ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Криминальном суде Вены 19 января состоялось очередное, десятое, заседание по делу об убийстве бывшего сотрудника службы охраны главы Чечни Рамзана Кадырова Умара Исраилова. В ходе заседания выступил свидетель, который отказался от прежних показаний из-за страха за своих близких, живущих в Чечне.
Напомним, Умар Исраилов, получивший политическое убежище в Австрии в 2006 году, был убит рядом со своим домом в Вене 13 января 2009 года. Он подал жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой утверждал, что Рамзан Кадыров лично участвовал в убийствах, пытках и похищениях людей.
На скамье подсудимых в Вене три выходца из Чечни, имеющие статус беженцев: Отто Кальтенбруннер (до переезда в Австрию Рамзан Эдилов), Муслим Дадаев и Турпал-Али Ешуркаев. Именно они, как считает следствие, 12 января 2009 года в результате спланированной операции предприняли попытку похитить Исраилова и вывезти его в Чечню, а когда попытка сорвалась - застрелили его на улице.
В качестве первого свидетеля выступал родственник погибшего Исраилова. Он попросил удалить обвиняемых из зала на время его выступления, несмотря на то, что имена свидетелей, проходящих по делу, и так закрыты из соображений безопасности, отмечает "Новая газета".
После убийства Исраилова свидетель показывал в беседах с полицией, что еще за некоторое время до преступления знал о том, что Кальтенбруннер организует что-то против его родственника, и предупреждал того о грозящей опасности. Говорил, что видел фотографии подсудимого с Рамзаном Кадыровым в приватной обстановке, сделанные во время последней поездки Кальтенбруннера в Чечню, которая состоялась незадолго до убийства Исраилова.
Эти показания подтверждаются показаниями других свидетелей, но в ходе судебных слушаний 19 января свидетель отказался от своих прежних показаний. Он заявил, что Кальтенбруннера знал лишь мельком, и об исходящей с его стороны угрозе в адрес Исраилова ничего никогда не рассказывал.
Для дачи параллельных показаний в зал судебных заседаний была приглашена Мадина Сагиева, вдова Исраилова, которая заступилась за свидетеля, пояснив, что он не может говорить правду из-за опасений за судьбу родственников в России.
Свидетель отрицал и свое сотрудничество с австрийскими спецслужбами, а в ответ на прямой вопрос судьи, боится ли он говорить правду, признал, что не исключает опасности для своих родственников, остающихся в Чечне. Теперь ему угрожает обвинение в лжесвидетельстве, пишет австрийская Die Presse, статья которой переведена на портале «Инопресса».
Допрос этого свидетеля продлился почти два часа. После него выступали следователи.
В самом начале заседания 19 января судья проинформировал о запросах, отправленных в российскую прокуратуру, с просьбой содействовать привлечению в качестве свидетелей президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова (который, как допускает следствие, мог приказать захватить или убить Исраилова) и Артура Курмакаева (который первым привез Исраилову в Вену предложение вернуться в Чечню).
Ранее стало известно, что 26 ноября 2010 года председательствующий судья Венского уголовного суда Фридерих Форстхубер закончил первую часть слушаний по делу и официально принял решение о вызове президента Чечни Рамзана Кадырова для допроса о его участии в этом убийстве. Президент Чечни ехать на судебный процесс в Вену отказался.
Также суд просил российских прокуроров помочь установить местонахождение и допросить Бухари Саламова, Лечу Богатырева и Шаа Турлаева.
Шаа Турлаев, бывший боевик, а ныне советник Рамзана Кадырова, как установило следствие, приезжал в Вену незадолго до убийства Исраилова, контактировал с подсудимыми, а сейчас находится в розыске по делу о покушении на Ису Ямадаева. Бухари Саламов (Бараев) жил в Вене и был известен как спецпредставитель лидера кавказского подполья Докку Умарова, а также как отец Мовсара Бараева, руководившего захватом театрального центра на Дубровке («Норд-Ост»). В настоящее время он находится в Чечне.
Леча Богатырев, как полагает следствие, стрелял в Исраилова. Отметим, что, по неофициальной информации, именно он был ранен в ходе покушения 9 января этого года на командира спецбатальона ГРУ Элимханова в Чечне.
Как сообщал "Кавказский узел", на прошлом заседании, состоявшемся 3 декабря 2010 года, дали показания главные свидетели обвинения - отец Умара Исраилова, заявитель в Европейский суд по правам человека, и вдова убитого. Отец Умара Исраилова Шарпуди Исраилов рассказал о том, что произошло с ним и его сыном в Чечне. Аналогичные показания изложены в жалобе Исраилова в ЕСПЧ.
На сегодняшний день Шарпуди Исраилов, который почти год находился в заложниках в секретной тюрьме в Чечне - похитители хотели вынудить его сына Умара вернуться из Европы - и был подвергнут пыткам, является единственным живым потерпевшим, подавшим иск против Рамзана Кадырова, обращают внимание правозащитники. Помимо его убитого сына на Кадырова подавал жалобу еще один житель республики – Магомедсаллах Масаев, который был похищен вооруженными сотрудниками неустановленной силовой структуры в центре Грозного 3 августа 2008 года и пропал без вести.
Отметим, что сам Рамзан Кадыров неоднократно заверял, что не причастен к убийству Исраилова. Он считает обвинения в свой адрес провокацией, и утверждает, что против него и Чечни ведется информационная война.
Полная версия обзора судебного процесса по делу Исраилова приводится на сайте ПЦ "Мемориал" в разделе "Венское убийство". Здесь же публикуются пресс-релизы коалиции правозащитных организаций, которая направила наблюдательную миссию в Вену, чтобы осуществлять мониторинг судебных слушаний по делу Исраилова.