ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Шекинском суде по тяжким преступлениям Азербайджана началось рассмотрение по существу уголовного дела о беспорядках в городе Исамиллы. В первый день заседания в суд не были допущены журналисты. Суд отклонил все ходатайства защиты, сообщили адвокаты обвиняемых, передает корреспондент "Кавказского узла".
Предварительные слушания по делу о беспорядках в Исмаиллы 23-24 января проходили 4 и 5 ноября. Суд отклонил ходатайства защиты, требовавшей закрыть уголовное дело либо освободить подсудимых из-под стражи, а также заявившей о необходимости проводить заседания в более просторных помещениях и назначил начало слушаний по существу на 18 ноября.
Однако в связи с тем, что в этот день на процессе присутствовали адвокаты не всех подсудимых, слушания были перенесены на 29 ноября. Перед судом предстали 18 человек, в том числе 16 жителей Исмаиллинского района, а также лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Все обвиняемые находятся под стражей.
23-24 января 2013 года в Исмаиллы, расположенном в 200 км от Баку, произошли массовые беспорядки с участием около двух тысяч человек. Толпа протестующих выражала недовольство местными властями, устраивала погромы и вступала в столкновения с полицейскими. Среди обвиняемых по делу о беспорядках - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Оба они своей вины не признают.
Рассмотрение дела по существу началось 29 ноября, процесс проходит под председательством судьи Рашида Гусейнова.
В день начала процесса вокруг здания Шекинского суда по тяжким преступлениям были приняты специальные меры безопасности. Доступ к зданию был перекрыт за 50 метров. В суд пропускали только участников процесса, родителей или других членов семей обвиняемых. Родственники подсудимых, прибывшие из Исмаилы и Баку, а также члены группы общественной поддержки лидера движения ReAl Мамедова и зампреда "Мусават" Ягублу вынуждены были ждать в стороне. В зал суда также не были пропущены журналисты.
При этом в суд были пропущены один из лидеров оппозиционного Национального совета демократических сил (НСДС) Джамиль Гасанли, глава партии "Мусават" Арзу Самедбейли, зампред партии Народного фронта Сахиб Керимов и представители посольства США.
Около 13.00 судья объявил перерыв.
О ходе заседания журналистам рассказал адвокат Ягублу Немат Керимли. По его словам, судебное заседание, назначенное на 11.00, началось с 10-минутным опозданием. Это было связано с тем, что на заседании отсутствовали адвокаты трех обвиняемых. Однако судья Рашид Гусейнов не стал ждать адвокатов и объявил о начале заседания.
Далее судья стал по одному спрашивать у подсудимых, ознакомились ли они с обвинительным актом. Мамедов и Ягублу стали отвечать на вопросы судьи, не поднимаясь с мест. Судья расценил это как неуважение к суду и дал поручение секретарю заседания "заактировать" действия обвиняемых. Аналогичное распоряжение судья отдал после реплики адвоката, рассказал Керимли. При этом он выразил несогласие с действиями судьи, напомнив, что адвокат имеет право на реплику.
В ходе заседания, по словам адвоката, судья также поручил секретариату "заактировать" высказывание Ягублу о том, что "в Азербайджане не работают законы". Ягублу эти действия расценил как "угрозу", назвав происходящее "не судебным следствием, а политическим процессом".
После перерыва на заседание также не были допущены журналисты. Судебное заседание завершилось около 18.00.
Во второй половине дня на процессе адвокаты выступили с ходатайствами, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мамедова Фуад Агаев.
"Мы, в частности, ходатайствовали об исключении из списка доказательств показаний лиц, лжесвидетельствовавших против Ильгара Мамедова. Они оговорили Ильгара Мамедова, не узнав при этом его на очной ставке", - сказал Агаев.
Кроме того, защита ходатайствовала о допросе дополнительных свидетелей, которые могут подтвердить, что Мамедов не совершал противоправных действий. Агаев также ходатайствовал о замене ареста на другую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
"Судья не удовлетворил и не отклонил эти ходатайства, оставив их не рассмотренными, хотя на этом этапе он должен был принять конкретные решения", - отметил Агаев.
Следующее судебное заседание назначено на 11.00 10 декабря, сообщил адвокат.
Что касается предупреждения, которое судья вынес в адрес Мамедова и Ягублу о принятии мер в связи с "неуважением к суду", Агаев отметил, что в их действиях не было элементов неуважения к суду. "Ильгар Мамедов и Тофиг Ягублу изначально заявили, что не верят в объективность суда. Обвинять их в неуважении к суду неуместно. Ибо никаких словесных оскорблений они суду и судьям не выражали", - сказал Агаев.
Отметим, что в УК Азербайджана внесена статья "Неуважение к суду", максимально возможная санкция по которой составляет срок до шести месяцев лишения свободы.
Судебное заседание было формальным, считает другой адвокат Мамедова Рашид Гаджилы.
"Судья даже не пытается создать видимость объективного разбирательства. Он не удовлетворяет ходатайство вести видео или хотя бы аудиозапись процесса, хотя при таком большом количестве участников процесса единственный стенографист просто не успевает записывать все", - сказал Гаджилы.
Процесс по исмаиллинским делам - "политический", заявил после окончания заседания Джамиль Гасанли.
"Большинство сидящих на скамье подсудимых - невиновные люди. В районе были тяжелые социальные проблемы, что создавало почву для социального взрыва. Это и "детонировало". А Ильгар Мамедов и Тофиг Ягублу вовсе не виновны ни в чем. Они приехали в Исмаиллы на следующий день после начала волнений и были там всего около полутора часов", - сказал Гасанли.
После судебного заседания родители обвиняемых особое беспокойство выражали условиями содержания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" проживающий в Шеки независимый журналист Мамед Садиг Фаталиев.
По его словам, мать одного из обвиняемых сообщила, что сидящие в "клетке" выкрикивали, что их содержат в Гянджиском СИЗО в тяжелых условиях. В камерах, рассчитанных на 10 человек, содержатся 12 и более людей. Они вынуждены спать по очереди.
Представители Шекинского суда по тяжким преступлениям не комментируют ход судебного следствия. В пресс-службы Генеральной прокуратуры Азербайджана воздержались от комментариев в связи с началом процесса по делу о беспорядках в Исмаиллы.