ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Виновность главы Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, обвиняемого в клевете в адрес главы Чечни Рамзана Кадырова, за девять месяцев судебного процесса по данному делу так и не была доказана, и оправдательный приговор по нему пресек бы "злоупотребления прокуратуры", заявил на прениях сторон 9 июня адвокат Орлова Генри Резник.
Как сообщал "Кавказский узел", уголовное дело о клевете было возбуждено против Орлова в связи с его высказываниями об ответственности Рамзана Кадырова за убийство сотрудницы ПЦ "Мемориал" в Чечне Натальи Эстемировой, которая была похищена в Грозном 15 июля 2009 года неизвестными людьми и затем найдена мертвой.
Олег Орлов не признает вины в клевете на Кадырова. По его словам, он говорил о "социально-политической", а не уголовной ответственности главы Чечни за убийство Натальи Эстемировой.
Рамзан Кадыров же, который давал показания суду по видеосвязи, заявил, что слова Орлова о его виновности в убийстве Эстемировой порочат его честь и достоинство. Глава Чечни хочет, чтобы Орлова привлекли к уголовной ответственности.
Дело "Кадыров против Орлова" слушается судом с 13 сентября 2010 года. Сегодня в Хамовническом суде Москвы прошли прения сторон.
"Дело заведено лишь под давлением прокуратуры"
Как заявил во время своего выступления на прениях адвокат Олега Орлова Генри Резник, в результате судебного расследования не была доказана вина его подзащитного. При этом защитник обратился к судье, напомнив, что следствие дважды отказывалось принимать дело.
"По делу также не установлен мотив преступления. Что заставило Орлова оклеветать Кадырова? Об этом вообще ничего не говорилось. Органы расследования заводить это дело не хотели, они дважды отказывали в его возбуждении и довели до суда лишь под давлением прокуратуры. Оправдательный приговор в отношении Орлова пресечет злоупотребления прокуратуры", - считает адвокат.
Как отметил Резник, об угрозах в адрес Эстемировой со стороны Рамзана Кадырова в суде давали показания многочисленные свидетели. "Свидетели Григорий Шведов и Игорь Каляпин наиболее точно охарактеризовали совокупность происходящего в Чечне", - отметил адвокат Орлова.
Орлов никогда не говорил, что Кадыров лично убивал
По словам адвоката, в своем заявлении, ставшем предметом судебного разбирательства, Олег Орлов "отделил Кадырова от убийц Эстемировой". "Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в Чечне, а те, кто убил Эстемирову, хотели прервать поток правдивой информации о положении дел в республике", - зачитал Резник текст пресс-релиза "Мемориала" с заявлением Орлова, ставший предметом судебного разбирательства.
"Мы защищаемся от уголовного преследования по обвинению в организации убийства Эстемировой. Но Орлов никогда не говорил о том, что Кадыров лично убивал", - подчеркнул защитник.
"Реакция Орлова на гибель Эстемировой была спонтанной, несмотря на заявления обвинения. Однако Олег Орлов не изменил своей речи в том пресс-релизе "Мемориала", хотя и мог это сделать, но он посчитал это неэтичным", - отметил адвокат.
"Доказательств нет, есть лишь подозрения"
Резник также обратил внимание, что предоставленные представителем главы Чечни в качестве доказательств решения Тверского суда по гражданскому делу против Орлова (в сентябре 2009 года Кадыров подал в отношении Орлова гражданский иск о защите чести и достоинства, и 6 октября 2009 года суд взыскал в пользу президента Чечни с ПЦ "Мемориал" 50 тысяч рублей, еще 20 тысяч - лично с Орлова - прим. "Кавказского узла") не являются доказательствами в этом процессе. "То, что они имеют отношение к нашему делу, это абсолютное заблуждение. По закону, никакие решения судов не могут предрешать виновность в других процессах", - подчеркнул защитник Олега Орлова.
Адвокат также заявил, что Тверской суд, вынесший обвинительное решение по гражданскому делу против Олега Орлова, "осудил Орлова за оценочное суждение, и это является нарушением закона". "Эксперт, делавший лингвистическую экспертизу по делу против Орлова, обращался к словарю Ефремовой, а мог обращаться и к другому словарю", - считает он.
Привлечение Орлова к ответственности за его заявления - по всем мировым стандартам весьма проблематично
Защита Олега Орлова уверена, что в деле нет сведений, по которым можно считать Орлова виновным - "есть лишь подозрения, но подозрения - это не сведения". "В речи прокурора ничего не говорилось об уголовно-правовой вине. Клевета же подразумевает, что обвиняемый, заранее зная о ложности суждения, его распространял. Но Орлов был уверен в своем заявлении. В обвинении вообще отсутствует обоснование виновности. Привлечение Орлова к ответственности за его заявления - по всем мировым стандартам весьма проблематично", - заявил Генри Резник.
Адвокат отметил, что представителями потерпевшего в ходе всего девятимесячного судебного процесса "предпринимались попытки опорочить правозащитное движение".
Право реплики
После выступления адвоката Генри Резника, защищающего интересы главы ПЦ "Мемориал", судья предложила сторонам воспользоваться правом реплики.
Гособвинитель от предоставленного права отказался. Представитель главы Чечни в суде Андрей Красненков в качестве реплики заявил, что Олег Орлов умышленно старался оклеветать Кадырова, что было доказано фактами в судебном следствии.
Адвокат Генри Резник в своей реплике заявил, что Олег Орлов "сказал лишь то, что думал, и выразил свое мнение в отношении политики главы Чечни". "Орлов мог сказать так: "это из-за вашего режима и отношения к правозащитникам произошло это убийство", - отметил защитник.
Судья предложила сторонам приобщить к делу последние письменные доказательства. Ходатайств о приобщении к делу каких-либо письменных доказательств у гособвиннния и представителя главы Чечни в суде Андрея Красненкова не было. Адвокат Генри Резник, в свою очередь, попросил приобщить к делу свои письменные формулировки о невиновности Орлова, озвученные им при выступлении на прениях.
Мнения сторон
Гособвинитель в своем выступлении на прениях заявил, что информация о причастности Кадырова к убийству Натальи Эстемировой отсутствует, и, соответственно, сведения, опубликованные ПЦ "Мемориал", о причастности к ее убийству Рамзана Кадырова не соответствуют действительности.
Вещественными доказательствами вины Орлова прокурор назвал статьи-заявления ПЦ "Мемориал" об убийстве Эстемировой. По мнению гособвинителя, вина Орлова доказана собранными по делу сведениями. При этом гособвинитель поддержал мнение, что Наталью Эстемирову убили те, кто хочет дестабилизации обстановки в Чечне.
Представитель прокуратуры потребовал признать Орлова виновным, учесть характер общественной опасности преступления и назначить наказание, "соответствующее содеянному" - в виде штрафа в 150 000 рублей.
По мнению же представителя потерпевшего в суде, адвоката Андрея Красненкова, глава Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов заслуживает наказания в виде трех лет лишения свободы в колонии общего режима.
По словам Красненкова, Рамзан Кадыров считает, что Олег Орлов обвинил его именно как человека, а не как должностное лицо. "Реакция Орлова на известие о смерти Эстемировой не была спонтанной. Орлов обсуждал по телефону со Светланой Ганнушкиной свою будущую речь перед журналистами. Пресс-секретарю главы Чечни Альви Каримову после заявления Орлова об ответственности Рамзана Кадырова за гибель Эстемировой за короткое время позвонило около 500 журналистов, которые восприняли слова Орлова как уголовное обвинение", - заявил в своем выступлении на прениях Андрей Красненков.
Красненков также отметил, что Орлов настойчиво вызывал Кадырова в суд, "чтобы отвлечь его от работы, зная его занятость".
Сам Олег Орлов в своем последнем слове подчеркнул, что не раскаивается ни в том, что публично произнес те слова, которые вменяются ему в вину, ни в том, что поместил их в пресс-релиз Правозащитного центра "Мемориал", ни в том, что содействовал распространению этого пресс-релиза, так как считает, что в его действиях нет состава преступления.
Правозащитник считает, что, доказывая свою правоту в суде, он отстаивает право граждан России на свободу выражения мнения, а само возбуждение уголовного дела из-за сказанных им слов, попытки обвинения добиться в суде признания его высказывания уголовным преступлением - ничто иное, как "неприкрытое покушение на свободу выражения мнения".
Правозащитники и общественные деятели России выступили с заявлением в защиту Орлова, они также считают, что Кадыров должен отвечать за "террор и преступления, творящиеся каждодневно в руководимом им регионе". В Интернете идет сбор подписей под этим заявлением.
Кавказский узел" ведет хронику судебного конфликта главы Чечни с руководителем ПЦ "Мемориал".