14:26 / 14.05.2010"Мадридские принципы" нацелены на возврат ситуации в Карабахе к 1991 году, считают участники дискуссии по карабахскому конфликту

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Степанакерте по инициативе Общественного совета Нагорного Карабаха по внешней политике и безопасности 12 мая состоялся круглый стол на тему "Карабахское урегулирование. Правовые и политические аспекты", приуроченный к 16-летию заключения перемирия в зоне карабахского конфликта при посредничестве РФ.

Председатель Общественного совета Масис Маилян отметил, что в последнее время члены совета часто поднимают тему "ответственности международного сообщества в контексте того, что в 1991 году на постсоветском пространстве были признаны лишь те 15 республик, которые имели статус союзных республик, и проигнорированы другие новообразованные государства".

Маилян подчеркнул, что признание со стороны международного сообщества только независимости Азербайджана усугубило ситуацию и привило к войне.

По словам председателя Общественного совета, со стороны международного сообщества не делаются никакие шаги в направлении "пересмотра ошибок, сделанных с 1991 года в отношении Нагорного Карабаха".

"Мадридские принципы" направлены не на исправление этих ошибок, а, наоборот, пытаются вернуть статус-кво того времени", - сказал председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян.

Старший эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян в своем докладе отметил, что за последние два года международный интерес к проблеме Нагорного Карабаха повысился.

"Потому возникает необходимость поиска ключевых изменений в международных отношениях. В этом смысле можно с большой уверенностью сказать, что новая волна активизации заинтересованных стран связана с началом значительных изменений в самом отношении международного сообщества к непризнанным образованиям", - сказал Манвел Саркисян.

Эксперт отметил, что конфликтная ситуация, кроме региональных, обрела международные параметры.

"В регионе установилась обоюдопризнанная линия соприкосновения войск. Нагорный Карабах установил границы с Арменией и Ираном. Международные параметры замкнулись на противостоянии интересов Турции, члена НАТО, и Армении, имеющей союзнические отношения с Россией. Дальнейшее расширение конфликта стало невозможным", - сказал Саркисян.

По его мнению, "единственным питающим конфликт фактором был и остается характер отношения международного сообщества к реалиям конфликтной зоны".

"Когда на повестке дня встал вопрос нормализации армяно-турецких отношений и разблокирования границы между Арменией и Турцией, то возникла ситуация, что указанный процесс нормализации выглядит как "посягательство" на изменение одного из главных международных параметров статуса-кво вокруг Нагорного Карабаха. Понятно, что в случае успеха этого начинания, статус-кво в конфликтной зоне надо признать изменившимся. К каким политическим последствиям может привести такое радикальное изменение, прогнозировать нетрудно: Азербайджан теряет один из важнейших факторов обеспечения своих претензий на Нагорный Карабах", - отметил Манвел Саркисян.

Правовед Андриас Гукасян заметил, что "единственный правильный путь - это добиваться признания со стороны международного сообщества".

"Существуют два пути признания независимости Нагорного Карабаха: либо со стороны властей Азербайджана, либо со стороны международного сообщества. Карабахский конфликт сам по себе является очень важным прецедентом в контексте международного права", - сказал правовед и добавил, что "спор по поводу правового статуса Нагорного Карабаха и его границ - это юридический, а не политический вопрос".

"Его справедливое решение зависит от правильного применения норм международного права, а не от политического решения Совета ОБСЕ в 1992 году и решения, основанного на согласии сторон конфликта. Сторонами этого юридического спора являются Нагорно-Карбахская Республика и ОБСЕ как международная организация, которая одобрила присоединение Азербайджана к хельсинкскому Заключительному Акту и тем самым нарушила законные права НКР как правопреемника СССР. Поэтому следующим этапом в урегулировании конфликта должно быть международное судебное разбирательство по вопросам реституции международно признанных прав граждан СССР или их компенсации для исправления действующих до сих пор нарушений международного права, совершенных во время свержения государственного строя в СССР и его распада", - сказал Андриас Гукасян.

По его словам, "переговоры служат тому, чтобы военные действия не возобновились". Правовед считает, что о компромиссе нельзя говорить, "если для независимости одного государства нужно разрешение властей другого, а для обратного решения нужно согласие народа первого".

Президент Степанакертского пресс-клуба, депутат Национального собрания Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян отметил, что видит несерьезный подход в переговорах, так как карабахская сторона в них не участвует.

"Нагорный Карабах является одной из основных сторон, которая должна осуществить любые договоренности. Но если мы не участвуем в переговорах, то нет надежды на осуществление этих договоренностей", - отметил руководитель Степанакертского пресс-клуба.

Багдасарян сказал, что, давая оценку переговорному процессу по урегулирования карабахской проблемы, он всегда отмечает два важных фактора: первый - участие карабахской стороны, второй - прекращение информационной войны.

Напомним, что 10 мая Гегам Багдасарян выступил с обращением к   руководителям СМИ и журналистских организаций Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха прекратить в день заключения перемирия между Нагорным Карабахом и Азербайджаном враждебные действия на информационном поле с 00 часов 01 минуты 12 мая 2010 года.

По мнению редактора, "информационная война волей-неволей играет роль своего рода артиллерийской подготовки, способствуя неминуемой силовой развязке с катастрофическими последствиями для всего южнокавказского региона", и потому такого рода публикации "оскорбляют честь и достоинство целого народа и отдельных его представителей, разжигают межнациональную рознь пропагандирующих войну". 

Отвечая на вопрос корреспондента "Кавказского узла", что его сподвигло выступить с таким обращением, Гегам Багдасарян отметил, что он не столь наивен, "чтобы полагать, что одним таким заявлением можно положить конец информационной войне". "Просто это повод, пища для размышлений. Выступая с такой инициативой, я просто хотел, чтобы мы с коллегами призадумались над этим, чтобы на секунду мы остановились и подумали о мире", - сказал Багдасарян.

Тем не менее, представители медиа Азербайджана скептически оценили идею «прекращения враждебных действий на информационном поле» между азербайджанскими и армянскими СМИ, предложенную президентом Степанакертского пресс-клуба.

Как сообщал "Кавказский узел", в настоящее время переговоры по карабахскому урегулированию ведутся на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в ноябре 2007 г. в Мадриде и обновленных в декабре в 2009 г. в Афинах.

Мадридские принципы активно критиковались всеми участниками конфликта: Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. А о необходимости урегулирования карабахского конфликта в этом году заявил ранее спецпредставитель председателя ПА ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер, подчеркнув, что решение должно носить исключительно мирный характер. По его словам, это вполне возможно.

Армянский политолог Самвел Мартиросян ранее отметил, что Азербайджан принимает "Мадридские принципы", детали которых раскрыл 15 марта глава МИД Азербайджана Мамедъяров, с одной очень важной оговоркой - Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. В то же время, говорит политолог, на самом деле Армения также признает основные "Мадридские принципы", однако со своим основным предусловием - Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана, о чем заявляется постоянно.

Тем временем Азербайджан вновь заявил о возможности военного пути решения проблемы Нагорного Карабаха в случае, если дипломатические средства разрешения проблемы будут исчерпаны.

Переговоры продолжаются, и в текущем месяце посредники по карабахскому урегулированию пообещали проинформировать участников МГ ОБСЕ о ходе этих переговоров.

Автор:Алвард Григорян