ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане представители следственных органов 31 июля произвели обыск в квартире правозащитника, координатора кампании Art for democracy (Искусство во имя демократии) Расула Джафарова. Обыск прошел после шестичасового допроса правозащитника в качестве свидетеля в следственном управлении по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры. Из квартиры ничего не было изъято.
Как сообщал "Кавказский узел", 25 июля генеральная прокуратура Азербайджана приняла решение о запрете на выезд из страны известному активисту гражданского общества, координатору правозащитной кампании Art for democracy (Искусство во имя демократии) Расулу Джафарову. Ранее также арестованы банковские счета правозащитника. Джафаров обжаловал эти действия генпрокуратуры в суде.
31 июля утром Джафаров был вызван в следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры. "Меня допрашивали в течение шести часов по некоему уголовному делу против "некоторых местных и иностранных НПО". Уже несколько месяцев ведется расследование этого дела. На следствие вызывались представители порядка 15-20 НПО, однако еще не ясно, чем вызвано это расследование", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Расул Джафаров.
По его словам, у некоторых НПО арестованы банковские счета. "Но, насколько я знаю, кроме директора Института мира и демократии Лейлы Юнус и ее супруга Арифа Юнуса, никому уголовные обвинения не представлены. А их дело расследуется в контексте другого уголовного дела по госизмене, которое ранее было возбуждено против журналиста Рауфа Миркадырова", - отметил Джафаров.
По словам правозащитника, следствие интересовалось грантами, которые он получил в 2011-2013 годах.
"Я ответил на все вопросы. Вся наша деятельность была законной. Все наши проекты касались защиты прав человека. Гранты я получал в качестве индивидуального пользователя на свои личные счета от зарубежных доноров, и это не было запрещено законодательством. Все финансовые операции также проводились открыто, средства поступали на банковские счета и забирались в предусмотренном законодательством порядке. Вся финансовая документация у нас в порядке", - сказал Джафаров.
После допроса был проведен обыск в квартире Джафарова. "Я сказал, что в проведении обыска нет необходимости, поскольку на квартире документов, связанных с реализацией проектов гражданского общества с моим участием, которые интересуют следствие, нет. Дело в том, что недавно мы делали ремонт, и документы со многими вещами я перенес к родственникам. Я сказал, что документы я и так готов представить следствию. Однако мне сказали, что есть судебное решение, и обыск надо проводить в любом случае", - отметил Джафаров.
По его словам, в ходе допроса и обыска представители прокуратуры вели себя корректно.
"Представители прокуратуры согласились на участие в качестве понятых двух сотрудников Института свободы и безопасности репортеров, которых предложил я. Обыск проводился аккуратно, ничего не переворачивали. Как и я говорил, документов, интересующих следствие, в квартире не оказалось. Потом я сам представил следствию эти документы. Этот процесс был запротоколирован. В итоге мне сказали, что пока больше вопросов ко мне нет, но если понадобится, еще раз вызовут", - рассказал Джафаров.
Вместе с тем остается в силе запрет на выезд Джафарова из страны и арест его банковских счетов.
"Мне сказали, что, пока следствие продолжается, запреты будут оставаться в силе. Но я не могу ждать. Это расследование может продолжаться долго, ведь проверяются 15-20 НПО. Я должен продолжать работу. Если бы я хотел бежать из страны, сделал бы уже до этого. Почти еженедельно я выезжал в зарубежные командировки и мог не вернуться", - заявил правозащитник.
Он напомнил, что 30 июля уже подал судебные жалобы на решения генпрокуратуры о запрете на выезд из страны и арест банковских счетов.
"Завтра я официально обращусь также к начальнику следственного управления по тяжким преступлениям Генеральной прокуратуры с просьбой отменить эти необоснованные запреты еще до того, как жалобы рассмотрит суд", - сообщил Джафаров.
В пресс-службе генеральной прокуратуры воздержались от комментариев, сославшись на продолжение следствия.
Отметим, что Джафаров с 2006 года занимается правозащитной деятельностью. Возглавлял различные НПО. С декабря 2012 года является координатором правозащитной кампании Art for democracy.