ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Разделение на умаровскую и гакаевскую группировки в Чечне усложнит работу российских силовиков по подавлению подполья, так как теперь нарушена четкая иерархия в стане оказывающих сопротивление федеральным структурам боевиков, считает российский востоковед Алексей Малашенко. По мнению же политолога Орхана Джемаля, раскол в Имарате Кавказ сыграет на руку российским силовым структурам, ведущим борьбу против боевиков.
В Чечне в последнее время наблюдается активизация вооруженного подполья. По мнению местных наблюдателей, серьезные изменения в тактике и стратегии боевиков могут привести к новой вспышке насилия в республике. В конце сентября Докку Умаров лишил чинов и званий лидеров чеченского сектора "Имарата Кавказ" Асланбека Вадалова, Хусейна Гакаева и Тархана Газиева, отказавшихся ему подчиняться. 7 октября стало известно, что Вадалов, Гакаев и Газиев избрали нового лидера, которым стал Хусейн Гакаев, а 9 октября Докку Умаров заявил, что распускает два фронта в Чечне, и обязал Гакаева передать "ранее выделенные на джихад" денежные и материальные средства остальным амирам секторов.
"Этот раскол, помимо объективных причин, еще был как-то спровоцирован спецслужбами. Это не доказуемо, но уж больно все это лихо произошло", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" российский востоковед, член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
С его точки зрения, после раскола боевиков силовикам будет сложнее бороться с вооруженным подпольем в Чечне. "Наши силовики привыкли действовать, когда есть какая-то определенная организация, поймал лидера - и все. Но когда непонятно, кто что делает, когда нет жесткой иерархии, наверное, силовикам бороться с ними будет сложнее", - предположил Малашенко.
В свою очередь российский политолог и журналист Орхан Джемаль уверен, что, напротив, раскол в Имарате Кавказ упростит задачу российским силовым структурам по уничтожению боевиков.
"Теперь силовикам задачи стало выполнять проще из-за раскола, потому что тактика Умарова заключалась в следующем – в основном упор шел не на "лес", а на подполье, которое очень интенсивно занимается пропагандистской работой, а "лес" поддерживал "робингудство", выражавшееся в периодических убийствах каких-нибудь пэпээсников", - отметил Джемаль в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
При этом, он считает, что по крайней мере в Чечне, в наибольшей степени силовики и боевики "существовал в неких параллельных измерениях".
"Они как-то на словах друг друга поливали, но в реальности у них столкновений серьезных не было. А гакаевская группа осуществляет "эсэровскую методологию" - удары по верхушке, персональный террор, а не "фоновый". И в этом смысле, конечно, для официальных властей этот враг более неприятный, чем другие, чем Докку Умаров, потому что появляются персональные угрозы", - говорит Джемаль.
Тем не менее, полагает он, раздел боевиков на две группировки может внести сбой в организованность работы подполья, чем и воспользуются силовики.
Оба эксперта сходятся во мнении, что нападения на парламент Чечни и на родовое село Кадыровых Центорой создают предпосылки для увеличения присутствия в республике федеральных военных, а также возвращения в Чечню режима КТО.
Как сообщал "Кавказский узел", утром 19 октября трое боевиков-смертников проникли в здание парламента Чечни и совершили самоподрывы. В результате этой акции погибли три человека и 17 получили ранения. 29 августа боевики напали на Центорой, в результате чего, по последним данным, погибли шесть сотрудников милиции, получили ранения 18 милиционеров и семеро местных жителей. В обоих случаях с места событий поступала противоречивая информация, и до сих пор нет точной картины произошедшего.
Источник в чеченском МВД, ссылаясь на оперативные данные, заверил, что нападение на парламент Чечни организовал Хусейн Гакаев, а по словам Кадырова, нападение на Центорой организовал полевой командир Асламбек Вадалов, который дал присягу Гакаеву.