Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что в Ингушетии власти терроризируют население подобием сталинских репрессий 37-го года. Об этом она заявила на пресс-конференции по итогам своей поездки в эту северокавказскую республику.
Напомним, что известная правозащитница Людмила Алексеева прибыла в Ингушетию 16 сентября. Свой двухдневный визит в Ингушетию Людмила Алексеева рассматривала как возможность на месте ознакомится с ситуацией в сфере соблюдения прав человека в республике.
В пресс-конференции, состоявшейся 22 сентября в Независимом пресс-центре в Москве, помимо Людмилы Алексеевой, принимали участие член МХГ Валерий Борщев, руководитель Ингушского народного правозащитного движения Магомед Хазбиев, Евлоев Яхья - отец убитого владельца сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева. Также присутствовали представители органов государственной власти Ингушетии, уполномоченный по правам человека Республики Ингушетия Кокурхаев К-С.А-К, министр по межнациональным отношениям и связям с общественностью Ингушетии М.Мархиев и первый заместитель руководителя постпредства Ингушетии в Москве У. Сапралиев, сообщает сайт "Ингушетия.Ru".
За время посещения Ингушетии, правозащитники успели встретиться и поговорить не только с президентом Муратом Зязиковым, представителями общественных организаций, но и с простыми жителями республики и даже присутствовать при спецоперации по задержанию подозреваемого в терроризме.
"Ситуация в Ингушетии сегодня сложилась катастрофическая, - говорит Людмила Алексеева. - Людей похищают, пытают, убивают. Все это происходит под предлогом борьбы с терроризмом".
"Я спрашивала у официальных лиц и властей, кто обстреливает чиновников и милиционеров? Кто похищает людей? Официальные лица объясняют, что в республике есть террористическое подполье, которое действует таким образом", - цитирует слова Алексеевой телеканал "Россия".
Людмила Алексеева рассказала, что Зязиков считает, будто оппозиция, которая существует в республике, связана с террористическим подпольем, однако сама Алексеева уверена, что это не так. Власти своими руками толкают ингушей в оппозицию и даже в подполье, считает Алексеева. "Молодые люди считают, что лучше уйти в лес, чем сидеть и ждать, пока за тобой придут", - сказала она.
В разговоре с президентом Ингушетии правозащитница коснулась недавнего убийства владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.Ru" Магомеда Евлоева, подчеркнув, что "не видела ни одного человека, который бы верил, что это убийство было случайностью".
Эта тема, по ее словам, также обсуждалась и с прокурором республики. Прокурор проинформировал, что по этому делу ведется следствие, что они знают всех, кто был в машине (в которой Евлоев 31 августа получил смертельное ранение). Следствие также ведется по двум другим направлениям: политическое и заказное убийство, сообщила Людмила Алексеева.
Присутствовавший на пресс-конференции адвокат Муса Плиев, который представляет интересы отца Евлоева, признанного потерпевшим по уголовному делу по факту гибели сына, сообщил, что расследование дела может быть закончено к концу сентября.
"Нам не сообщают о подозреваемых, они засекречены. Отец Магомеда Евлоева как потерпевший не имеет доступа к информации о них. Но когда дело будет передано в суд, нам дадут его для ознакомления, и там будет указаны все имена", - отметил защитник.
Правозащитники во время своего визита стали непосредственными свидетелями "зачистки". Это случилось вечером 17 сентября. Им позвонили и сообщили адрес дома, в который пришли люди в масках. Правозащитники отправились туда и не только застали их, но и смогли поговорить. Людмила Алексеева уверена, что это были русские люди, и, судя по произношению, среди них были москвичи. Их руководитель представился полковником Виталием Ивашовым.
В дом правозащитников не пустили, но никого из его жителей не арестовали. Местные люди сказали, что это уже четвёртый визит в эту семью. При первом визите дом был ограблен: люди в погонах унесли из него все ценные вещи и деньги, сообщает издание "Избранное".
Людмила Алексеева передала слова президента Зязикова, что ингушские власти непричастны к исчезновениям мирных жителей. Арестованных людей, по его словам, увозят во Владикавказ, где их след теряется.
По данным сайта "Ингушетия.Ru", только за 2008 год во Владикавказ были вывезены 186 человек, при этом подозревались в терроризме из них 21 человек. Многие из задержанных вернулись калеками, по их словам, подвергались пыткам. Как сообщают представители оппозиции, каждый месяц в республике похищаются десятки людей. Многие из них в результате оказываются убитыми. Приводился пример местного сотрудника правозащитной организации, который пробыл в руках похитителей всего лишь около 4 часов, после чего у него были зафиксированы переломы руки и ноги, тяжелое сотрясение мозга, отбитые почки, многочисленные гематомы.
На вопрос, зачем федеральной власти этот террор, у правозащитников два ответа. Утилитарная цель - создав с помощью террора атмосферу всеобщего страха, обеспечить стабильность политического режима в этой кавказской республике.
Вторая, не афишируемая, цель - отработать на Ингушетии, также как раньше на Чечне механизмы силового подавления всякого гражданского протеста, попросту, технологии практического установления диктатуры, которые при случае можно будет распространить на всю Россию. Из этого и родилась аналогия с 1937 годом - всеобщий страх и уничтожение всех реальных и потенциальных оппозиционеров, под прикрытием разговоров о вооруженном подполье и террористической угрозе, поясняют правозащитники.
Как передает Радио "Свобода", правозащитники, побывавшие в Ингушетии, говорят, что если сейчас не вмешаться в сложившуюся ситуацию, конфликт, возникший в Ингушетии, перетечет в гражданскую войну. Они сами готовы содействовать его разрешению и в ближайшем будущем собираются создать специальный институт переговорщиков.
Кроме того, чтобы выяснить, что же происходит с пропавшими во Владикавказе жителями Ингушетии, правозащитники намерены обратиться к Владимиру Устинову, представителю президента в Южном федеральном округе, сообщила в интервью "Избранному" Людмила Алексеева. Она уверена, что для прекращения насилия в Ингушетии необходима политическая воля президента Медведева.
Также Людмила Алексеева намерена в ближайшее время обсудить увиденное в Ингушетии с уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным.
По мнению члена МХГ Валерия Борщева, в настоящее время в Ингушетии есть достаточно серьезная здоровая часть общества, с которой местным властям нужно вступать в диалог. Правозащитник пояснил, что имеет в виду неправительственные и правозащитные организации, представителей протестного движения. "У них есть возможность снизить потенциальное напряжение", - сказал Борщев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", за время нахождения Алексеевой в Ингушетии там произошло несколько серьезных происшествий. Так, 19 сентября, в районе Экажевского круга взорвался Mercedes-Brabus, в котором ехал 37-летний Туган Зязиков, дальний родственник президента Ингушетии. Два человека ранены.
Днем 17 сентября в Сунженском районе республики произошло нападение на военнослужащих федеральных войск, в результате которого погибли четверо сотрудников МВД РФ.
15 сентября "Кавказский узел" сообщал, что в ходе спецоперации в селении Верхние Ачалуки Малгобекского района в Ингушетии погиб первый заместитель начальника УФСБ республики полковник Александр Наговицын. Всего в ходе спецоперации погибли четверо сотрудников правоохранительных органов и двое боевиков. Восемь силовиков получили ранения.
9 сентября в Назрани неизвестные из пистолета расстреляли у ворот собственного дома начальника отделения Пенсионного фонда РФ по Ингушетии Муссу Балкоева, который с тяжелыми ранениями доставлен в больницу.
Напомним, что во время спецоперации 7 сентября в муниципальном округе Плиевский города Назрань были убиты шесть боевиков. На месте обнаружено большое количество оружия и боеприпасов.
В ночь на 7 сентября в Назрани подвергся обстрелу дом Тамары Хаутиевой, заместителя председателя Народного собрания Ингушетии. Жертв и пострадавших нет.
Отметим, что президент республики Мурат Зязиков опровергает сообщения СМИ о возросшей напряженности в республике.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику происходящих там событий.