Как я уже говорил, Серж Саргсян решил все-таки продлить собственную власть и использовать для этого новую систему. Он станет премьер-министром в парламентской республике. Это не то же самое, что президентом в полупрезидентской системе, которая действовала в Армении до того, но главное, что Серж Саргсян будет напрямую принимать все решения.
Естественно, это не может устраивать всех. Более того, это не устраивает большинство. В Армении традиционно сильные оппозиционные настроения, но система препятствует их трансформации в управленческие решения. Поэтому во власти остается политическая группа, представленная Республиканской партией.
Согласно последнему опросу, среди членов РПА, 27.3% видели премьером Армении Карена Карапетяна, 24.8% Сержа Саргсяна и 8.6% - Вигена Саргсяна. А среди оппозиции такими считали – 26.5% - Гагика Царукяна, 15.3% Никола Пашиняна, а 5.6% - Жирайра Сефиляна. Жирайр Сефилян представляет собой радикальное крыло политического спектра, которое проявило насилие в июле 2016 года, к чему я лично отношусь негативно, хотя в обществе у них довольно много сторонников. Никол Пашинян представляет собой парламентскую оппозицию, ту ее часть, которая готова выступать на улице и выступать довольно жестко. Гагика Царукяна оппозицией считать после февраля 2015 года невозможно, он просто «забивает» оппозиционную квоту и сам себя оппозицией не считает.
Никол Пашинян представляет партию «Гражданский договор», входящую в блок «Выход» (ЕЛК). В блоке – раскол. Часть блока предпочитает отделаться устными заявлениями. Но у Пашиняна история его деятельности совершенно не исключает уличных акций – он сильный оратор, хотя многие его считают провокатором за его выступления в 2008 году. После этого он был в заключении, как многие считают, по политическим причинам. В последние годы ведет активную политическую деятельность, но не прибегает к радикальным и насильственным методам, хотя не исключает уличных акций. То есть, нашел некую «золотую середину».
После двухнедельного подготовительного периода, в ходе которого Пашинян совершал пеший поход в сторону Еревана, он прибыл в город и сейчас проводит массовую акцию протеста.
Кадр с прямой трансляции «Радио Свобода», сделанный 20 минут назад.
Скажу сразу, число участников меня несколько удивило. Судя по кадрам, на акции до 10 тысяч участников. Зная в целом пассивные настроения последнего времени, а также отсутствие доверия как к власти, так и к оппозиции, сложно было ожидать, что придет много людей. И тем не менее, площадь Свободы заполнена полностью. Территория, которая занята людьми составляет примерно 5000 кв. м., то есть можно ожидать, что примерно 10 тыс. чел. в данный момент присутствует на акции протеста. В то же время, надо отметить, что эта цифра не сравнима с теми цифрами, которые циркулируют о прошлых акциях протеста, поскольку там обычно люди оценивали на глазок, и эти оценки выходили в разы больше, чем людей было в реальности.
Теперь о лозунгах. Пашинян говорил о том, что его задача не помешать продлению власти Сержа Саргсяна, а помешать его водворению во власть, поскольку 9 апреля тот ушел с позиции президента, а на позицию премьера еще не перешел. Он много говорил о злоупотреблениях властью, монополиях, которые существуют в стране, отмечая, что афилированные с властью бизнесы благодаря этому получают огромные средства, а потом на них покупают голоса избирателей. Пашинян попросил прощения у избирателей за то, что не защитил их право выбора. Он не удержался от пошлых сравнений с нацистами, сказав, что выбора у народа было столько же, сколько у заключенных нацистских концлагерей. Это просто некрасиво, хотя и не ново для армянских митингов. В то же время, мы знаем, что на выборах существовало административное принуждение и часть избирателей действительно голосовала в несвободных условиях. Кроме того, он сказал, что цель свергнуть всю систему. Здесь он взял слишком высокую планку, что стандартная ошибка армянских ораторов. Пашинян знает, что не сможет свергнуть власть, но говорит о том, что это его цель. Таким образом, когда власть не будет свергнута, он окажется «неудачником». Он также указал на Азербайджан и сказал, что Серж Саргсян считает, что Армения – это Западный Азербайджан, а Саргсян завидует Ильхаму Алиеву и хочет быть султаном Армении.
Также Пашинян говорил о необходимости демократии, бедности в Армении. В особенности он отметил то, что банки и микрокредитные организации закредитовали большую часть сельского населения, которое теперь находится в должниках и по мнению Пашиняна лишено таким образом свободы из-за своей финансовой неграмотности. Кроме того, стандартные лозунги о коррумпированных гаишниках и счетчиках скорости. Пашинян сказал, что инвестиций нет потому, что власть связана с бизнесом, напомнил о событиях с "Электрик Ереваном", а также высказал свое мнение относительно того, почему не развивается военно-промышленный комплекс - по его мнению, власть наживается на поставках оружия.
Никол Пашинян призвал всю оппозицию объединиться, даже тех, кого он ругал, призывает прийти на митинг. Исключил любые насильственные действия, все действия по его словам должны быть мирными и даже в ответ не надо сопротивляться по его словам. Призвал всех остаться на ночь и не расходиться, чтобы полиция не разгоняла демонстрантов, поскольку по его словам это единственный способ не допустить разгона.
В целом лозунги идут на ура, но экспрессии, сравнимой с событиями 2008 года нет и близко. С другой стороны, за последние 5 лет это, пожалуй, самые массовые акции протеста, что стоит отметить в большой плюс Николу Пашиняну, он теперь оказался готов идти в самостоятельное плавание и показывать довольно серьезный результат.
По поводу Никола - он тот еще "поп Гапон". Опять повел своих поклонников "на штыки". Захват радио это уже преступление.
При этом раскладе не может ли начаться обострение в Карабахе для отвлечения народа и сохранения Саргсяном своего положения?