05:30 / 26.01.2012Бабаян: расследование инцидентов в зоне нагорно-карабахского конфликта не снизит число перестрелок

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Нагорном Карабахе сдержанно оценивают очередную трехстороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России в Сочи: с одной стороны, ее можно считать попыткой поддержать мир и стабильность в регионе, с другой - от самой встречи каких-либо положительных итогов ждать изначально не стоило, считают карабахские политологи.

Как сообщал "Кавказский узел", встреча президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, в ходе которой были рассмотрены дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта, состоялась в Сочи 23 января. Президенты Азербайджана и Армении признали необходимость отойти от крайних позиций и высказались за продолжение усилий по сближению, а также обратились к России с просьбой выступить посредником в налаживании гуманитарных связей между двумя странами.

Бабаян: Ереван консультируется с руководством Нагорного Карабаха

Начальник Главного информационного управления аппарата президента Армении Давид Бабаян заявил, что «Ереван консультируется с руководством Карабаха перед выборами».

«В целом мы всегда поддерживаем определенные консультативные связи с Ереваном, и, естественно, мы были в курсе, что происходит. Поэтому особых опасений и надежд от встречи в Сочи президентов Армении, России и Азербайджана у нас не было. Сочинская встреча – это очередная встреча, которая должна была произойти, и она прошла так, как и предполагалась», - сказал Бабаян.

Политолог заметил, что основной целью сочинской встречи было то, «чтобы лишний раз зафиксировать неприемлемость силового решения карабахского конфликта, для поддержания мира и стабильности». «В данном контексте я рассматриваю эту встречу как достаточно позитивную», - заявил политолог.

Бабаян уверен, что «принятое заявление президентов в Сочи, возможно, не решит всех проблем, но, по крайней мере, будет содействовать урегулированию конфликта мирным путем».

«Надо учитывать и то, что на протяжении многих лет Азербайджан тратит огромные суммы на вооружение, но не может решить карабахский вопрос силой, потому что в реальности осуществить такое невозможно - поддерживается баланс между армянской и азербайджанской стороной. Также посредники против силового решения конфликта», - продолжил Бабаян.

Также он заметил, что инициатива расследовать инциденты в зоне карабахского конфликта не поможет уменьшить число перестрелок на линии соприкосновения. Политолог считает, что вина на нарушении режима прекращения огня лежит на азербайджанской стороне, причем число инцидентов увеличивается в «активный политический период». По мнению Бабаяна, таким образом власти Азербайджана осуществляют управление политической ситуацией и направляют недовольство населения в сторону внешнего врага.

Кананян: заявление президентов бессодержательно

Проживающий в Карвчарском районе Нагорного Карабаха общественный деятель, политолог Александр Кананян уверен, что Армения не консультируется по поводу переговорного процесса с руководством Карабаха.

«Со Степанакертом Серж Саргсян начинает работать только тогда, когда на горизонте начинает маячить химера скорого «урегулирования» и сдачи большей части территории Карабаха. Последний раз так было в 2008-2009 годах», - указывает Кананян.

Заявление, сделанное в Сочи на трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана, является, по его мнению, "полностью бессодержательным".

"В процессе урегулирования мертворожденный "майндорфский дебют" Медведева (2 ноября 2008 года в подмосковном замке Майндорф президенты России, Армении и Азербайджана подписали декларацию по Нагорному Карабаху. - Прим. "Кавказского узла") имел достойную кончину еще в Казани. Сегодняшняя бумажка - лишь риторическая эпитафия", - заявил Кананян.

Говоря о расследовании инцидентов в зоне конфликта, Кананян назвал надежды на то, "что Азербайджан будет объективно содействовать расследованию случаев нарушения режима прекращения огня, в этих условиях исключительная наивность". Он также добавил, что длительное перемирие не всегда предполагает отсутствие перестрелок, снайперской войны и кровавых военных провокаций.

По мнению Кананяна, ранее Азербайджан потерпел тяжелое военное поражение и был «частично наказан». «Ныне Азербайджан считает, что у него появились возможности изменить ситуацию в свою пользу. Более того, у него не осталось никаких рычагов давления на Армению и Карабах. Соответственно, в качестве единственно доступного рычага Азербайджан использует так называемую «военную дипломатию» и даже не скрывает это», - сказал политолог.

Саркисян: говорить о прогрессе в переговорах сложно

Эксперт Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Манвел Саркисян считает возможным "утверждать, что в течение полугода дипломатия по урегулированию Карабахского конфликта находилась в стагнации".

«После того, как ожидания международной общественности от встречи президентов России, Армении Азербайджана в Казани не оправдали себя, многие посредники объявили, что разочарованы этим. Не было ясным, продолжит ли президент России Дмитрий Медведев свои миротворческие усилия», - заметил Саркисян.

При этом он подчеркнул, что «говорить о каком-то прогрессе на переговорах очень сложно». «В настоящее время сложилась ситуация, когда стороны конфликта не только не подтверждают факт наличия тех или иных договоренностей, но зачастую говорят о совершенно различных вариантах обсуждаемого на переговорах документа. Даже несмотря на то, что президенты стран-сопредседателей в сделанном в Аквилле заявлении четко указали на конкретный документ (предложенный 4 марта 2011 года на переговорах в Сочи), Азербайджан продолжает настаивать на так называемом «обновленном варианте» "Мадридских принципов" от декабря 2009 года», - заявил Саркисян.

По его мнению, именно такое положение дел заставило посредников сконцентрировать внимание на аспекте укрепления режима прекращения огня на линии соприкосновения войск. «Не случайно, что созванная 23 января очередная встреча президентов в Сочи выделила в центр внимания именно эту проблему. МИД России по итогам встречи заявил, что "лидеры Армении и Азербайджана ждут от посредников предложений по выполнению конкретных процедур в целях расследования инцидентов вдоль линии прекращения огня". Сопредседатели Минской группы ОБСЕ подготовили доклад, который описывает механизм проведения расследования инцидентов и сегодня будет представлен президентам. Как отразится такое решение на ситуации - покажет время», - заключил Манвел Саркисян.

Он добавил, что «новым элементом в дипломатии урегулирования на уровне президентов стало заявление о своей готовности способствовать дальнейшему налаживанию диалога между представителями интеллигенции, научных и общественных кругов».

Напомним, политики и эксперты Азербайджана также скептически оценили итоги состоявшейся в Сочи встречи. Многие считают, что она завершилась безрезультатно, а действия России - только "имитация посредничества". Вместе с тем представители власти Азербайджана считают, что встреча президентов окажет положительно влияние на процесс переговоров. 

В Армении политики и эксперты неоднозначно оценили состоявшуюся в Сочи трехстороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России и принятое в ходе нее совместное заявление. Одни считают, что результатом принятого заявления станет смягчение напряженной ситуации на линии фронта, другие уверены, что прорыва в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не последует.

Политологи Нагорного Карабаха ранее также заявили, что трехсторонние встречи не предполагают решение карабахского вопроса. В настоящее время нужно думать об иных форматах урегулирования, указывают они.

Процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. "Мадридские принципы" активно критиковались обществами всех участников конфликта АрмениейАзербайджаном и самим Нагорным Карабахом.

Азербайджан принимает "Мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы "Мадридских принципов", но с противоположным условием: Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана.

Автор:Алвард Григорян