21:00 / 23.11.2013Фальковский: путь лидеров боевиков Северного Кавказа начинался с социально-экономических проблем

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Путь лидеров боевиков Северного Кавказа начался с социально-экономических проблем, которые были ими ошибочно переведены в религиозную плоскость, считает автор книги "Ударные отряды" против Путина" публицист Илья Фальковский, который много лет исследует проблему терроризма. В двух частях книги Фальковского, презентованной в Москве, собраны биографии русских националистов и ряда северокавказских боевиков, а также статьи Александра Литого на тему современного российского экстремизма. 

Фальковский: одной из целей создания книги стало разрушение некоторых мифов вокруг ее героев. 

Презентация книги "Ударные отряды" против Путина", которая была выпущена издательством "Алгоритм" в конце августа 2013 года тиражом 2 тысячи экземпляров, состоялась 15 ноября в магазине "Фаланстер" в Москве, также авторы рассказали о своей работе в конце октября в ходе фестиваля активистского искусства «МедиаУдар» также в Москве.

Книга посвящена современным российским экстремистам. В ее первой части, подготовленной Фальковским, представлены биографии ряда боевиков с Северного Кавказа – Анзора Астемирова, Саида Бурятского, Ясина Расулова, Абузагира Мантаева, Руслана Одижева.

Идея книги появилась достаточно давно, и начал он с биографии убитого в марте 2010 года в Ингушетии идеолога боевиков "Имарата Кавказа"  Саида Бурятского, отмечает Илья Фальковский.

"Я написал главку о биографии Саида Бурятского. Долго следил за его деятельностью, мне он казался интересным проповедником и литератором. Потом он уехал на Кавказ и подался к боевикам. Что с ним произошло? Из подполья он продолжал писать, стал уникальным бытописателем лесной жизни изнутри. И в то же время взялся за оружие. Была ли эта метаморфоза логическим продолжением его деятельности, в какой мере она обусловлена внешними обстоятельствами? Я хотел беспристрастно разобраться, никого не обеляя и ничего не приукрашая", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Илья Фальковский.

Он отмечает, что потом заинтересовался личностью одного из лидеров боевиков Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова (убит в марте 2010 года), начал писать о нем.

"Параллельно я интересовался нацистскими группировками – сам долго общался с антифашистами, интервьюировал их. Но хотелось понять, что в головах у противоположной стороны. После того как убили адвоката Станислава Маркелова (Станислав Маркелов представлял интересы потерпевших по громкому делу об убийстве жительницы Чечни Эльзы Кунгаевой, за которое был осужден Юрий Буданов, и активно добивался отмены решения суда по освобождению Буданова – прим. "Кавказского узла"), с которым я был немного знаком, я ходил на процесс над его убийцами, под его впечатлением написал о Никите Тихонове (за убийство Маркелова в мае 2011 года Московский городской суд приговорил Никиту Тихонова и Евгению Хасис, состоявших в националистических организациях, соответственно к пожизненному заключению и к 18 годам колонии общего режима – прим. "Кавказского узла")", - говорит публицист.

В результате, по его словам, родилась идея широкого описания современного террористического подполья – от кавказского до русского националистического.

Обе линии - "русская" и "исламистская" - сливаются в биографии т.н. "приморских партизан", после своего ареста обратившихся в ислам, рассказывает Фальковский. 

Группа молодых людей, подозреваемых в ряде нападений на сотрудников милиции в Приморье в период с февраля по июнь 2010 года, получившая название "приморских партизан", была ликвидирована 11 июня 2010 года в Уссурийске. Тогда несколько членов группировки были задержаны, двое погибли. В настоящее время во Владивостоке идет суд над задержанными участниками группировки. Следствие обвиняет их более чем в 30 преступлениях, в том числе убийстве сотрудников милиции. Уголовное дело насчитывает более 50 томов. "Приморские партизаны", обвиняя сотрудников МВД в преступлениях, утверждали, что действуют против них осознанно и поддерживают боевиков на Северном Кавказе.

"В принципе, разделение на "русских" и "кавказских" весьма условно – здесь водораздел проходит скорее не по национальному признаку, а по ареалу действия. Саид Бурятский, скажем, был вполне себе русским до того как перебрался на Кавказ, Руслан Одижев (один из лидеров вооруженного подполья Кабардино-Балкарии Руслан Одижев, который некоторое время содержался на американской военной базе Гуантанамо и находился в розыске по подозрению в участии в нападении на Нальчик в октябре 2005 года, был убит в спецоперации 27 июня 2007 года. – Прим. "Кавказского узла") – по отцу Селезнев", - заметил публицист.

Что касается целей книги, то их, по словам Фальковского, было несколько. Если говорить конкретно о "кавказской" части биографий, указывает автор, он стремился показать не абстрактных боевиков, а живых людей, создать их портреты и рассказать, что их привело, точнее, довело до того, что они взяли в руки автоматы и "хаттабки".

о судьбе кавказских боевиков пишется крайне мало

Автор также задался целью заполнить существующий в историографии пробел. "Ведь о судьбе кавказских боевиков пишется крайне мало. Самим им по понятным причинам писать недосуг, в дагестанских или чеченских СМИ это вообще табуированная тема, а российские специалисты, как правило, заняты другими проблемами. То, что публикуется с той или другой стороны, носит, в основном, пропагандистский характер. Так что для меня было важным на основе документального материала попытаться воссоздать картину того, что на самом деле происходило", - рассказал Илья Фальковский.

Еще одной целью создания книги, по его словам, было разрушить некоторые мифы, рождающиеся вокруг ее героев. Отбирая их, он, в первую очередь, интересовался людьми, изменившими себя, прошедшими через психологический перелом.

Так или иначе, террористы – часть нашего общества, они не появились извне, а сформировались среди нас, здесь и сейчас

"Такие же, как и мы с вами, люди гуманитарных профессий, разрушившие себя и выстроившие заново в соответствии со своей новой идеологией. Мне хотелось понять, что заставило их жертвовать своей и чужими жизнями. Среди героев – ученые Ясин Расулов (аспирант кафедры религиоведения Дагестанского университета, журналист дагестанского еженедельника "Новое дело" Махач (Ясин) Расулов, убитый во время спецоперации в Махачкале в 2006 году, которого силовики называли идеологом дагестанских боевиков – прим. "Кавказского узла") и Абузагир Мантаев (Абузагир Мантаев входил в  группировку "Шариат", на счету которой, по данным МВД, были убийства военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Мантаев был кандидатом политических наук, защитил диссертацию "Ваххабизм и политическая ситуация в Дагестане". Убит в ходе спецоперации в октябре 2005 года. – Прим. "Кавказского узла"), мирные проповедники Саид Бурятский и Анзор Астемиров, студент Руслан Одижев. Все они от изучения книг и проповедей перешли на путь террора. Так или иначе, террористы – часть нашего общества, они не появились извне, а сформировались среди нас, здесь и сейчас", - говорит Фальковский.

По его мнению, для того, чтобы лучше понять, что происходит в обществе, стоит понять и мотивы террористов, узнать, цепь каких событий вынудила их перейти к террору.

И русские, и кавказские боевики называют похожие причины своих действий – чрезмерные репрессии правоохранительных органов, коррупцию и клановость во власти, высокую безработицу, алкоголизм

"И русские, и кавказские боевики называют похожие причины своих действий – чрезмерные репрессии правоохранительных органов, коррупцию и клановость во власти, высокую безработицу, алкоголизм. Все это вопросы, лежащие в социально-экономической области. Но, мечтая о социальном равенстве, решение этих вопросов они ошибочно переводят из социальной плоскости в национальную или религиозную, и их социализм, сливаясь с национализмом у одних и исламом у других, в итоге превращается в национал-социализм или салафизм. Все это – нечто общее, что мне удалось вычленить, но хотелось проследить, как в каждом случае это общее накладывается на личность конкретного человека. Поэтому я избрал такой биографический жанр", - подчеркнул автор книги.

Составление биографий, по его словам, прошло в несколько этапов. Первым из них стал сбор материалов, среди которых были книги, посвященные суфизму, позволившие понять подоплеку расхождений между представителями суфизма и салафизма на Кавказе,  интервью с уроженцами Кавказа, материалы уголовных дел, данные СМИ, в том числе и сайтов, поддерживающих боевиков - заявления, коммюнике, пресс-релизы, статьи, проповеди, призывы.

Вторым этапом стал их углубленный анализ. "Это было сопоставление и отсеивание ненужной шелухи, заведомой лжи. Там, где это было невозможно сделать, я старался дать две точки зрения. Иногда информацию выуживаешь буквально по крупицам, сто страниц изученных материалов выливаются всего в одну выверенную фразу. Но все равно, как я пишу во вступлении, какие-то ошибки и лакуны наверняка остались – ведь эти персонажи жили или живут в недавнее время, многое пока покрыто мраком, а фактам, попавшим мне в руки из уголовных дел, зачастую и вовсе нельзя доверять. Все у нас знают, как эти сведения добываются", - добавил Илья Фальковский.

Что касается читательского интереса, то, по словам автора, он мог судить об этом по двум презентациям книги – на фестивале "Медиаудар" и книжном магазине "Фаланстер".

"На первой из них вопросов было поровну по двум частям, на второй – только по русской части. Но, мне кажется, это зависит от аудитории. На мой личный взгляд, интереса к русской части должно быть больше. Ведь многим кажется, что Кавказ с его проблемами от нас далеко. Изредка эти проблемы доплескиваются до Москвы, но про них быстро забывают. А молодые ребята, которые задают на презентациях вопросы про боевиков, как мне показалось, сами достаточно политизированы и, вероятно, героизируют "приморских партизан" или примеривают на себя их опыт. Это жертвы существующей в обществе мифологизации", - подчеркнул Илья Фальковский.

Автор:Семен Чарный