ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уголовное преследование главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова необоснованно: в ходе судебного следствия его вина не доказана, процесс в Бакинском суде по тяжким преступлениям над ним искусственно затягивается, заявили участники прошедшей 17 января пресс-конференции в медиа-центре Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Азербайджана.
Как сообщал "Кавказский узел", Зейналов был арестован 28 октября 2011 года по подозрению в получении взятки. Жалобу подала бывшая на тот момент депутатом парламента Гюляр Ахмедова. С заявлениями о даче взяток журналисту в управление по борьбе с коррупцией обратились еще три человека. Также Зейналов был обвинен в неисполнении судебных решений и уклонении от уплаты налогов. Рассмотрение дела по существу началось 18 мая 2012 года.
"Любой обвинительный приговор в отношении Зейналова будет незаконным и политически мотивированным"
На судебном заседании 16 января в Бакинском суде по тяжким преступлениям Зейналов заявил, что не намерен более участвовать в судебном процессе в виду грубого нарушения его прав и необоснованного преследования. Зейналов устроил своеобразную акцию протеста, бросив в сторону прокурора Уголовно-процессуальный кодекс, обвинив его в попирании законов. Судья отложила судебные слушания на неопределенное время.
Власти в растерянности и не знают, какое решение принимать, поскольку обвинение разваливается как карточный домик
"Судебный процесс над Авазом Зейналовым продолжается восемь месяцев, и, несмотря на проведение 35 заседаний, конца разбирательству не видно. Причины этого кроются в том, что власти в растерянности и не знают, какое решение принимать, поскольку обвинение разваливается как карточный домик", - заявил на пресс-конференции 17 января директор информационного агентства Turan Мехман Алиев.
Он отметил, что главный свидетель против Зейналова Гюляр Ахмедова, на основе жалобы которой он был арестован, сама теперь является обвиняемой по другому уголовному делу.
"Упоминаемый самим Авазом Зейналовым как заказчик его ареста глава администрации президента Рамиз Мехтиев также является фигурантом видеоскандала о "торге за депутатский мандат", - продолжил Алиев.
Напомним, 25 сентября в Интернете появилась видеозапись беседы Ахмедовой с Эльшадом Абдуллаевым (бывший ректор упраздненного в 2010 году частного Азербайджанского международного университета. - Прим. "Кавказского узла"), где они обсуждали сумму взятки за избрание Абдуллаева депутатом парламента Азербайджана на выборах 2005 года. В связи с видеороликом бакинская городская прокуратура возбудила уголовное дело по ст.178.3.2 (захват чужого имущества в крупном размере путем злоупотребления доверием) УК Азербайджана. Впоследствии была опубликована еще одна видеозапись, в которой имя Ахмедовой фигурировало в качестве посредника в даче взятки главе администрации президента Азербайджана Рамизу Мехтиеву для избрания Абдуллаева депутатом. Мехтиев назвал видеоматериалы и устные обвинения Абдуллаева в его адрес "бредом и провокацией".
По мнению директора агентства Turan Алиева, "власти затягивают с принятием решения, потому что никаких доказательств вины Зейналова нет, и любой обвинительный приговор будет незаконным и политически мотивированным и вызовет протесты азербайджанской и международной демократической общественности".
На взгляд Алиева, уголовное дело против Зейналова следует рассматривать "в контексте политики властей против свободы слова и прессы по наказанию и заглушению голоса неугодного журналиста".
"Власти, затягивая процесс, пытаются предотвратить признание Зейналова политзаключенным"
Адвокат Зейналова, директор Института права медиа (ИПМ) Рашид Гаджилы отметил, что "даже у бывалых сотрудников пенитенциарной службы вызывает удивление столь долгое продолжение суда над главным редактором". "Ибо даже над организованными преступными группами, когда в деле много свидетелей и эпизодов, разбирательства проводятся гораздо быстрее", - заявил адвокат.
По мнению Гаджилы, еще одной причиной затягивания процесса является повышенное внимание к нему международных организаций. Власти, затягивая процесс, пытаются предотвратить признание Зейналова политзаключенным, мотивируя это тем, что суд еще не вынес решение, считает адвокат. Однако Зейналов уже является политзаключенным, согласно критериям, утвержденным на осенней сессии ПАСЕ, поскольку "он подвергается явно несправедливому судебному разбирательству по политическим мотивам за свои критические публикации в адрес властей", добавил Гаджилы.
Другим грубым нарушением в ходе процесса над Зейналовым директор ИПМ назвал уклонение главного свидетеля обвинения - экс-депутата Ахмедовой от явки в суд.
"Лишь однажды, летом, она внезапно явилась в суд с криком-шумом и, выступив, ушла, не ответив на вопросы. Суд не в состоянии обеспечить ее участие в процессе под предлогом болезни Ахмедовой, хотя она все это время дает интервью, показания - прокуратуре, до последнего времени ходила на занятия в университет, где преподавала, появлялась на презентациях", - утверждает Гаджилы.
Кроме того, по словам адвоката, Зейналову инкриминируют "получение взятки" по другим эпизодам - за 2006-2007 годы. Но никаких доказательств, по его словам, не представлено.
"Свидетели утверждают, что не сами, а через кого-то передавали деньги, чтобы остановить негативные публикации о себе. Подача жалоб в прокуратуру сразу трех человек о даче взятки спустя три-четыре года сама по себе вызывает сомнения. Дача взятки также является уголовно наказуемым делом, и потому маловероятно, что взяткодатель сам обратится в правоохранительные органы. Все это дает основания с твердой уверенностью полагать, что так называемые свидетели написали жалобы под давлением. Эти люди имеют бизнес и могли под угрозой потери своих объектов дать нужные следствию показания", - полагает директор ИПМ Гаджилы.
Что касается обвинений в неисполнении судебных решений, то оно, как подчеркнул адвокат, выдвинуто на основе исков, связанных друг с другом госчиновников – главой администрации президента Рамизом Мехтиевым, директором издательства "Азербайджан" Агабеком Аскеровым, главой Фонда поддержки СМИ при президенте Вугаром Сафарли.
"Впоследствии имя Мехтиева было убрано из дела, чтобы с одной стороны, как кажется, властям снять подозрения о политической подоплеке дела, с другой - исключить необходимость в вызове главы администрации президента в суд в качестве потерпевшего", - заявил Гаджилы.
Директор ИПМ обратил внимание на последние заявления Ахмедовой местной прессе. "Защита считает, что последние заявления Ахмедовой прессе, что Зейналов арестован не на основе ее жалобы, и она не имеет претензий к нему и желает его освобождения, открывает новые обстоятельства в деле. Эти заявления бросают тень на предыдущие показания Ахмедовой предварительному следствию. Суд для установления истины после этих заявлений тем более обязан заслушать ее на процессе", - считает Гаджилы.
По его словам, на судебном заседании 16 января судья Рамелла Аллахвердиева заявила, что по итогам процесса будет дана правовая оценка всем обстоятельствам, в том числе последним высказываниям Ахмедовой в прессе.
"Это не должно быть в конце. Надо уже сейчас выражать к этому отношение. Зачем человека еще держать под стражей? Аваз Зейналов итак уже 15 месяцев необоснованно содержится под арестом", - сказал Гаджилы.
Он заявил о несостоятельности аргументов судьи о том, что процесс затягивается в связи с наличием у нее и у прокурора других уголовных дел, нехваткой судебных залов. "Все эти проблемы не должны нарушать прав обвиняемого", - сказал Гаджилы.
В то же время, по его словам, в Уголовно-процессуальном кодексе конкретных сроков судебных разбирательств не установлено. "Однако судебные следствия должны проводиться в разумные сроки. Процессы могут затягиваться на многие месяцы, если число обвиняемых большое, много свидетелей и эпизодов. В данном деле всего один обвиняемый, не много свидетелей и эпизодов", - пояснил Гаджилы.
"Отказ Зейналова от участия в процессе был эмоциональным порывом"
Относительно заявлений Зейналова об отказе от дальнейшего участия в судебном процессе, адвокат сказал, что обвиняемый имеет право не участвовать по своему желанию на судебных слушаниях. "Никто не может обвиняемого в принудительном порядке доставить в суд", - добавил он.
В данном случае, по его словам, с подсудимого будет лишь взята подписка, что он добровольно отказывается, и суд может без него рассматривать дело. "Аваз Зейналов сделал это заявление в эмоциональном порыве в знак протеста против вопиющего нарушения его прав. Мы, адвокаты, с ним еще раз обсудим этот вопрос и полагаю, что он все-таки продолжит свое участие на процессе и окончательно докажет свою правоту", - сказал Гаджилы.
В ходе пресс-конференции была отмечена необходимость расширения общественной кампании в защиту Зейналова и более подробного освещения его дела в СМИ с акцентированием внимания на нарушениях прав журналиста.
Аваз Зейналов превратил решетку в судебном зале в трибуну для разоблачения порочной правоохранительной системы
Член общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Октай Гюльалыев назвал Зейналова "символом решимости, самоотверженности, ответственности и последовательного поборника справедливости". "Аваз Зейналов не только защищается, но он обвиняет и обличает режим. Он превратил решетку в судебном зале в трибуну для разоблачения порочной правоохранительной системы, службу прокуратуры и суда коррумпированной политической власти. Аваз превратился из обвиняемого в обвинителя. Много из того, что он говорил с самого начала в суде, впоследствии подтвердилось обнародованными бывшим ректором частного Азербайджанского международного университета Эльшадом Абдуллаевым видеозаписями. Газеты должны эти моменты широко освещать, чтобы другие политзаключенные брали пример с Аваза Зейналова", - заявил Гюльалыев.
Директор ИСБР Эмин Гусейнов в свою очередь предложил, чтобы Зейналов сам писал статьи из тюрьмы с целью печатания их в газетах, что еще больше привлекло бы внимание к его делу. "Статьи, написанные из тюремного заключения, вызывают особый интерес у читателей. С другой стороны такая журналистская деятельность из застенков позволила бы номинировать Аваза Зейналова на международные премии, что также повысило бы внимание к его делу в мире", - подчеркнул Гусейнов.
По итогам обсуждений принято решение усилить общественную защиту Зейналова, обеспечить участие на процессах большего количества правозащитников и руководителей медиа, широко освещать судебные заседания в СМИ.
Получить комментарии в Бакинском суде по тяжким преступлениям не удалось. В канцелярии суда сказали, что каждый судья вправе принимать решения в рамках предоставленных ему законом полномочий.
В генеральной прокуратуре также воздерживаются от комментариев, ссылаясь на продолжение судебного следствия.
Отметим, что в защиту Аваза Зейналова выступают правозащитные организации. В частности, "Репортеры без границ" выступили с требованием немедленного освобождения Зейналова, осудив решение Апелляционного суда, оставившего в силе решение суда первой инстанции об аресте журналиста. А базирующийся в США "Комитет защиты журналистов" выразил обеспокоенность преследованием и тюремным заключением Зейналова и призвал власти Азербайджана немедленно освободить его.
7 ноября в Бакинском СИЗО №1 Зейналова посетили спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович и комиссар Совета Европа по правам человека Нилс Муйжниекс.