ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В минувшем году Ингушетия, наряду с Дагестаном и Чечней, оставалась в числе самых "горячих" регионов Северного Кавказа. Об активности вооруженного подполья в республике говорит, среди прочего, тот факт, что 14 раз за 2009 год из Ингушетии поступали сообщения о локальном введении режима контртеррористической операции (КТО) в тех или иных районах.
В результате этих операций были убиты, по меньшей мере, 27 лиц, объявленных боевиками, и еще пятеро боевиков, по данным правоохранительных органов, были задержаны. Сообщалось также о гибели при проведении КТО пятерых сотрудников силовых ведомств. Среди пострадавших в результате КТО за 2009 год - как минимум двое военных и двое мирных жителей. Подсчеты основаны на анализе данных "Кавказского узла" и открытых источников.
Контртеррористическая операция по поиску боевиков проводилась 1 февраля в селении Кантышево Назрановского района. Она продлилась чуть более пяти часов, однако никаких результатов не дала. Спустя неделю, 8 февраля, в течение нескольких часов КТО проходила в муниципальном округе Насыр-Кортовский в Назрани, но предполагаемых участников незаконных вооруженных формирований, которых искали в ходе нее, также не нашли.
Затем режим контртеррористической операции был объявлен 30 марта в селах Сунженского района - Нестеровская, Чемульга, Даттых, Мужичи, Галашки и Алхасты. Поводом для введения этой КТО стало убийство местных охотников, тела которых были обнаружены 28 марта в лесном массиве близ селения Алкун. Завершилась операция вечером 1 апреля. Итогом ее проведения стало обнаружение у села Аршты трех баз членов незаконных вооруженных формирований, каждая из которых была рассчитана на пребывание до 20 человек. Самих боевиков, по данным правоохранительных органов, обнаружить не удалось.
20 апреля режим КТО был введен в селении Верхний Алкун Сунженского района и его окрестностях, сотрудники силовых структур проводили проверку информации о наличии в данном районе боевиков. 21 апреля операция была завершена. Боевиков найдено не было, но в лесу были обнаружены недостроенная база боевиков и место для содержания заложников.
В июне режим КТО вводился в Ингушетии трижды. Так, 3 июня в селах Алхасты, Аршты, Датых Сунженского района контртеррористическая операция была введена в связи с полученной оперативной информацией о том, что в окрестностях этих населенных пунктов скрывается группа боевиков. КТО завершилась через два дня, 5 июня. В результате спецмероприятий в рамках этой КТО юго-восточнее населенного пункта Мужичи была, по данным силовиков, обнаружена группа боевиков, оказавшая вооруженное сопротивление. В ходе ее преследования и последующего боестолкновения, по данным ФСБ, четверо участников НВФ получили ранения и скончались на месте. Согласно информации СКП по Ингушетии, в результате боестолкновения с группой боевиков также погиб сотрудник силовых структур. Кроме того, в районе проведения КТО была обнаружена база боевиков, из которой были изъяты 58 гранат ВОГ, одна граната РГД и патроны калибра 545.
Режим КТО действовал в тех же селах Сунженского района с 12 по 17 июня в связи с информацией о возможном наличии там группы боевиков. По данным ФСБ, в ходе операции погиб военнослужащий, был убит один боевик, еще пятеро боевиков задержаны. У задержанных было обнаружено огнестрельное оружие и боеприпасы.
Самый продолжительной за год на территории Ингушетии была контртеррористическая операция в Назрановском районе республики, введенная после покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова 22 июня. Этот режим КТО продлился два месяца и был отменен 24 августа. По информации УФСБ по Ингушетии, за этот период в рамках режима КТО правоохранительным органам удалось ликвидировать несколько лидеров боевиков и изъять оружие и боеприпасы. В частности, по словам представителя ФСБ, в ходе оперативных действий на территории района сотрудниками МВД и ФСБ были ликвидированы Папигов и Алиев, причастные к убийству заместителя председателя Верховного суда Ингушетии Азы Газгиреевой, а также были ликвидированы три участника бандгруппы, которая примкнула к расстрельным командам после ликвидации их руководителя - иностранного наемника из стран Средней Азии Хузейфа.
После этого режим КТО вводился 8 сентября в Назрани, где шел бой с участниками незаконных вооруженных формирований. В результате двое предполагаемых боевиков были убиты, двое мирных жителей - ранены.
Уже через 3 дня, утром 11 сентября режим контртеррористической операции был введен в селениях Экажево и Гази-Юрт: ФСБ располагало информацией о том, что в этой местности могут находиться члены незаконных вооруженных формирований. Режим КТО был отменен 13 сентября, результатов, по данным ФСБ, он не дал. Между тем, в дни проведения этой КТО в республике произошел целый ряд инцидентов с ранеными и погибшими. Утром 11 сентября неизвестные обстреляли частное домовладение милиционера в Назрани. В тот же день вечером, также в Назрани, на федеральной трассе "Кавказ" взорвалась машина "Лада-Приора". Террорист-смертник врезался в пост ДПС, привел в действие взрывное устройство и умер. Количество пострадавших в результате взрыва составило 8 человек. На следующий день, 12 сентября, в Назрани в районе "Центр-Камаз" неизвестные лица застрелили следователя следственного отдела МВД Ингушетии Азамата Берсанова.
Дважды режим КТО вводился на территории Ингушетии и в октябре 2009 года. 12 октября он был объявлен на территории Сунженского района в пяти населенных пунктах: Аршты, Алхасты, Мужичи, Нестеровское и Чемульга. Причиной такого решения стала информация о том, что тут могут находиться участники незаконных вооруженных формирований. Тогда в результате однодневной контртеррористической операции, по данным силовиков, были убиты семь предполагаемых боевиков, в том числе и арабский наемник. Потери силовых структур, согласно официальным данным, составили три человека.
Режим КТО в этом же районе вводился и 15 октября. Решение было принято в связи с имеющейся оперативной информацией о нахождении в данном районе группы боевиков, готовящейся совершить диверсионно-террористический акт. Отменен режим КТО на территории Сунженского района республики был 17 октября. За время этой КТО 16 октября в Сунженском районе, по данным правоохранительных органов, была уничтожена группа из пяти предполагаемых боевиков, один из которых находился в розыске.
В ноябре прошлого года режим КТО в республике также вводился дважды. Первый раз - 24 ноября в Сунженском районе на территории станицы Нестеровской, селений Чемульга, Аршты, Галашки, Алхасты. Режим КТО был объявлен в целях задержания членов вооруженного подполья и предотвращения готовящихся терактов, отмечали тогда в ФСБ. В тот же день на административной границе Чечни и Ингушетии были убиты три предполагаемых боевика. Как сообщили в МВД Чечни, в ходе боя пострадали двое военнослужащих.
Спустя неделю, 30 ноября, в селениях Нижние и Верхние Ачалуки Малгобекского района также был введен режим контртеррористической операции. Перед этим в селении Средние Ачалуки был ранен местный житель, угрожавший гранатой милиционерам. Зона проведения КТО была блокирована силами группировки внутренних войск МВД России в Ингушетии.
Последний раз режим КТО на территории Ингушетии в 2009 году вводился за два дня до нового года. 28 декабря зоной КТО были объявлены села Сагопши, Инарки и Пседа Малгобекского района, где силовики вели поиск боевиков, предположительно, скрывающихся на территории одного из населенных пунктов. В тот же день режим КТО был отменен. По словам представителя ФСБ, операция завершилась безрезультатно.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию в Ингушетии и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и похищений.