процессы, где признают виновными "разработчиков", и лишь два дела, где были задействованы сотрудники. Система пытается сотрудников обелить, они уходят от ответственности", - пояснил Богдан.

Случаев издевательств над мусульманами, особенно над выходцами из Чечни и других республик Северного Кавказа, в российских колониях по-прежнему много, заявил на условиях анонимности правозащитник, знакомый с ситуацией в СКФО. "Издевательствам и дискриминации подвергаются почти все заключенные, исповедующие Ислам, но особенное отношение к выходцам из Чечни, это все еще последствия двух войн. И особенно, если человек осужден по статьям за сопротивление, независимо от того, сфабриковано дело или нет", - отметил он.

Правозащитник обратил внимание, что после того как Висангириев предал гласности факты пыток, издевательств и бесчинства, против него возбудили новое дело. "Администрация колонии, вышестоящие и контрольные органы вместо того, чтобы принять меры к устранению произвола, решили наказать его. В отношение него возбудили новое уголовное дело по 116-й статье. Причиной явилось то, что он когда-то дал отпор другому осужденному, проявлявшему агрессию в отношении него", - пояснил он.

Правозащитник подтвердил, что администрация часто использует подставных осужденных для давления на "неугодных". "Сплошь и рядом такое происходит в большинстве колоний", - подчеркнул он.

Мы обновили приложения на Android и IOS – теперь они работают без VPN! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN) либо использовать браузер Ceno для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесен в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
19.08.2025 в 06:56santo
Интересно, а как на это отреагирует Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Мансур Солтаев, который преподносил перевод Висангириева в другую колонию, как какое-то выдающееся достижение, и утверждал, что держит ситуацию под контролем? Возбуждение нового уголовного дела (ничуть не сомневаюсь, что сфальсифицированного), это такой смачный плевок в лицо Солтаеву. Ему остается либо защитить Висангириева от произвола, либо просто утереться. Ставлю на второе. И еще. Относительно слов Валентина Богдана о притеснениях мусульман в российских колониях. Тот же Солтаев, оказывается, постоянно над этим работает. Во всяком случае, такое его заявление приводит официальный сайт «Чечня Сегодня» (https://chechnyatoday.com/news/388105). Цитирую: «Важным направлением моей работы является постоянный контроль за соблюдением религиозных прав осуждённых. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин, включая находящихся в местах лишения свободы, имеет право на свободное исповедание своей религии и исполнение религиозных обрядов. Этот вопрос всегда под моим особым контролем. Для эффективного реагирования постоянно взаимодействую с ФСИН России, территориальными органами ФСИН, ОНК и уполномоченными по правам человека в регионах. Каждое обращение обязательно рассматривается, проводится проверка, направляются запросы, и ситуация контролируется до получения результата. Принципиально важно не допускать притеснений по религиозному или национальному признаку и строго соблюдать права каждого человека, независимо от его вероисповедания. Работа по защите прав граждан и контролю за соблюдением законодательства в этой сфере ведётся на постоянной основе». 
19.08.2025 в 07:23eryn
Висангириев пошел против системы. Он предал огласке информацию, которую озвучивать не принято. А система такого еще никому не прощала, и ему не однозначно не простит. Ему, скорее всего, не дадут выйти живым из колонии. Возможностей для этого у администрации много. Можно не признавать наличие у него онкозаболевания и не проводить лечения; можно инсценировать суицид; можно просто забить до смерти, и объявить, что он упал с лестницы; натравить на него заключенных, сотрудничающих с администрацией (как это уже было) и т.д. и т.п. Это как бы наглядный урок другим осужденным, чтобы и думать не смели о каком-то противостоянии беспределу. Бывший одноклассник отсидел в колонии срок за непредумышленное убийство. Много чего рассказывал о царящих в колониях порядках. Например, о наличии там так называемых «пресс-хат». Это такая камера, куда сажают чересчур несговорчивого или строптивого заключенного, а затем туда приходят громилы из числа таких же зэков, сотрудничающие с администрацией, и подвергают того издевательствам, унижениям и жестоким избиениям. Это называется «ломать» человека. По его словам, редко кто выдерживает такое психологическое и физическое воздействие. И главное, жаловаться некому и некуда. 
19.08.2025 в 07:39curtis
Мнение со стороны. Должность замминистра юстиции России, курирующего именно систему ФСИН, аж с 2007-го года занимает Алу Алханов. Тот самый, который в 2004-м году был назначен президентом Чечни, после гибели Ахмата Кадырова. Потом, когда тогда еще Кадырову-младшему, исполнилось 30 лет, Алханова быстренько убрали из республики, чтобы освободить кресло главы республики для Рамзана. Это я к тому, что человек такого ранга, не может не знать о том, что творится в российских колониях в отношении его земляков, но за все эти годы, ни разу не довелось услышать, чтобы он высказался по этому поводу. Молчал, и молчит. Впрочем, это его качество проявилось еще бытность Алханова президентом Чечни.