ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Количество преступлений террористической направленности на юге России в 2009 году выросло почти на треть по сравнению с 2008 годом, за 11 месяцев этого года их совершено 786, сообщил 22 декабря полпред президента России в ЮФО Владимир Устинов.
Напомним, что 8 декабря глава ФСБ Александр Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) заявил, что на Северном Кавказе в 2009 году задержаны почти 800 боевиков и их пособников, но угроза терактов в РФ сохраняется.
По словам Устинова, нельзя обвинять спецслужбы и правоохранительные органы в недостаточной активности - общая ситуация на Кавказе в корне отличается от той, что была еще 10-12 лет назад, когда боевики вырезали целые семьи и взрывали военные колонны. В этом году удалось предотвратить сотни терактов, заметил Устинов. При этом он не стал отрицать, что на Кавказе действуют геополитические противники России, которые для обострения обстановки провоцируют межэтническую напряженность.
По данным полпреда, за одиннадцать месяцев 2009 года было совершено 786 нападений боевиков. Количество погибших и раненых военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также гражданских лиц, составило 1263 человека против 914 в 2008 году. Наиболее высокий уровень активности боевиков наблюдается в Ингушетии, Дагестане и Чеченской Республике.
В прошлом году в Южном федеральном округе было совершено 576 терактов, сообщает агентство "Газета.Ru".
По словам Устинова, в борьбе против боевиков уже недостаточно одних силовых методов. Те, кто развязал террористическую войну против России, основную ставку делают как раз на молодое поколение - в результате в северокавказских республиках сформировался целый слой молодых людей, настроенных враждебно даже к вековым традициям своих народов.
Кроме того, масла в огонь, по утверждению Устинова, подливают различные рода "национальные" деятели, которые требуют создать новый субъект Федерации, объединяющий адыгейцев, черкесов, кабардинцев, абазин и шапсугов.
Одним из факторов сохранения благоприятных условий для существования преступного подполья на Северном Кавказе Устинов назвал один из самых низких в стране уровней дохода и большое количество безработных. Так из почти 600 тысяч безработных по всему Южному федеральному округу, более половины приходится на Чечню.
Чтобы решить эти проблемы, власти северокавказских республик должны стремиться к большей открытости и диалогу с институтами гражданского общества, включая и оппозицию, считает полпред Устинов. Как пример он привел Ингушетию, где уровень недовольства властью был долгое время одним из самых высоких в регионе, пока новый руководитель республики не начал активно работать с населением, вступив в диалог с оппозицией, ввел ее представителей в органы исполнительной власти. И сегодня, спустя больше года после вступления в должность Юнус-Бека Евкурова, его деятельность оценивают положительно 70 с лишним процентов опрошенных, передает слова Устинова "Российская газета".
Как ранее сообщалось, к диалогу власти и оппозиционных радикальных сил на Северном Кавказе, которые принципиально отрицают насилие в политике, призвали делегаты пятого отчетно-выборного съезда общественного движения "За права человека", проходившего в Москве с 10 по 12 декабря.
Ранее о том, что обстановка на Северном Кавказе остается напряженной, а экстремисты активизируют диверсионно-террористическую деятельность и одновременно пытаются вести кампанию по дискредитации органов власти северокавказских республик, говорил президент России Дмитрий Медведев.
Отметим, что в октябре о возросшей активности боевиков Северного Кавказа заявлял глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Согласно приведенным Бастрыкиным данным, по сравнению с прошлым годом число преступлений террористической направленности возросло на 57 процентов.
По словам Александра Бортникова, боевики вновь стали применять тактику использования террористов-смертников, увеличилось количество вооруженных нападений на милиционеров и чиновников.
В свою очередь правозащитники уверены, что причины осложнений на Северном Кавказе стоит искать, прежде всего, в пытках, бессудных казнях и профилактическом насилии со стороны силовиков, действия которых все больше становятся похожи на деятельность "эскадронов смерти".
Согласно подсчетам архивных данных "Кавказского узла" и открытых источников, за первые полгода в результате нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов в Ингушетии 37 человек убиты, 79 ранены. Совершено не менее 39 убийств мирных жителей. Были похищены 10 человека, из них 4 найдены мертвыми.
Как уже сообщал "Кавказский узел", 16 апреля в Чечне был отменен режим контртеррористической операции (КТО), однако с середины марта силовики Чечни и Ингушетии начали масштабные спецоперации против боевиков. Весной 2008 года правоохранительные органы заявляли, что на Северном Кавказе оставалось всего около полутысячи боевиков, а глава Чечни Рамзан Кадыров утверждал о том, что "всего в Чечне осталось около 50-60 боевиков".
Сроки, которые отводил Кадыров на уничтожение воруженного подполья на территории Чечни, постоянно продлеваются. В мае этого года им назывался срок в две недели, в июне - месяц, в сентябре глава Чечни заявил, что 2009 год - "последний год для бандитов".
По словам президента Дагестана Муху Алиева, с начала 2009 года в Дагестане убито 150 боевиков, в том числе 5 иностранных наемников. Задержано 108 членов вооруженного подполья и их пособников. В процессе КТО и розыскных поисковых мероприятий изъято большое количество оружия, ликвидировано 37 схронов и базовых лагерей.
Исполняющий обязанности министра внутренних дел Дагестана 10 декабря сообщил, что на территории республики действует шесть организованных диверсионно-террористических групп - махачкалинская, хасавюртовско-кизилюртовская, губденская, гимринская, балаханинская и южнодагестанская. Общая численность боевиков в них, по данным МВД, составляет до 150 человек - в каждой группе от 10 до 40 штыков.
Среди терактов на Северном Кавказе в этом году особо выделяются убийство главы МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, масштабный теракт у здания РОВД в Назрани, унесший жизни более 20 человек, покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, и серия терактов с участием смертников, произошедшая в Чечне. Кроме того, ответственность за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС в Сибири 17 августа взял на себя "Русский Джамаат "Муваххидун ар-Руси", подконтрольный Умарову, однако позднее версия теракта была полностью исключена следствием.
Отметим также, что, хотя силовики и утверждают об успехах борьбы с вооруженным подпольем на Кавказе, вместе с тем, как полагают местные наблюдатели, в частности в Чечне, в ряде случаев силовики выдавали за убитых в ходе спецоперации лиц, не имевших к боевикам никакого отношения, или же молодых людей, считавшихся пропавшими без вести.
"Кавказский узел" предлагает вниманию читателей хроники фиксируемых в Чечне, Ингушетии и Дагестане событий, отражающих тенденции развития конфликта силовых структур и отрядов боевиков.