Ситуация в Чечне, где сегодня был отменен режим контртеррористической операции, является не менее напряженной, чем положение в соседних северокавказских регионах. В Ингушетии и Дагестане за первых три месяца 2009 года было совершено большее число убийств и диверсий, чем в Чеченской Республике. При этом обстановка на Северном Кавказе не претерпела существенных изменений по сравнению с 2008 годом. Об этом свидетельствует статистика «Кавказского узла», сформированная на основании подсчета отдельных случаев терактов, перестрелок и нападений.
В Чечне с января по март 2009 года прошло как минимум 88 спецмероприятий, спецопераций и перестрелок, были совершены 3 теракта. В результате погибли, по меньшей мере, четыре представителя правоохранительных органов и 12 ранены, убиты минимум семь предполагаемых боевиков. За это же время были убиты пять и ранены три мирных жителя.
В январе-марте заявлялось о 24 случаях похищений, кроме того пять похищенных мирных жителей были похищены и найдены мертвыми.
За три месяца 2009 года было также задержано не менее 66 предполагаемых боевиков и их пособников, обнаружено минимум 37 схронов и 17 баз боевиков. По данным силовиков, обезврежено не менее 1060 взрывоопасных предмета.
За тот же период времени в Ингушетии в результате 38 вооруженных нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов 12 человек убиты, 32 ранены. По различным (в большинстве случаев - неустановленным) мотивам совершено не менее 17 убийств мирных жителей. Были похищены три человека, из них два найдены мертвыми.
Силовиками было проведено не менее 10 спецмероприятий по выявлению и ликвидации участников НВФ, из которых два - в лесном массиве, остальные – на территории жилых кварталов. В результате боестолкновений и спецопераций убито 16 лиц, объявленных боевиками. Среди силовиков, участвовавших в проведении этих мероприятий, по меньшей мере, 6 были убиты и 28 ранены.
В результате 19 взрывов погибли девять человек и столько же получили ранения различной степени тяжести. Обезврежено 15 взрывных устройств. Кроме того, зафиксировано не менее 10 случаев обстрелов зданий силовых ведомств.
Обстрелам, заминированию и поджогам подверглись шесть торговых точек – пять продуктовых магазинов и один киоск, зафиксировано три случая обстрелов ресторанов и кафе, по одному разу обстрелам также подвергались сауна и боулинг-клуб.
Трижды сообщалось о введении режима КТО на территории разных населенных пунктов. Стало также известно о двух случаях обнаружения баз и схронов боевиков со взрывчаткой и оружием.
Подобная же статистика наблюдается в Дагестане, где за три первых месяца 2009 года погибло не менее 10 и пострадало (ранены или контужены) не менее 20 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, ранено шесть мирных жителей, один погиб. Не менее восьми раз в республике совершались нападения, обстрелы и устраивались взрывы с целью покушения на жизнь сотрудников милиции и других силовых ведомств.
В ходе не менее чем пяти КТО, четырех перестрелок и боестолкновений за три месяца убито не менее 36 лиц, объявленных участниками незаконных вооруженных формирований. Количество задержанных и раненых при этом значительно меньше: известно о пяти таких случаях в отношении пособников и об 11 в отношении участников вооруженного подполья.
Количество взрывов самодельных взрывных устройств, которые произошли в январе-марте в Дагестане, составляет не менее 11. Не менее 10 самодельных бомб было обнаружено и обезврежено. Неоднократно обнаруживались схроны с боеприпасами, блиндажи и базы боевиков.
Несколько менее напряженная обстановка сложилась в Кабардино-Балкарии. Согласно данным, сформированным на основе подсчета отдельных случаев нападений на сотрудников правоохранительных органов, взрывов, перестрелок и спецопераций, о которых стало известно "Кавказскому узлу", в республике за три первых месяца 2009 года погибло не менее четырех и пострадал как минимум один сотрудник правоохранительных органов, ранено двое мирных жителей, один погиб.
В ходе не менее чем трех перестрелок и боестолкновений, за три месяца убито не меньше девяти лиц, объявленных участниками незаконных вооруженных формирований.
За первый квартал 2009 года в республике произошло два взрыва - самодельного взрывного устройства и гранаты, еще одна бомба была обнаружена и обезврежена. Трижды обнаруживались крупные базы боевиков.
В Северной Осетии за это же время произошел один взрыв гранаты, погиб один местный житель. Также в результате перестрелки во Владикавказе погиб еще один местный житель.
Таким образом, в целом на Северном Кавказе были убиты не менее 68 предполагаемых боевиков, 30 силовиков, 26 мирных жителей.
Отметим, что, по данным ФСБ России, за три первых месяца 2009 года на Северном Кавказе убиты 67 боевиков и предотвращено 35 терактов. По обвинению в причастности к незаконным вооруженным формированиям задержано 233 человека, заявил директор ФСБ А. Бортников. Это информация была обнародована 31 марта на заседании Национального антитеррористического комитета. При этом данных о количестве совершенных терактов и диверсиях, а также о потерях силовых органов опубликовано не было.
Эта статистика мало чем отличается от данных за 2008 год, которые стали известны "Кавказскому узлу". Тогда в результате нападений боевиков, перестрелок и взрывов в минувшем году на Северном Кавказе погибло не менее 226 сотрудников правоохранительных органов, не менее 420 получили ранения. В регионе за год произошло как минимум 129 терактов, еще более 64 взрывных устройств были обнаружены и обезврежены.
В результате подрывов фугасов, гранат и неустановленных взрывных устройств, при поведении спецопераций и нападениях неизвестных потеряли жизни более 65 мирных жителей Северного Кавказа, а не менее 139 были ранены. Известно также о 73 боестолкновениях и нападениях неизвестных, в которых обошлось без жертв.
За год на Северном Кавказе, как явствует из сообщений правоохранительных органов, были задержаны не менее 315 боевиков и подозреваемых в причастности к НВФ (незаконные вооруженные формирования), а 231 человек, отнесенный сотрудниками силовых структур к числу членов НВФ был убит.
По данным "Кавказского узла", по числу терактов в 2008 году лидировала Ингушетия, за ней следовали Чечня и Дагестан.
Отметим, что по мнению правозащитников, контртеррористическая операция в Чечне завершена, не потому, что терроризм побежден, а из-за распространения насилия на соседние регионы.
"При уменьшении уровня вооруженного противостояния в Чеченской Республике это насилие расползлось на близлежащие регионы. Неосмысленно проводить контртеррористическую операцию именно на территории Чеченской республики. Ее отмена была бы вполне оправданна", - сказал глава Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
Ранее член правления "Мемориала" Александр Черкасов сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что с самого начала этот режим представлял собой некоторую загадку. "Но отгадывалась она просто. Если обратиться к Закону о борьбе с терроризмом от 1998 года, то увидим, что КТО - это нечто кратковременное и локальное. Что есть место проведения КТО? Здание, сооружения, акватория, судно. И понятно, почему этот закон был тогда принят", - поясняет правозащитник.
По словам Черкасова, путем введения КТО была искусственно создана зона правового вакуума, где усилиями отечественных "эскадронов смерти", исчезли тысячи человек - от 3 до 5 тысяч пропавших, по данным "Мемориала".
Как уже сообщал "Кавказский узел", вопрос отмены режима контртеррористической операции в Чечне активно обсуждался на федеральном уровне. Предполагалось, что, в случае положительного решения, из республики будут выведены практически все подразделения внутренних войск, дислоцированные там на временной основе, а это около 20 тысяч военнослужащих.
По утверждению представителей чеченского МВД, правоохранительные органы Чечни способны контролировать ситуацию в республике, в случае отмены режима контртеррористической операции. Однако по словам президента России Дмитрия Медведева, в Чечне останутся отдельные элементы режима КТО.