05:47 / 15.10.2010Защита Орлова: в суд по делу о клевете на Кадырова приглашены не имеющие отношения к делу свидетели

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Такие правозащитники, как Наталья Эстемирова, являются гордостью России, считает президент всероссийского фонда образования Сергей Комков, которого 14 октября допросил суд по уголовному делу в отношении руководителя Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова в связи с его высказываниями об ответственности президента Чечни Рамзана Кадырова за убийство Натальи Эстемировой. Другой свидетель обвинения, Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев сказал, что роль Эстемировой в защите прав человека была сильно преувеличена. 

"Кавказский узел" представляет фоторепортаж из зала суда.

Напомним, обвинения в клевете в адрес Кадырова были предъявлены Орлову 6 июля 2010 года в связи с тем, что он возложил на президента Чечни ответственность за гибель сотрудницы ПЦ "Мемориал" в Чечне Натальи Эстемировой. Рамзан Кадыров требует, чтобы ПЦ "Мемориал" опроверг прозвучавшие обвинения на своем сайте и возместил ему моральный ущерб. По словам же Орлова, он говорил о "социально-политической", а не уголовной ответственности главы Чечни за убийство Натальи Эстемировой.

Комков: "Орлов, видимо, погорячился"

Сергей Комков, являющийся также членом экспертного совета двух комитетов Госдумы России, заявил, что познакомился с ситуацией через СМИ сразу после убийства Натальи Эстемировой, по его мнению, это "страшное преступление". В тот же день он познакомился с материалами "Мемориала". Комков добавил, что если есть доказательства причастности кого-нибудь к убийству, они должны быть представлены следствию. 

Адвокат процитировал слова Орлова, которые стали предметом судебного иска. Комков посчитал, что "Орлов, видимо, погорячился, говоря эти слова". По словам свидетеля, он часто бывает в Чечне и может сказать, что республика ничем не отличается от любого другого российского региона.

Комков отметил, что такие правозащитники как Эстемирова - это гордость России. Он выразил сожаление, что не был знаком с ней лично.

Красненков задавал свидетелю вопросы о том, могли ли быть обвинения Орлова к Кадырову истолкованы не в прямом, а в социально-политическом плане (политическая ответственность). Комков ответил, что слова Орлова больше похожи на оговор. Кроме того, продолжил он, исходя из личного опыта общения с Кадыровым, он может судить, что "глава Чечни не создает впечатления преступника".

Комков также рассказал, что в прошлом году в Госдуме широко обсуждалось дело Орлова, и депутаты выражали готовность подключиться к расследованию убийства Эстемировой. "В Госдуме, - говорит Комков,  - меня спрашивали: "Если Кадыров виновен или причастен к убийству, то почему он все еще глава Чечни?" Свидетель упомянул о версии убийства Эстемировой с целью провокации негативного отношения к Кадырову.

Адвокат Орлова Генри Резник в свою очередь выразил удивление тем, что в суд приглашен человек, не имеющий прямого отношения к обстоятельствам дела.

Нухажиев: никто не заботится о правах людей в Чечне так, как Кадыров

После Комкова на допрос вызвали Уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева. Отметим, что Нухажиев не сразу явился в зал судебного заседания по вызову, пристав ходил за ним дважды. Когда судья спросила Нухажиева, каково его отношение к Орлову, тот ответил, что "нормальное". Однако Орлов возразил, отметив, что располагает фактами враждебности по отношению к нему со стороны Нухажиева.

Уполномоченный по правам человека в Чечне сказал, что с Натальей Эстемировой у него были рабочие и доверительные отношения. Согласно его показаниям, Эстемировой в работе мешало то, что Орлов выстроил в "Мемориале" некую иерархию и, чтобы поддержать любые заявления правозащитников, ей приходилось звонить в Москву и советоваться. Нухажиев заверил, что был знаком с Натальей давно и много раз по ее желанию организовывал ей выезды в любые районы и разные встречи, в том числе с президентом.

Свидетель также подчеркнул, что знаком с семьей Кадыровых с 1996 года и точно знает, что глава Чечни не мог угрожать женщине. Нухажиев уверен, что, если бы ей были какие-то угрозы, она бы с ним поделилась.

Кроме того, как утверждает Нухажиев, на встрече Кадырова с правозащитниками, в том числе и с сотрудниками "Мемориала" глава Чечни требовал только того, чтобы они представляли ему правдивую информацию, необходимую для быстрого реагирования. По мнению Уполномоченного, никто не заботится о правах людей в Чечне так, как Кадыров.

Нухажиев сказал, что роль "Мемориала" и лично Эстемировой в защите прав человека были сильно преувеличены, поскольку она не была юристом. А единственным правозащитником, который общался с заключенным ОРБ 2, был сам Нухажиев. Он заявил, что слова Орлова в адрес Кадырова огорчили правозащитников в Чечне, поскольку они убеждены, что такие выражения могут подорвать доверие к правозащитникам вообще.

Уполномоченный предположил, что правозащитники из "Мемориала" заинтересованы выставлять происходящее в Чечне в черном свете, чтобы представить свою деятельность необходимой перед спонсорами. Согласно определению Нухажиева, "Мемориал" "занимается "правозащитным радикализмом" и не лучшим образом работал и в республике".

Относительно назначения Эстемировой председателем совета по правам человека в Грозном Нухажиев пояснил суду, что назначение было необходимым для исправления ситуации, которую она сама же критиковала. "У нас на рынке можно минут пятнадцать постоять и уже знать все новости, а Наталья узнавала о нарушениях прав и предавала их гласности раньше всех", - констатировал Нухажиев.

Кроме того, Нухажиев отказался от своих слов относительно того, что "Мемориал" обвинял Кадырова в организации убийств правозащитника Станислава Маркелова, журналистки Анастасии Бабуровой и бывшего охранника Кадырова Умара Исраилова.

После этого вопросы Нухажиеву стал задавать Орлов. Через некоторое время свидетель отказался отвечать на них, ссылаясь на закон об Уполномоченном. Орлов возразил, что у него подготовлены вопросы, и отказ отвечать на них нарушает его права на защиту. Судья встала на сторону Орлова, еще раз пояснив свидетелю его права.

Нухажиев признал, что и в последние годы в Чечне есть незаконные задержания, но, по его словам, Кадыров с этим яростно борется, создавая общественные институты и поддерживая духовенство. Также Нухажиев посетовал, что плохо работают федеральные органы МВД по Чечне.

Защита Орлова не считает Дадалаева свидетелем по делу

В суде выступил еще один свидетель - Исмаил Дадалаев, помощник депутата Госдумы Адама Делимханова.

Резник попросил судью спросить у стороны обвинения, для чего приглашен этот свидетель. Красненков ответил, что Дадалаев оказался в гуще обсуждения в Госдуме дела "Кадыров против Орлова". 

Но правозащитник Орлов после этого заметил, что его высказывания в адрес Кадырова обсуждал весь мир, и приглашать в суд всех, кто это делал, бессмысленно.

Как сообщал "Кавказский узел", Дадалаев заявил, что только сейчас впервые услышал ранее широко цитировавшиеся в СМИ высказывания депутата Делимханова в отношении людей, которые, по словам депутата, "называют себя правозащитниками" ("Тех, кто с оружием в руках воюет против нас или сочувствует им, или даже мысленно поддерживает шайтанов, мы их в любом случае уничтожим". - Прим. "Кавказского узла"). Однако помощник депутата предположил, что Делимханов имел ввиду исключительно боевиков и их пособников.

Адвокат Резник в своем вытуплении заявил, что ему известно, что "сам Рамзан Кадыров не хочет этого суда". В ответ на это Красненков заявил, что Кадыров сам "в присутствие сотрудников своей администрации" просил его продолжать судебное преследование Орлова, "поскольку тот сделал
заявления, порочащие его и широко транслирующиеся в Интернете". "У него дети подрастают, они читают Интернет и спрашивают, а кого папа
убил?", - сказал он. Относительно же комментариев в прессе Красенков отметил, что на первый, гражданский процесс по делу "Кадыров против Орлова", подсудимый и его защитник "водили табуны журналистов".

Резник же заявил, что он лично ни одного журналиста не привел, а в суд он и Орлов приходили по отдельности разными маршрутами. Также адвокат заметил, что не получает денежного вознаграждения за участия в данном процессе.

Судья, председательствующая на процессе несколько раз пыталась остановить разгоревшийся в зале суда спор, однако, по ее же собственному признанию, она просто не успевала "вставить слово в поединок" между Резником и Красненковым. На следующем заседании по делу, которое состоится в 11.30 мск 2 ноября, представитель Кадырова, возможно, будет ходатайствовать о просмотре в зале суда неких видеозаписей.

После заседания обвиняемый Орлов, комментируя ход процесса отметил,
что уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев показал
свою полную некомпетентность, поскольку оказался не в курсе громких
преступления, совершенных в республике за последние года, а также не
слышал и не читал широко распространенных заявлений руководителя Чечни Кадырова.

Планируется, что следующее заседание, которое состоится 2 ноября в 12.00, будет целиком посвящено завершению представления материалов стороны обвинения (документов, имеющихся в материалах дела).

"Кавказский узел" ведет хронику судебного конфликта президента Чечни с главой ПЦ "Мемориал".

Автор:Лидия Михальченко