На прошедшем в расположении 46-й отдельной бригады внутренних войск МВД России совещании, посвященном итогам служебной деятельности войск за 2008 год, президент Чечни Рамзан Кадыров в очередной раз объявил о «практически полной нейтрализации боевиков».
«Сегодня в республике нет такой напряженной обстановки как несколько лет назад, - заявил в своем выступлении Рамзан Кадыров. - Нейтрализованы практически все ячейки террора и экстремизма. Это итог слаженной работы чеченских милиционеров совместно с подразделениями, входящими в состав федеральных структур. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Чеченская республика перешла от этапа восстановления к устойчивому социально-экономическому развитию, но подобный успех был бы невозможен без грамотной работы силовых структур и правоохранительных органов».
Не менее оптимистичным было и выступление представителя регионального командования Внутренних войск МВД России генерала Кирилла Абдулина. «Обеспечено поддержание силовых структур в боевой готовности на должном уровне. Совместно с органами Федеральных служб безопасности, подразделениями внутренних войск и другими силовыми структурами сохранена стабильность обстановки в зонах ответственности в субъектах Южного федерального округа, выполнена задача в ходе операции по принуждению Грузии к миру», — заявил Абдулин.
Между тем, ситуация в Чечне, как и на Северном Кавказе в целом, продолжает оставаться довольно сложной.
К примеру, ночью 17-го декабря в ходе произошедшего в городе Аргун боестолкновения между боевиками и сотрудниками силовых структур были убиты командир взвода батальона спецназа Внутренних войск МВД России «Юг» и командир батальона патрульно - постовой службы РОВД Шалинского района. Еще четверо спецназовцев и два милиционера получили ранения различной степени тяжести.
Первоначально правоохранительные органы сообщили о двух уничтоженных в ходе этой спецоперации боевиках, но затем выяснилось, что убит был только один – его тело было найдено в подвале сожженного в ходе штурма дома. Затем в ходе проведенных в Аргуне «специальных мероприятий», правоохранители задержали трех молодых женщин, обвиненных в пособничестве боевикам.
О задержании бывших боевиков или их пособников правоохранительные органы Чечни докладывают не менее трех-четырех раз в неделю. И это притом, что даный регион руководство республики называет «одним из самых спокойных не только на Кавказе, но и России в целом».
По мнению некоторых местных наблюдателей, говорить о полном поражении вооруженного подполья в Чечне пока что не приходится. «Вооруженное подполье в Чечне значительно трансформировалось и приобрело совершенно иные формы, чем во время первой военной кампании на территории республики или даже в первые годы «контртеррористической операции». Оно значительно интернационализировалось, и теперь боевики действуют в пределах практически всех республики Северного Кавказа, а не только лишь в Чечне. К тому же, до сих пор живы и находятся на свободе лидеры вооруженного сопротивления, такие знаковые фигуры как Докку Умаров, Супьян Абдуллаев, Тархан Газиев и другие», - сказал в этой связи «Кавказскому узлу» представитель одной из чеченских неправительственных организаций.
«Не следует также сбрасывать ос счетов и тот факт, что молодежь все еще продолжает уходить в горы. Свидетельством тому являются продолжающиеся карательные акции «силовиков» в различных районах республики. Например, только в первых числах декабря в Веденском районе (юг Чечни) сотрудники силовых ведомств сожгли и разрушили несколько домовладений, принадлежащих семьям, чьи сыновья ушли в лес. Можно конечно называть разные цифры «оставшихся бандитов», еженедельно докладывать об уничтожении тех или иных участников вооруженных формирований или групп боевиков, но сути дела это не меняет. Партизанская война в Чечне и других регионах юга России продолжается и вряд ли прекратится в обозримом будущем. Причиной этого являются не столько тяжелые социальные условия, нехватка рабочих мест и т.д., но, в первую очередь, незаконные действия представителей различных силовых ведомств, сотрудники которых в целях повышения отчетности нередко задерживают и истязают ни в чем неповинных молодых людей. Это, в свою очередь, ведет к росту протестных настроений среди молодежи в Чечне, Ингушетии, Дагестане и так далее», - добавил собеседник «Кавказского узла».
Напомним, что о ликвидации чеченских боевиков российские военные и руководство республики заявляли неоднократно. Еще в конце февраля 2000-го командовавший тогда Объединенной группировкой российских войск на Скверном Кавказе генерал Геннадий Трошев (погибший в октябре нынешнего года в результате авиакатастрофы), заявил после захвата войсками районного центра Шатой на юге республики: «Со взятием Шатоя контртеррористическая операция в Чечне завершена. Еще две-три недели будет проводиться операция по уничтожению мелких групп боевиков», - утверждал тогда генерал.
После этого слухи о предстоящей окончательной победе над вооруженным подпольем в Чечне поступали регулярно. В марте 2002-го года тогдашний замначальника Генштаба России генерал Юрий Балуевский оценил силы чеченских сепаратистов в полторы тысячи «штыков». В мае того же года руководивший службой безопасности своего отца, главы Чечни Ахмата Кадырова, Рамзан Кадыров привел цифры в десять раз меньшие, чем у российского Генштаба. Как утверждал тогда нынешний чеченский президент, в подчинении Масхадова осталось «примерно 20-25 боевиков, у Басаева – до 100».
Через два года после этого оптимистического заявления Рамзана Кадырова, летом 2004-го года министр МВД Чечни Али Алханов заявил, что боевиков в Чечне «может быть несколько сотен». Затем, в период с 2005-го по конец 2006-го года, количество боевиков в Чечне, по заверениям официальных чиновников, сохранялось в промежутке между полуторами тысяч и 150-250 (последние цифры приводил Рамзан Кадыров).
В августе 2006-го года тогда еще вице-премьер правительства Чечни Адам Делимханов (теперь депутат Госдумы России) уменьшил цифру участников вооруженных формирований до 90 человек: «В горах осталось около 60 боевиков и 20-30 иностранных наемников», – заявил он
В 2007-ом году боевиков в Чечне снова «окончательно добивали». «Система управления бандгруппами (у боевиков) разрушена. Есть мелкие группы, которые пытаются доказать, что они что-то могут. Ничего они не могут. «Бригадных генералов» в республике больше нет - все «бригады» разогнали или уничтожили», - утверждал министр МВД Чечни Руслан Алханов в интервью российским информагентствам.
Президент Чечни Рамзан Кадыров в начале 2007-го также заявлял, что сепаратисты в Чечне потерпели полное поражение и что к концу года на территории республики «не останется ни одного боевика». Во время своей недавней поездки в Саудовскую Аравию Кадыров вновь заговорил о нескольких десятках «бандитов, бегающих по горам».